Директива Европейского союза № 2019/789 в контексте вещательной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XCI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2024)

Дата публикации: 29.11.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Устинова, А. В. Директива Европейского союза № 2019/789 в контексте вещательной деятельности / А. В. Устинова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/525/18739/ (дата обращения: 20.12.2024).

Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме охраны прав вещательных организаций на европейском уровне. Автор даёт анализ Директивы Европейского союза № 2019/789 от 17 апреля 2019 г. Отмечаются прогрессивность указанного нормативного акта, учитывающего технологические достижения вещательной отрасли.

Ключевые слова: вещание, Директива Европейского союза № 2019/789, ретрансляция.

Необходимость в обмене информации мотивирует человечество создавать новые технологии, учитывающие разнообразные формы коммуникационного взаимодействия. В подобных условиях право пытается охватить своим «вниманием» наиболее важные аспекты цифровой повестки современности. В данном исследовании предпринята попытка рассмотрения регионального правового регулирования вещания в цифровых сетях на примере анализа Директивы Европейского союза № 2019/789 от 17 апреля 2019 г. об установлении правил осуществления авторского права и смежных прав, применимых к определенным онлайн-трансляциям вещательных организаций и ретрансляциям телевизионных и радиопрограмм, а также внесении изменений в Директиву 93/83/ЕЕС [1] (далее — Директива ЕС).

Как известно, вещание представляет собой сложный технологический процесс доставки вещательного контента от вещательной организации к потребителям [4, С. 9–10] посредством обращения к услугам операторов связи. В этой связи предназначение Директивы ЕС заключается в адаптации уже существующей нормативно-правовой базы Европейского союза [3] относительно отдельных этапов вещательной деятельности в части «трансграничного предоставления онлайн-услуг, связанных с вещанием, и ретрансляция телевизионных и радиопрограмм, созданных в других государствах-членах ЕС» [1].

Статья 2(1) Директивы ЕС определяет дополнительную (вспомогательную) онлайн-услугу посредством раскрытия трёх видов услуг вещательных организаций в Интернете: услуги одновременной трансляции, отложенной трансляции, а также услуги, предоставляющие доступ к материалам, дополняющим передачу. Для предоставления дополнительных онлайн-услуг вещатели руководствуются принципом страны происхождения, означающим, что оказание онлайн-услуг осуществляется по основному месту нахождения вещательной организации в определенном государстве.

