Проблемы и перспективы расширения Европейского союза на территории Западных Балкан
Автор: Станченкова Вера Васильевна
Рубрика: 21. Политология
Опубликовано в
XCII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2024)
Дата публикации: 15.12.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Станченкова, В. В. Проблемы и перспективы расширения Европейского союза на территории Западных Балкан / В. В. Станченкова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/526/18775/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматривается процесс расширения Европейского союза на территории стран Западных Балкан. Исследуется эволюция взаимодействия государств региона с Евросоюзом, анализируются ключевые факторы, которые привели к усилению внимания Брюсселя к западной части Балканского полуострова в последнее время. Рассматриваются конфликты на мировой арене и нерешенные проблемы внутри региона в контексте их влияния на взаимоотношения государств Западных Балкан с ЕС. Особое внимание уделяется воздействию внерегиональных акторов на отношения между Европейским союзом и государствами Западных Балкан. На основе докладов Еврокомиссии и Европарламента, проектов, созданных ЕС, и заявлений глав государств выделяются промежуточные итоги европейской интеграции западнобалканских стран. В статье также обозначены возможные перспективы интеграционного процесса каждой отдельно взятой страны Западных Балкан.
Ключевые слова: Европейский союз, Западные Балканы, европейская интеграция, Китай, Россия, переговорный процесс.
Европейский союз, созданный более полувека назад, играет одну из ключевых ролей в формировании евроатлантического пространства и обеспечении мира и процветания для государств-членов. Евросоюз в той или иной мере способствует установлению демократических институтов, экономическому развитию и безопасности в Европе, что делает его важным игроком в современной мировой политике. Сегодня ЕС функционирует в условиях изменчивого мирового порядка и непрерывных кризисов, которые создают множество угроз, но при этом и определенные возможности для Европейского союза, в том числе в таком непростом регионе как Балканы.
После волнений, вызванных распадом Югославии в конце XX — начале XXI в., страны Балканского полуострова стремились к стабильности и прогрессу. На сегодняшний день Болгария и Румыния, а также две страны, входившие в Югославию — Словения и Хорватия — стали членами ЕС. Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия, Черногория всё ещё не вступили в Союз, а вопрос их членства находится на разных стадиях. Процесс интеграции в европейское пространство уже запустил социальную, политическую, экономическую и правовую трансформацию стран региона, помог преодолеть последствия войн. Вступление в ЕС поспособствует укреплению внутриполитической стабильности, обеспечит доступ к обширному европейскому рынку, инвестициям и финансовой поддержке, что ускорит экономический рост и увеличит число рабочих мест [1, с. 183].
Постепенно страны Западных Балкан получали статус страны-кандидата в ЕС: Северная Македония в 2005 г., Черногория в 2010 г., Сербия в 2012 г., Албания в 2014 г., Босния и Герцеговина в 2022 г.
В 2021 г. после нескольких лет заморозки интеграции Евросоюз возобновил активные переговоры о вступлении с Черногорией и Сербией. Стоит отметить, что эти две страны являлись главными кандидатами на членство в ЕС. Черногория всегда пользовалась широкой поддержкой среди официальных лиц государств-членов, и её возможное вступление в Европейский союз намечалось на 2025 г. [2]. Во время визита в Сербию в феврале 2018 г. Йоханнес Хан, занимавший тогда должность Комиссара ЕС по расширению, представил новую Стратегию расширения ЕС, где отмечалось, что Сербия также может быть «потенциально готова» к вступлению к 2025 г. [3].
