Развитие интеллектуальных способностей учащихся через выполнение олимпиадных заданий по информатике
Автор: Ажгалиева Асель Сайлауовна
Научный руководитель: Кошанова Гулназира Данебековна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XCII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2024)
Дата публикации: 16.12.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Ажгалиева, А. С. Развитие интеллектуальных способностей учащихся через выполнение олимпиадных заданий по информатике / А. С. Ажгалиева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/526/18774/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье рассматривается влияние задач олимпиады по информатике на развитие интеллектуальных способностей учащихся. Проанализированы интеллектуальные навыки и способности , развивающиеся в процессе решения задач , даны практические рекомендации для учителей. Результаты исследования показали, что задачи по информатике способствуют формированию логического мышления, способности систематизировать информацию, развитию творческого подхода и навыков решения нестандартных задач.
Ключевые слова: интеллектуальные способности, олимпиадные задачи, информатика.
Современная система образования направлена на развитие разносторонней личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Интеллектуальные способности учащихся играют важную роль в их успехе не только в учебе, но и в будущей профессиональной деятельности. Задачи олимпиады по информатике — один из самых эффективных инструментов для развития интеллектуальных способностей. Они требуют комплексных решений, сочетающих алгоритм, программирование и логический анализ.
Цель данной статьи — проанализировать влияние олимпиадных задач по информатике на развитие интеллектуальных способностей учащихся и дать практические рекомендации по внедрению олимпиадных задач в учебный процесс.
Термин интеллектуальные способности имеет много нюансов, которые характеризуют последовательность мыслительных действий различного уровня и сложности, что позволяет ориентироваться в различных ситуациях, в том числе в проблемных, применять различные поведенческие стратегии, приобретать когнитивные навыки.
Многие ученые, говоря об интеллектуальных способностях, делают упор на способность человека адаптироваться. Дж. Пиаже пишет об интеллекте как о «универсальной адаптации», направленной на баланс между человеком и средой [1]. М. К. Акимова и В. Т. Козлова сосредотачиваются на деятельности, которую они считают основой интеллекта, а к основным факторам интеллектуальной продуктивности добавляются само регуляция и продуктивность [2].
Психология интеллекта опирается на систематизацию М. А. Холодной, которая определила восемь основных подходов к объяснению природы интеллекта: социокультурный, генетический, процессно-деятельностный, образовательный, информационный, феноменологический, регулятивный, структурно-уровневый [3]. Мы рассматриваем понятие интеллекта в рамках образовательного подхода, определяем его как процесс и результат мыслительной деятельности, формирующийся в ходе индивидуального развития личности.
М. В. Браташова, рассматривая интеллектуальные способности младших подростков, подчеркивает их обусловленность мотивацией учебной деятельности [4]. Что касается интеллектуальных способностей младших подростков (10–14 лет), то считается, что этот период завершает их развитие. Однако в этом возрасте их можно исправить с помощью деятельности, направленной на развитие памяти, восприятия, внимания, мышления.
Теоретический анализ позволяет сформировать следующую исследовательскую проблему: развитие интеллектуальных способностей учащихся через обучение решению олимпиадных задач по информатике. Исследование проводилось на базе специализированной школы-интерната «Дарын» в г. Кентау. В исследовании приняли участие 20 учащихся подросткового возраста (8 класс).
Олимпиады по информатике являются эффективным инструментом для развития интеллектуальных способностей учащихся, поскольку требуют от них логического, аналитического и творческого мышления.
Однако, прежде чем переходить к выполнению сложных задач, важно определить начальный уровень интеллектуальных способностей каждого ребенка. Это позволяет им разработать индивидуальный метод обучения, соответствующий их когнитивным возможностям. Методика П. Ржичана, направленная на диагностику интеллекта, помогает выявить сильные и слабые стороны учащихся и является основой дальнейшей работы. Словацкий психолог П. Ржичан разработал тест невербального интеллекта для детей и подростков. Рекомендуемый возраст от 7 до 18 лет. Тестовый материал состоит из 29 вопросов, в каждом из которых дается ряд из трех фигур. Условием задания является логический выбор четвертой фигуры для продолжения заданного ряда. В каждом задании есть только один правильный ответ, по которому начисляются баллы. Успех и результативность теста зависят от способности человека мыслить логически, анализировать, сравнивать, находить сходства и делать правильные выводы. Тест комплексно оценивает умственную работоспособность человека и определяет невербальные, математические, технические и аналитические способности [3]. Методика П. Ржичана позволяет определить уровень интеллектуального развития учащихся и объективно оценить их способности. Результаты тестов делятся на следующие категории:
135ивыше-очень высокий уровень;
120–134балла-высокий уровень;
100–119баллов-средний уровень интеллектуального развития
Ниже 80баллов — низкий уровень [5].
