Искусственный интеллект как инструмент методического сопровождения педагогов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мукминова, Ю. Н. Искусственный интеллект как инструмент методического сопровождения педагогов / Ю. Н. Мукминова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/526/18772/ (дата обращения: 18.01.2025).



В статье автор исследует возможности искусственного интеллекта как инструмента методического сопровождения педагогов.

Ключевые слова: математика, искусственный интеллект, наставничество, ученик, инструменты ИИ.

Следующий технологический уклад, который принципиально изменит ракурс социально-экономического развития России, основан на всестороннем использовании искусственного интеллекта (далее ИИ). Чем быстрее социальные сферы освоят и применят преимущества ИИ в необходимой области, тем качественнее и результативнее станет рост технических и технологических возможностей страны согласно мнению А. Тылика — директора регионального института развития образования ЯНАО [2]. Именно по этой причине изменена национальная стратегия развития ИИ на период до 2030 года, которая утверждена Президентом РФ 10 октября 2019 г. [1]. Кроме того, закреплен национальный стандарт РФ «Технологии искусственного интеллекта в образовании» (ГОСТ Р 59895–2021), а в 2024 г. разъяснены национальные цели развития до 2036 г. [3]. В совокупности эта перспектива отводит ведущую роль совершенствованию не только образовательных технологий с точки зрения применения ИИ, но и методического сопровождения педагогов.

Современная методика образования направлена на повышение уровня информированности педагогов в рамках изучения возможностей использования технологий ИИ, которые позволят снизить общую нагрузку учителя, упростить выполнение рутинных задач в учебно-образовательном процессе. Среди инструментов, в основе которых работает ИИ, в настоящий момент можно перечислить генеративные текстовые нейросети, всевозможные ассистенты и помощники, а также ресурсы по автоматическому созданию презентаций. Рассмотрим преимущества данных средств.

Генеративные сети — это инструмент разностороннего анализа исходных данных, который дает ответ на заданный вопрос. Педагог может применять такой инструмент, когда нужно найти ошибки в задачах, в логике изложения или сочинения, для проверки знаний по пройденной теме, для самостоятельной работы. При этом не имеет важности предмет обучения. Генеративные сети помогают анализировать любые текстовые данные. На уроке применим прием «Найди ошибку». Учитель выдает решенные задачи, в которых ученик может как сам найти, где действие выполнено неверно, так и с помощью ИИ. В качестве таких нейросетей можно назвать Гигачат, Yandex_GPT, GAN, VAE, CGAN и DCGAN.

В работе педагога необходимо не только выстраивать перспективу обучения ученика, но и разрабатывать необходимую документацию, осуществлять профессиональную рефлексию по результатам проведения открытого или обычного урока, которые в совокупности отнимают достаточное количество времени. В такой ситуации можно воспользоваться ассистентом преподавателя на основе ИИ. Для анализа необходима аудиозапись урока, которая затем выводится в текст, пересчитывается по периодам активности, по количеству методических и социологических приемов (например: поощрение, поддержание дисциплины, инструктирование), даже по интонации речи педагога. В рамках совершенствования профессиональных возможностей педагога с уверенностью скажем, что данный инструмент помогает найти слабые стороны в работе и усовершенствовать их.

Современные ученики являются визуалами. Им сложно воспринимать речь учителя, которая не подкреплена картинками, видео или звуками. А создание презентаций к уроку занимает большое количество времени. Искусственный интеллект в инструменте Gamma.ai помогает значительно сократить время подготовки учителя. Необходимы только подготовленный текст речи, примеры, задачи, цветовая гамма, тон, формат, количество слайдов. Инструмент сам размещает текст в нужном месте, регулирует скорость показа и генерирует презентацию, которую также можно поправить или добавить.

Таким образом, учитель прошлого так и продолжит тратить время на создание презентаций, на написание конспектов к уроку, на документацию, подготовку к занятиям, а современный педагог применит знания и преимущества ИИ для совершенствования учебно-педагогического процесса, для непосредственной работы с группой учеников или в рамках персонализации обучения, дабы передать им наработанные знания, умения и навыки, чтобы уже школьники не тратили время на знакомство с огромным функционалом программ, а сразу могли применять, создавать, организовывать и реализовывать важные для региона проекты. Для прорывного социально-экономического развития особенно необходимы современные школьники, которые уже освоили технологию искусственного интеллекта и полученные знания смогут применить в совершенствовании собственных профессиональных навыков.