Следует упомянуть, что Китай является важным фактором, который влияет на взаимодействие стран-кандидатов и ЕС. За последние десять лет на Западных Балканах значительно расширилось китайское влияние, в рамках инициативы КНР «Один пояс, один путь» (BRI). Ключевым инструментом взаимодействия с пятью странами Западных Балкан стал формат «16+1» (14+1), созданный в 2012 г. и связанный с поддержкой BRI [4]. В экспертных кругах принято считать, что активность Китая в регионе представляет собой прямую угрозу для Европейского союза из-за возможного навязывания норм и ценностей [5, с. 150]. КНР, в свою очередь, рассматривает страны Балканского полуострова как своих партнёров по постепенному выходу на рынки ЕС. Так, нарастает сотрудничество в финансовом секторе, которое включает в себя обширное кредитование через китайские государственные банки и специализированные финансовые учреждения [6, с. 62]. В частности, филиалы китайских фабрик могут появиться в таких странах, как Сербия, Албания, Болгария и Румыния [Там же, с. 63]. Взаимоотношения с Китаем выгодны странам, которые не входят в ЕС, так как Китай не требует укрепления демократических ценностей, проведения реформ, что позволяет создавать ему образ удобного партнера. Китай предлагает дешевые кредиты и выстраивает взаимоотношения с каждой страной по отдельности. Во время турне по странам Западных Балкан, состоявшегося в октябре 2022 г., председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в очередной раз заострила внимание на растущем влиянии Китая на регион. «Россия и Китай понимают стратегическое значение Западных Балкан не хуже нас», — заявила она [7].
С момента начала СВО на территории Украины в конце февраля 2022 г., официальные лица ЕС заявили, что активизация взаимодействия объединения с пятью странами как никогда важна для поддержания безопасности Европы. На Саммите в Тиране 6 декабря 2022 г. была принята декларация, в которой говорится: «Единство с ЕС является явным признаком стратегической ориентации партнеров, сейчас, как никогда, когда Россия усиливает свою агрессивную войну против Украины. Общее видение будущего предполагает взаимную ответственность и общие ценности» [8]. Этот новый акцент может стать поворотным моментом в подходе ЕС к расширению, поскольку геополитическая ситуация требует активных действий, в то время как процесс интеграции Западных Балкан остановился. В обмен на прогресс на переговорах о вступлении ЕС ожидает полной солидарности от своих партнеров по Западным Балканам и хочет, чтобы они полностью согласовывали внешнюю политику с политикой Союза.
Украинский кризис и растущее влияние Китая поспособствовали переговорному процессу с остальными кандидатами в ЕС. Евросоюз официально начал переговоры с Албанией и Северной Македонией летом 2022 г. [9], тогда же страны были включены в текущую повестку дня будущего расширения ЕС. С Боснией и Герцеговиной переговоры о вступлении в ЕС всё ещё не начались, но все 27 лидеров ЕС, входящих в Европейский совет, на саммите в Брюсселе 22 марта 2024 г. единогласно одобрили их запуск [10].
Европейская комиссия 8 ноября 2023 г. приняла новый План роста для Западных Балкан, направленный на сближение партнеров с ЕС путем предоставления региону некоторых преимуществ членства в Евросоюзе до вступления в него, стимулирования экономического роста и ускорения социально-экономической конвергенции. План роста стимулирует подготовку стран Западных Балкан к вступлению в Европейский Союз и закрепляет необходимость ускорения реформ, выдвигая на первый план некоторые преимущества, которые принесут прямую пользу гражданам стран Западных Балкан. Это в свою очередь должно значительно ускорить темпы процесса расширения и роста их экономик [11].
В мае 2024 г. Европейский парламент принял проект законодательной резолюции о создании Фонда реформ и роста для Западных Балкан [12], который расширял содержание Плана роста. В проекте резолюции говорилось, что предпосылками для поддержки в рамках Фонда должны быть: эффективные демократические механизмы, включая функционирующую многопартийную парламентскую систему, защита свободных и плюралистических СМИ, борьба с дезинформацией и верховенство закона [Там же].
Европарламент добавил предварительное условие — «согласование национальной внешней политики с общей внешней политикой и политикой безопасности Союза, включая принятие ограничительных мер против России» [Там же]. Для поддержки этого процесса на период 2024–2027 гг. был предложен новый финансовый инструмент в размере 6 млрд евро.
Если говорить о перспективах каждой отдельной страны, то ситуация у всех разная. Как уже упоминалось ранее, Сербия и Черногория могли вступить в Союз уже к 2025 г., но это бы означало, что переговоры о вступлении должны были завершиться в 2023 г., так как должно оставаться время для ратификации как Европейским парламентом, так и национальным законодательным органом. Однако переговоры так и не были завершены ни с одной из стран.