Путем проведения теста в начале учебного года:
1. возможности каждого ученика можно определить;
2. осуществляется разработка индивидуальных траекторий обучения;
3. определяются области, требующие дополнительного внимания.
По результатам теста оценки интеллектуального потенциала выявлены следующие тенденции: уровень интеллектуального развития детей в целом соответствует возрастным особенностям. 10 учащихся 8 класса — 120–134 балла (50 %) выполнили задания на высоком уровне, 5 учащихся — 100–119 баллов (25 %) — на нормальном уровне, 5 учащихся — 80–99 баллов (25 %) — на низком уровне (табл.1).
Таблица 1
Показателиинтеллектуальногоуровняучащихся
Перед курсом |
После курса |
|||
Показатели интеллектуального уровня |
количество учащихся |
% |
количество учащихся |
% |
Очень высокий уровень |
5 |
25 |
||
Высокий уровень |
10 |
50 |
5 |
25 |
Средний уровень |
5 |
25 |
10 |
50 |
Низкий уровень |
5 |
25 |
||
По предоставленным данным анализируются изменения показателей интеллектуального уровня учащихся до и после курса. В частности, после курса на очень высокий уровень поднялось 5 учащихся (25 %), на высокий уровень уменьшилось количество учащихся 10 (50 %) на 5 учащихся (25 %), на средний уровень увеличилось количество учащихся с 5 до 10 (50 %), все учащиеся низкого уровня перешли на средний уровень. Курс положительно повлиял на переход учащихся от низкого и среднего уровня к высокому. Количество учеников, достигших очень высокого уровня, увеличилось, а низкий уровень полностью исчез.
Таким образом, курс улучшил уровень знаний учащихся и способствовал повышению уровня учащихся с низким уровнем образования до среднего и высокого уровня. Кроме того, увеличение числа учащихся, достигших очень высокого уровня, доказывает, что курс является качественным и продуктивным.
Подготовительный курс к олимпиаде по информатике состоит из следующих этапов:
- Подготовительный этап. На этом этапе учащиеся с низкими результатами работают над основными задачами, развивающими логическое мышление, внимание и аналитические способности.
- Основной этап. Учащиеся среднего уровня работают над задачами средней сложности. Эти задачи включают создание алгоритмов, работу с большими данными и поиск оптимальных решений. Такая работа развивает аналитическое мышление и навыки систематизации информации.
- Этап совершенствования. Для учащихся более высокого уровня предлагаются более сложные задачи. Эти задачи требуют глубокого анализа, нестандартного мышления и принятия уникальных решений. Такие отчеты повышают когнитивную гибкость и способность применять знания в новых ситуациях.
В последнее время значительно увеличилось количество специальной литературы, посвященной анализу сложных задач. Однако методы решения олимпийских задач встречаются не во всех этих книгах. Например, газета «Информатика» издательства «первое сентября» часто выпускает специальные тематические выпуски. Также можно найти полезные электронные ресурсы.
В заключение хочу отметить, что развитие интеллектуальных способностей учащихся через олимпиадные задачи требует системного подхода. Сначала это начинается с диагностики их интеллектуального потенциала. Методика П.Ржичана дает ценную информацию об уровне умственного развития учащихся, что позволяет разрабатывать индивидуальные учебные программы. Подбор олимпиадных задач по результатам тестов — эффективный инструмент для развития логического, аналитического и творческого мышления.
Литература:
- Ж. Пиаже Психология интеллекта СПБ.: Директ-Медиа, 2008. 351 стр
- Акимова М. К., Козлова В. Т. Диагностика умственного развития детей. СПб.: Питер, 2006. 240 с.
- Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. М.: Юрайт, 2019. 334 с.
- Браташова М. В. Мотивация учения как фактор развития интеллектуальных способностей младших подростков // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 1. С. 94–99. DОI: 10.18500/1819–7671–2020–20–1-94–99
- Косикова Л. В. Особенности общих способностей старших подростков, обучающихся в классах профильной направленности и общеобразовательных классах. Инновации в науке: пути развития. Материалы X всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары-2019. 199–201 стр.