Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в системе коррекционно-образовательного процесса дошкольников с ТНР
Авторы: Драчева Светлана Алексеевна, Савкина Наталья Геннадьевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2024)
Дата публикации: 02.11.2024
Статья просмотрена: 7 раз
Библиографическое описание:
Драчева, С. А. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в системе коррекционно-образовательного процесса дошкольников с ТНР / С. А. Драчева, Н. Г. Савкина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 16-21. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/523/18698/ (дата обращения: 22.11.2024).
В статье раскрываются пути и основные направления взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в системе коррекционно-образовательного процесса дошкольников с ТНР, описывается опыт и приемы работы по сотрудничеству специалистов с целью развития речевых функций у особых детей.
Ключевые слова : взаимодействие, учитель-логопед, музыкальный руководитель, коррекционно-образовательного процесс, дошкольники с ТНР.
В настоящее время в теории и методике коррекционного обучения разрабатываются модели работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Проводимая работа с данной категорией детей нуждается в комплексном сопровождении всего коррекционно-образовательного процесса, в поддержке и взаимодействии всех ведущих специалистов. Немаловажную роль в этом процессе играет сотрудничество учителя-логопеда и музыкального руководителя.
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в системе коррекционно-образовательного процесса дошкольников с ТНР играет важное значение для повышения качества усвоения языка и развития речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.
В ряде исследований (Н. А. Симашкова) отмечается важность взаимодействия специалистов в логопедической работе [2]. Некоторыми исследователями отмечается и общность приемов, используемых логопедом и музыкальным работником. Так Г. А. Волкова предлагает учителям-логопедам использовать музыкальную ритмику.
А. Ю. Николаева, Л. М. Гришина предлагают «использовать музыку и игровые элементы для развития темпо-ритмической стороны речи у детей» [1]. Среди различных методов авторами предлагаются игра на барабане, перкуссионных инструментах. Такая работа поможет детям с ТНР осознать и контролировать свое дыхание, а также развить четкость и ритмичность речи.
И логопед, и музыкальный руководитель добиваются в ходе коррекционной работы общих задач:
— стремятся развивать интерес к занятиям;
— осуществляют формирование навыков правильного дыхания;
— развивают слух;
— развивают силу голоса.
Сугубо логопедические задачи:
— стремятся развивать интерес и осознанность действий при постановке звуков;
— учит выполнять артикуляционную гимнастику;
— формирует правильное положение органов артикуляции.
Задачи музыкального руководителя:
— формирует музыкальную культуру;
— развивает певческие навыки;
— развивает движения под музыку.
Развитие мелкой моторики.
Взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
— логопед информирует музыкального работника о результатах диагностики речевых нарушений;
— логопед разрабатывает индивидуальную программу коррекции речевых нарушений и знакомит с ней музыкального руководителя;
— совместно с музыкальным руководителем обговаривается план работы и вносятся индивидуальные занятия в индивидуальный образовательный маршрут;
— проводятся совместные занятия, мероприятия с участием логопеда и музыкального работника;
— музыкальный работник информирует логопеда о видах и способах развития вокальных навыков, музыкальных игр для развития слухового восприятия, использовании ритмопластики для развития темпо-ритмической организации речи, способах развития и постановки правильного дыхания, о влиянии лечебной музыки на развитие психических процессов, снятие мышечных зажимов и т. д.
— логопед делится опытом с музыкальным руководителем о проведении логоритмических упражнений, о способах постановки тех или иных звуков, рекомендует упражнения для закрепления правильного произношения;
— логопед и музыкальный работник обмениваются опытом и присутствуют друг у друга на занятиях, проводят открытые занятия для родителей;
— логопед и музыкальный работник проводят совместные мероприятия для родителей, консультируют их по вопросам развития речи и использовании музыкальных игр и упражнений;
— логопед и музыкальный работник проводят совместное обсуждение результатов коррекционного воздействия, отмечают успехи в индивидуальном развитии ребенка, разрабатывают дальнейшие рекомендации родителям и педагогам.
В нашей практике работы осуществляется планомерное взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя.