Вступление Сербии в ЕС в 2025 г. невозможно по нескольким причинам. В начале 2000-х гг. интеграция в Евросоюз поддерживалась как общественностью, так и политическими кругами. Однако с течением времени поддержка членства в ЕС постепенно падала. Разочарование, несбывшиеся ожидания в условиях социальных перемен, а также неразбериха в понимании и продвижении интеграции в ЕС можно считать общими причинами нарастания евроскептицизма [13]. Последний опрос, проведенный в феврале 2024 г. белградским ежеквартальным журналом NSPM (Nova srpska politička misao), посвященный политике и политическим исследованиям, показал следующие результаты: 42,8 % сербов высказались за вступление в ЕС, 36,8 % — против, а остальные 20,4 % не определились [14]. Признание независимости Косово многими странами Евросоюза, экономический кризис, вызванный в том числе и пандемией COVID-19, справляться с которой помогал в первую очередь Китай, также пагубно повлияли на отношение сербов к вступлению в ЕС [15]. На сегодняшний день КНР продолжает инвестировать в Сербию, тем самым разжигая евроскептицизм в стране. Также Белград придерживается своей позиции и не вводит санкции против России, что тоже влияет на ситуацию с интеграцией в Евросоюз.
Главной проблемой, препятствующей вступлению Сербии в ЕС, является косовский вопрос [16, с. 52]. Сербия все еще не признает эту территорию независимой, пять стран Союза также не рассматривают Косово в качестве независимого государства. Дальнейшее расширение ЕС на Западные Балканы и поддержание стабильности в регионе во многом зависят от окончательного разрешения этого конфликта. В связи с этим стоит ожидать активизации усилий как со стороны Брюсселя, так и от наиболее влиятельных стран — членов ЕС, таких как Франция и Германия, которые будут стремиться к поддержанию диалога между Белградом и Приштиной [17, с. 52]. Однако до тех пор, пока вопрос Косово останется нерешенным, вступление Сербии в ЕС будет отложено.
Основная же проблема, тормозящая процесс вступления Черногории в Евросоюз, связана с невыполнением ряда условий, предъявленным руководством ЕС к странам-кандидатам. Стоит отметить незначительную внутреннюю динамику в Черногории, связанную с невозможностью обеспечить реализацию принципа верховенства закона, а также с последствиями существования в стране длительное время автократии и коррупции. Усложнила ситуацию принятая парламентом Черногории Резолюция о геноциде в Ясеноваце 28 июня 2024 г. После этого председатель Европейского совета Шарль Мишель отменил намечавшийся на 2–3 июля визит в Подгорицу [18].
В марте 2024 г. Черногория присоединилась к очередным санкциям Евросоюза против России. «Власти Черногории приняли это непростое решение, чтобы согласовать свою внешнюю политику с ЕС и стать “членом клуба”», — заявил президент республики Яков Милатович на форуме по международной безопасности Globsec в Праге 31 августа 2024 г. [19]. Ранее Черногория также поддерживала пакеты санкций ЕС, направленные против России. Несмотря на попытки сближения, предпринимаемые руководством страны, Черногория все еще остается вне политического и экономического пространства ЕС. Руководством страны уже делаются новые прогнозы о возможности достичь вступления в ЕС к 2028 г. [20].
Северная Македония, как уже упоминалось ранее, имеет статус кандидата в ЕС с 2005 г., однако процесс интеграции замедлялся не только внутренней нестабильностью страны, но и международными конфликтами. В 2019 г. закончился многолетний спор с Грецией. Теперь главной преградой на пути в ЕС выступает позиция Болгарии, которая является членом ЕС с 2007 г. Хоть Болгария уже сняла вето на начало переговоров ЕС и Северной Македонии в июле 2022 г. [21], по решению Совета Европейского союза интеграционный процесс не может начаться без одобрения Ассамблеей Северной Македонии конституционной поправки, касающейся болгарских меньшинств на территории страны.