Отметим, что результаты технологического прогресса приводили к применению новых способов использования программ в IP-сетях. Со временем данные достижения стали неотъемлемой частью трансляционной деятельности, поскольку имели существенные преимущества, заключающиеся в высокой пропускной способности, качестве, а также интерактивности. Все это привело к тому, что доступ к программам радиовещания и телевидения стал предоставляться операторами связи и организациями вещания посредством иных технологических средств ретрансляции. В этой связи в Европейском союзе отчетливо понимали, что установленный Директивой ЕС № 93/83/EEC от 27 сентября 1993 г. о согласовании некоторых норм авторского права и прав, связанных с авторским правом, применимых к спутниковому вещанию и ретрансляции по кабелю [2] правовой режим кабельной ретрансляции передач из одних государств, входящих в ЕС, в другие не отвечает потребностям индустрии вещания. Для устранения данного пробела Европейская комиссия предложила несколько вариантов распространения использования системы обязательного коллективного управления правами в сфере вещания, кратко рассмотрим основные из них [6]. Первое предложение состояло саморегулировании отношений, возникающих в сфере ретрансляции передач. Вместе с тем большая часть правообладателей, операторов связи негативно отнеслась к идее отказа от государственного вмешательства в связи с тем, что имеющаяся практика трансграничного доступа к требовала совершенствования. Второе предложение Европейской комиссии предполагало распространение механизма коллективного управления правами в отношении ретрансляции по «закрытой» сети. Наиболее распространенным примером указанной сети служит IPTV. Организация ее функционирования заключается в предоставлении услуг по IP-сети закрытого типа авторизированным пользователям. IPTV имеет сходство с системой кабельной связи: обе позволяют обеспечить контролируемую оператором связи зону действия, исключая передачу информацию третьим лицам. Поэтому подобный механизм выдачи разрешений на использовании вещательных программ и был закреплен в действующей Директиве № 2019/789. Между тем еще одним интересным предложением Европейской комиссии следует признать возможность использования механизма обязательного коллективного управления правами без привязки к технологиям ретрансляции или сети. Заметим, что некоторые государства распространили системы обязательного коллективного управления правами на ретрансляцию программ посредством OTT-технологий [7]. Не вызывает сомнения, подобная модель позволяет охватить широкий перечень онлайн-услуг доступных лишь авторизированным пользователям. Иллюстрацией практического применения этому служит использование технологии OTT («over-the-top»). В Рекомендации Международного союза электросвязи представлено следующее определение OTT: «приложение, доступ и работа с которым осуществляются с помощью общедоступного интернета при этом оно может быть прямой технической/функциональной заменой традиционных услуг международной электросвязи» [3]. В этой связи предполагалось, что доступ к вещательным программам с использованием IP-сети открытого типа должен был осуществляться строго определенным кругом пользователей на базе уже функционирующей инфраструктуры связи. Вместе с тем поскольку данных механизм в целом создавал риск снижения доходности заинтересованных лиц и существенно ограничивал их контроль за распространения передач, отсутствовала готовность к расширению сферы обязательного коллективного управления на всем разновидности ретрансляций программ, в т. ч. посредством сети Интернет или мобильной связи.

На текущий момент довольно трудно оценить практическое значение Директивы ЕС в связи с постепенным имплементированием в национальное законодательство ее положений, отложенным введением в действие отдельных разделов. Однако можно однозначно сказать, что данный акт явился еще одним нормативным актом на пути охраны правового статуса классического вещания [5] в цифровых сетях на общеевропейском уровне.

Литература:

  1. Директива Европейского Парламента и Совета ЕС № 2019/789 от 17 апреля 2019 г. об установлении правил осуществления авторского права и смежных прав, применимых к определенным онлайн-трансляциям вещательных организаций и ретрансляциям телевизионных и радиопрограмм, а также внесении изменений в Директиву 93/83/ЕЕС. — Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32019L0789&qid=1675344923101&from=EN (дата обращения: 26.11.2024).
  2. Директива Совета ЕС № 93/83/EEC от 27 сентября 1993 г. о согласовании некоторых норм авторского права и прав, связанных с авторским правом, применимых к спутниковому вещанию и ретрансляции по кабелю. — Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:31993L0083&qid=1675345034571&from=EN (дата обращения: 26.11.2024).
  3. Рекомендация МСЭ-Т D.1101. — Режим доступа: https://www.itu.int/ITU-T/recommendations/rec.aspx?rec=14269&lang=ru (дата обращения: 26.11.2024).
  4. Садомовский А. С. Приемо-передающие радиоустройства и системы связи: учебное пособие для студентов специальности 21020165. — Ульяновск: УлГТУ — 2007. — 243 с.
  5. Устинова А. В. Гражданско-правовая охрана интернет-вещания: монография; отв. ред. А. Г. Матвеев. — М. — Юстицинформ. — 2024. — 228 с.
  6. Impact assessment on the modernisation of EU copyright rules: European Commission staff working document. — Режим доступа: https://wayback.archive-it.org/12090/20190328174401/https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/proposal-regulation-laying-down-rules-exercise-copyright-and-related-rights-applicable-certain (дата обращения 26.11.2024).
  7. Regulating online TV and radio broadcasting: briefing. — Режим доступа: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2018/620217/EPRS_BRI(2018)620217_EN.pdf.

Ключевые слова

вещание, ретрансляция, Директива Европейского союза № 2019/789