Логопедическая ритмика широко используется в работе с детьми с ТНР как учителем-логопедом, так и музыкальным руководителем. Логопед, как правило, знакомит детей с текстом упражнения. Проговаривая его многократно, стимулируя детей к подражанию. Музыкальный руководитель закрепляет эти логоритмические упражнения уже с музыкальным сопровождением, поощряя детей вспоминать и озвучивать уже знакомые рифрмы.
Замечено, что использование логопедической ритмики с музыкальным сопровождением более эффективно способствует развитию интереса детей с ТНР к такой деятельности и позволяет осуществлять закрепление правильного произношения у детей.
В ходе взаимодействия в нашей практике мы использовали обмен мнением, в ходе которого были выработаны единые подходы к преодолению речевых нарушений, разработаны комплексы упражнений по вокалированию гласных звуков, картотеки коротких песен, попевок, карточки логоритмики с картинками. Поэтому «сложно переоценить использование логопедической ритмики двумя специалистами в коррекционно-развивающей и музыкальной деятельности в развитии детей» [1].
Мы практиковали совместное проведение занятий учителя-логопеда и музыкального руководителя. Интеграция образовательных областей дало положительные результаты в коррекции речевых нарушений детей с ТНР.
Было замечено, что «смена деятельности, использование разнообразных игровых приёмов позволяет поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия» [1].
Так были проведены следующие совместные мероприятия: семинар для педагогов «Система коррекционно-образовательного процесса дошкольников с ТНР», мастер-класс для воспитателей «Роль музыкальных и речевых игр для постановки и закрепления правильного произношения» (проводили логопед и музыкальный руководитель), родительское собрание «Игровые методы и приемы в развитии речи детей с нарушениями речи». Были разработаны практические рекомендации для педагогов «Как развивать и обогащать словарь детей в совместных играх», «Чистоговорки и попевки в режимных моментах для правильного звукопроизношения». Для родителей были подготовлены буклеты «Научим ребенка вокалировать», «Развитие правильного дыхания», «Роль музыкально-дидактических игр в развитии и стимуляции речи», «Материнское пение и его роль в становлении детской речи».
В ходе проводимой работы, было замечено, что взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя позволяет эффективно воздействовать на коррекционный процесс обучения, учитывать рекомендации и проводимую работу другим специалистом. Были замечены позитивные изменения в речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи: улучшилось понимание речи педагога у 45 % детей, у 34 % произошло обогащение словаря, 15 % неговорящих детей стали вокалировать, у 27 % улучшилось звукопроизношение отдельных фонем, у 55 % замечены положительные сдвиги в развитии связной речи, грамматический строй улучшился у 17 % детей. Родители отмечают позитивные изменения в развитии детей: 100 % родителей удовлетворены проводимой работой специалистов, 94 % родителей отметили повышение интереса детей к речевым играм, 78 % родителей стали чаще использовать рекомендации логопеда и музыкального руководителя в домашних условиях, 76 % отметили улучшение качества речи, 90 % родителей заметили, что дети стали чаще вокалировать, у них возник интерес с музыке и пению.
В перспективе дальнейшего сотрудничества мы планируем организацию совместной онлайн-конференции по обмену опытом с педагогами и другими специалистами в области коррекционной педагогики. Будет также проведена работа по организации онлайн-семинара для родителей, воспитывающих детей с ТНР.
Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя играет важную роль в системе комплексного коррекционно-образовательного процесса дошкольников с ТНР. От эффективного сотрудничества специалистов зависит в конечном итоге успех в речевом развитии детей с ТНР.
Литература:
- Николаева А. Ю. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в развитии темпо-ритмической стороны речи дошкольников / А. Ю. Николаева, Л. М. Гришина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 116–118. — URL: https://moluch.ru/archive/484/105957/ (дата обращения: 27.10.2024).
- Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-прогресс», 2016. — 240 с.
- Симашкова Н. А. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в системе коррекционно-развивающего процесса дошкольников с ТНР. — URL https://www.erono.ru/archive/?SECTION_ID=151&ELEMENT_ID=6238 (дата обращения: 27.10.2024)
- Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. Автоматизация трудных звуков. — СПб.: КАРО, 2022. — 65 с.
- Радынова О. П., Катинене А. И. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: «6 Академия», 1998. — 240 с.