Албания была тесно связана с Северной Македонией в процессе переговоров и вступления в ЕС с 2022 г. 25 сентября 2024 г. ЕС объявил об отделении Албании от Северной Македонии на пути вступления в ЕС из-за споров между Северной Македонией и Болгарией вокруг болгарского меньшинства [22].
Несмотря на то, что власти ЕС еще не поделились более конкретной информацией по этому вопросу, требования ЕС определенно будут включать в себя ряд вопросов, касающихся правосудия, статистики, свободы и безопасности. «Нет сомнений, что мы достигнем того, чего хотим, а именно вступления Албании в ЕС к 2030 г»., — заявил премьер-министр балканской страны Эди Рама, который возглавил национальную делегацию на встрече в Люксембурге 16 октября 2024 г. [23]
Реформа выборной системы и отказ от этнического принципа формирования органов власти — это ключ, который позволит Боснии и Герцеговине открыть двери в ЕС. Переговоры о принятии Боснии и Герцеговины в Евросоюз вряд ли увенчаются скорым успехом, считают эксперты. Главная причина заключается в негативной позиции одного из ее регионов — Республики Сербской. Глава этого энтитета Милорад Додик продолжает поддерживать связи с Россией, что противоречит политике ЕС, поэтому его действия подвергаются критике. Несмотря на политику Милорада Додика, Босния и Герцеговина намерена развивать сотрудничество с ЕС и продолжать свой путь в объединение.
Нельзя исключать, что в Евросоюзе возобладает мнение о необходимости обеспечить безопасность Западных Балкан с учётом стратегических интересов ЕС и НАТО. Одной из ключевых задач брюссельской дипломатии сейчас является приближение западнобалканских стран к вступлению в Евросоюз, укрепление позиций ЕС в регионе и сдерживание влияния других государств. Затягивание процесса может обернуться повышением уровня евроскептицизма, что не пойдет на пользу Европейскому союзу.
В связи с этим Евросоюзу предстоит принять ключевое решение — придерживаться единой стратегии евроинтеграции для всех стран Западных Балкан или заменить её на индивидуальные стратегии для каждой страны. В то же время, чтобы присоединиться к ЕС, балканским странам нужно выполнить множество требований, провести реформы и решить все внутриполитические и внешнеполитические проблемы, которые затрудняют интеграцию.
Литература:
- Князева С. Е. Проблема вступления в ЕС балканских стран и расширения ЕС в контексте ценностной модели Европейского союза // Актуальные проблемы Европы. 2021. № 2. С. 78–89.
- Montenegro Targets 2025 to be Ready for EU Accession. — Текст: электронный // BalkanInsight: [Электронный ресурс]. — URL: https://balkaninsight.com/2021/03/26/montenegro-targets-2025-to-be-ready-for-eu-accession/ (дата обращения: 09.12.2024).
- Hahn to visit Serbia and Montenegro after publication of EU strategy. — Текст: электронный // European Western Balkans: [Электронный ресурс]. — URL: https://europeanwesternbalkans.com/2018/02/05/hahn-visit-serbia-montenegro-publication-eu-strategy/ (дата обращения: 09.12.2024).
- Chinese Influence in the Western Balkans and Its Impact on the Region’s European Union Integration Process. — Текст: электронный // IWM: [Электронный ресурс]. — URL: https://www.iwm.at/blog/chinese-influence-in-the-western-balkans-and-its-impact-on-the-regions-european-union (дата обращения: 09.12.2024).
- Вит М. «Мягкая сила» ЕС и Китая на Западных Балканах и пределы её применения // Современная Европа. 2019. № 7 (93). с. 148–157
- Фролова И. Ю. Интересы и проблемы Китая на Балканах // Проблемы национальной стратегии. — 2020. — № 4(61). — С. 61–75.
- EU revisits Balkans to win friends, seek more influence. — Текст: электронный // AP: [Электронный ресурс]. — URL: https://apnews.com/article/europe-china-serbia-ursula-von-der-leyen-european-union-c38315c11b652f106bbc2d5598db4b8f (дата обращения: 09.12.2024).
