Особенности формирования познавательных универсальных действий у младших школьников на уроках окружающего мира
Автор: Коваленко Ирина Викторовна
Научный руководитель: Гундич Марина Михайловна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XCII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2024)
Дата публикации: 12.12.2024
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Коваленко, И. В. Особенности формирования познавательных универсальных действий у младших школьников на уроках окружающего мира / И. В. Коваленко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/526/18765/ (дата обращения: 19.12.2024).
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников является приоритетной задачей современного образования. Познавательные универсальные учебные действия занимают центральное место в процессе обучения в начальной школе. Они формируют фундамент для развития мышления и самостоятельности у младших школьников. Обучающиеся начальной школы должны научиться ориентироваться в информационном потоке, выделять главное, обобщать и делать выводы.
Актуальными для нашего исследования являются работы А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой, С. В. Молчанова, просвещённые проблематике формирования универсальных учебных действий.
Для уточнения понятия универсальных учебных действий обратимся к значению слова «универсальный». Толковый словарь Д. Н. Ушакова определяет его как «применимый к различным случаям, многосторонний» [3], т. е. действия, которые необходимы ученику при освоении различных учебных дисциплин.
Для более глубокого понимания сути проблемы проанализируем определения термина «познавательные универсальные учебные действия», представленные в работах педагогов и психологов.
Познавательные универсальные учебные действия определяется как:
– действия, обеспечивающие познание;
– умственный творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку [1].
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и др. [2]. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой ошибочными. Это затрудняет процесс обучения, снижает его эффективность. Для успешного решения задач обучающиеся должны освоить базовые логические операции: анализ, сравнение, выделение общего и различного, классификацию, сериацию, логическую мультипликацию и установление аналогий.
Широкие возможности в формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе представляют информационно-коммуникационные технологии. Направления их использования отражены в таблице (Таблица 1).
Таблица 1
ИКТ |
Направления |
Внедрение |
создание презентаций к урокам |
работа с ресурсами Интернет |
|
использование готовых обучающих программ |
|
разработка и использование собственных авторских программ |
|
Возможности |
создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.) |
создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания |
|
создание текстовых работ |
|
обобщение методического опыта в электронном виде |
|
Применение |
Для обозначения темы урока |
В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию. |
|
Как сопровождение объяснения учителя |
|
Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.) |
|
Для контроля учащихся |
Для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников мы проводили уроки с применением информационно-коммуникационных технологий обучения. Приведем примеры заданий, интегрированных с ИКТ, которые мы использовали на уроках окружающего мира для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся третьего класса.
При изучении темы «Опора тела и движение» с целью закрепления изученного материала используем интерактивный тренажер «Части скелета человека». На мультимедийной доске появляется задание, где изображен скелет человека. Задание состоит в том, чтобы правильно расставить названия частей скелета человека (Рисунок 1). Ссылка на задание: https://umnayavorona.ru/publications/maket-skelet-cheloveka. Дополнительным домашним заданием может стать интерактивные задания «Скелет — опора тела и движения» (ссылка: https://umnayavorona.ru/academy/19)
Рис. 1
При изучении темы «Размножение и развитие животных» с целью закрепления изученного материала используем кроссворд (Рисунок 2), который мы разработали на платформе Interacty, кроссворд доступен по ссылке https://interacty.me/projects/7fb59fe7e1b59b99
Рис. 2
Такие задания способствуют формированию общеучебных УУД, а именно: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое и от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Сформированность познавательных универсальных учебных действий позволяет школьникам не только ставить учебные цели, искать способы их достижения и оценивать результаты своей деятельности, но и формирует целостное мировоззрение. Формирование познавательных УУД в начальной школе является фундаментом для непрерывного самообразования, адаптивности и гибкости в различных жизненных ситуациях.
Литература:
- Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в современной школе // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 32–42.
- Байдюк Л. В. Познавательные УУД как основа активной образовательной деятельности школьников // Инновации в образовании — 2020: материалы ХVI Международной конференции. — Ярославль: ЯрГУ, 2020. — С. 45–51.
- Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка: [св. 110000 слов. ст.] / Д. Н. Ушаков; под ред. Н. Ф. Татьянченко. — Москва: Альта-Пресс, 2005. — 1207 с. — ISBN 5–93383–017–8.