Одним из эффективных инструментов искусственного интеллекта является сервис «Ассистент преподавателя».

Сервис «Ассистент преподавателя» формирует конспект урока, оценивает социологические и методические приемы, отмечает популярные слова и распределение разговора, дает рекомендации и формирует вопросы для рефлексии на основе полученных данных. «Ассистент преподавателя» помогает снизить субъективность обратной связи педагогам, расширить охват анализируемых методистами уроков и улучшить качество подачи материала.

Таким образом, использование сервиса влияет на качество образования и результаты учеников.

Сервис способен анализировать речь учителя во время урока и переводить ее в текстовый формат, оценивать динамику занятий, предлагать оптимизацию учебного процесса. «Ассистент преподавателя» оснащен онлайн-инструментами для обучения и содержит методические рекомендации от ведущих педагогов страны. Кроме того, новая разработка «CберОбразования» определяет эмоциональный фон и подсказывает, как создать на уроках комфортную среду.

Для работы с ИИ-сервисом преподавателю потребуется загрузить аудиозапись урока — программа самостоятельно проанализирует учебный процесс и выдаст результаты с необходимыми рекомендациями.

Новая разработка создана специалистами лаборатории «CберОбразование» на основе русскоязычной нейросети GigaChat и платформы распознавания речи SaluteSpeech.

Литература:

  1. Национальная стратегия развития ИИ на период до 2030 года утверждена Указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490. — https://ai.gov.ru/national-strategy/
  2. Тылик А. Курсы по ИИ для школьников начнут работу уже в сентябре. — https://vk.com/video-70131412_456268225
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»

Похожие статьи

Использование инструментов искусственного интеллекта на уроках математики

В статье автор исследует различные инструменты ИИ, которые можно применять на уроках математики. Целью работы является представление программ ИИ, которые позволяют учителю упростить процесс подготовки уроков и направить свой ресурс на повышение своей...

Роль творчества в сфере обучения с применением искусственного интеллекта: вызовы и возможности

В статье автор исследует важность творческого мышления в контексте использования технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе. Также автор освещает вызовы и возможности, связанные с использованием искусственного интеллекта в образо...

Необходимость творчества при применении искусственного интеллекта в образовании

В статье рассматриваются вопросы применения ИИ и необходимость проявления творчества педагога в планировании образовательной деятельности.

Математическая обработка образовательных результатов учащегося с использованием языка программирования Python как метод выявления уровня мотивации школьника

В статье автор предлагает метод обработки образовательных результатов учащихся на примере программы Python для выявления уровня мотивации учащегося.

Использование искусственного интеллекта в управлении проектами

В статье автор исследует методы использования искусственного интеллекта в управлении проектами.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Искусственный интеллект в образовании

В данной статье освещен искусственный интеллект и его использование в образовании.

Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся

В статье рассматриваются вопросы использования учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию на уроках информатики.

Игровые технологии — эффективное средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики

Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на уроках математики и во внеурочной деятельности с использованием игровых технологий.

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Похожие статьи

Использование инструментов искусственного интеллекта на уроках математики

В статье автор исследует различные инструменты ИИ, которые можно применять на уроках математики. Целью работы является представление программ ИИ, которые позволяют учителю упростить процесс подготовки уроков и направить свой ресурс на повышение своей...

Роль творчества в сфере обучения с применением искусственного интеллекта: вызовы и возможности

В статье автор исследует важность творческого мышления в контексте использования технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе. Также автор освещает вызовы и возможности, связанные с использованием искусственного интеллекта в образо...

Необходимость творчества при применении искусственного интеллекта в образовании

В статье рассматриваются вопросы применения ИИ и необходимость проявления творчества педагога в планировании образовательной деятельности.

Математическая обработка образовательных результатов учащегося с использованием языка программирования Python как метод выявления уровня мотивации школьника

В статье автор предлагает метод обработки образовательных результатов учащихся на примере программы Python для выявления уровня мотивации учащегося.

Использование искусственного интеллекта в управлении проектами

В статье автор исследует методы использования искусственного интеллекта в управлении проектами.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Искусственный интеллект в образовании

В данной статье освещен искусственный интеллект и его использование в образовании.

Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся

В статье рассматриваются вопросы использования учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию на уроках информатики.

Игровые технологии — эффективное средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики

Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на уроках математики и во внеурочной деятельности с использованием игровых технологий.

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.