- EU-Western Balkans Summit. Tirana Declaration, 6 December 2022 — Текст: электронный //: [Электронный ресурс]. — URL: https://gouvernement.lu/dam-assets/documents/actualites/2022/12-decembre/06-bettel-tirana/tirana-declaration-of-the-eu-western-balkans-summit-en.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
- Albania, North Macedonia finally start EU membership talks. — Текст: электронный // Reuters: [Электронный ресурс]. — URL: https://www.reuters.com/world/europe/albania-north-macedonia-finally-start-eu-membership-talks-2022–07–19/ (дата обращения: 09.12.2024).
- EUCO 7/24. Brussels, 22 March 2024 (OR. en) EU-Western Balkans Summit. — Текст: электронный //: [Электронный ресурс]. — URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-7–2024-INIT/en/pdf (дата обращения: 09.12.2024).
- New €6 billion growth plan to bring Western Balkans closer to joining the EU. — Текст: электронный // European Commission: [Электронный ресурс]. — URL: https://commission.europa.eu/news/new-eu6-billion-growth-plan-bring-western-balkans-closer-joining-eu-2023–11–08_en (дата обращения: 09.12.2024).
- Regulation (EU) 2024/1449 of the European Parliament and of the Council of 14 May 2024 on establishing the Reform and Growth Facility for the Western Balkans EU-Western Balkans Summit. — Текст: электронный //: [Электронный ресурс]. — URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:L_202401449 (дата обращения: 09.12.2024).
- Euroscepticism in Serbia: An image problem?. — Текст: электронный // Emerging Europe: [Электронный ресурс]. — URL: https://emerging-europe.com/opinion/euroscepticism-serbia-image-problem/ (дата обращения: 09.12.2024).
- Србија, фебруар 2024 — спољнополитичке оријентације, партнерства и лидери. — Текст: электронный // Emerging Europe: [Электронный ресурс]. — URL: https://emerging-europe.com/opinion/euroscepticism-serbia-image-problem/ (дата обращения: 09.12.2024).
- China helped Serbia to fight coronavirus much more than EU, president says. — Текст: электронный // TASS: [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.com/world/1137255?ysclid=m4hkrpf23g328792301 (дата обращения: 09.12.2024)
- Максакова М. А. Страны Западных Балкан на пути в Европейский союз: проблемы и перспективы // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 11. с. 42–55
- Щербак И. Н. Западные Балканы в стратегии Евросоюза // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2021. № 3. с. 41–47
- Montenegro adopted the Resolution on Genocide in Jasenovac, Dachau and Mauthausen Camps. — Текст: электронный // SarajevoTimes: [Электронный ресурс]. — URL: https://sarajevotimes.com/montenegro-adopted-the-resolution-on-genocide-in-jasenovac-dachau-and-mauthausen-camps/ (дата обращения: 10.12.2024).
- Президент Черногории объяснил, почему страна ввела санкции против России. — Текст: электронный // РИА Новости: [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/20240831/chernogorija-1969685673.html (дата обращения: 10.12.2024).
- President of Montenegro Optimistic About Progress to EU Membership by 2028. — Текст: электронный // Sсhengen News: [Электронный ресурс]. — URL: https://schengen.news/president-of-montenegro-optimistic-about-progress-to-eu-membership-by-2028/ (дата обращения: 10.12.2024).
- EU Starts Membership Talks with Albania & North Macedonia. — Текст: электронный // Schengen News: [Электронный ресурс]. — URL: https://schengen.news/eu-starts-membership-talks-with-albania-north-macedonia/ (дата обращения: 10.12.2024).
- EU Separates Albania’s Accession Path From North Macedonia. — Текст: электронный // Schengen News: [Электронный ресурс]. — URL: https://schengen.news/eu-separates-albanias-accession-path-from-north-macedonia/ (дата обращения: 10.12.2024).
- Albania Opens EU Accession Negotiations, Seeks Membership by 2030. — Текст: электронный // BalkanInsight: [Электронный ресурс]. — URL: https://balkaninsight.com/2024/10/15/albania-opens-eu-accession-negotiations-seeks-membership-by-2030/ (дата обращения: 10.12.2024).