Механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства: роль Минвостокразвития в социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Арктики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 15. Экономика

Опубликовано в

XCIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2024)

Дата публикации: 21.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Чичканов, Р. А. Механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства: роль Минвостокразвития в социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Арктики / Р. А. Чичканов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 21-29. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/527/18788/ (дата обращения: 22.%м.2025).



Настоящая статья посвящена изучению механизмов, посредством которых осуществляется государственная помощь субъектам малого и среднего предпринимательства в регионах Дальнего Востока и Арктики. Сегодня они используются Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Выполнен анализ основных реализуемых мер, ориентированных на развитие бизнеса на этих территориях, и их влияния на социально-экономическое развитие регионов.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, малое и среднее предпринимательство, Министерство Российской Федерации, финансовая поддержка, развитие бизнеса, Дальний Восток, Арктика.

В современных реалиях малому и среднему предпринимательству (МСП) отводится важная роль в контексте развития экономики страны, в частности — в регионах, у которых большие возможности для роста. Сегодня Дальний Восток и Арктика являются стратегически значимыми регионами страны, для их развития нужен системный подход. Вполне закономерно, что главным координатором таких мер на этих территориях является Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития). Поэтому его работа позиционируется значимым компонентов реализуемой государственной политики.

При этом Минвостокразвития является федеральным органом исполнительной власти, который функционирует согласно Указу Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». В своей работе учреждение стремится реализовать наиболее значимые со стратегической точки зрения цели для указанных регионов. Основным вектором значится развитие территорий, характеризуемое опережающими темпами. Уделяется внимание созданию благоприятной обстановки для увеличения объема инвестиций. Большое значение приобретает в данном контексте поддержка в осуществлении инвестиционных проектов, имеющих возможность активировать экономическое развитие территорий. Еще к основной деятельности Минвостокразвития относится привлечение населения для проживания в Дальнем Востоке с помощью многих мер, включая предоставление участков в рамках программы «дальневосточный гектар». В то же время данная организация занимается координацией деятельности органов власти и хозяйственных структур, что по итогу гарантирует достойное управление ситуацией в регионе [1].

Подчеркнем, что помощь, предоставляемая МСП силами Минвостокразвития, стала возможной благодаря нескольким программам и инициативам, ориентированным на формирования благоприятной обстановки для ведения бизнеса. Роль важнейшего механизма играют льготные финансовые ресурсы, что зафиксировано в паспорте национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [2].

Последний призван активировать интенсивное развитие МСП в стране, увеличить его присутствие в экономике, сформировать комфортную ситуацию для предпринимателей, используя для этого меры финансовой, образовательной и инфраструктурной помощи. Основная идея данного документа сводится к тому, чтобы предельно упростить процедуры, предусмотренные для предпринимательства, предоставить финансовые ресурсы бизнесу, стимулировать инвестиционную активность предпринимателей. К этой категории мер относится субсидирование процентных ставок, гранты, льготное кредитование и налоговые льготы. С помощью реализации таких мер государство сокращает финансовую нагрузку, которая накладывается на МСП, благодаря чему владельцы бизнеса могут сконцентрироваться на развитии и расширении своей деятельности.

Сегодня Минвостокразвития входит в Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, хотя у него нет подведомственных администраторов доходов, он не делегирует полномочия региональным органам власти. Динамика исполнения Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики федерального бюджета по доходам отражена на рисунке 1.

Динамика исполнения Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики федерального бюджета по доходам, млн. руб. [3]

Рис. 1. Динамика исполнения Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики федерального бюджета по доходам, млн. руб. [3]

Так, в течение 2023 года силами Минвостокразвития собрано 492 798,5 тыс. рублей, что на 8,1 раза больше, чем годом ранее. Большая доля (72,8 %) приходится на возврат остатков субсидий прошедших периодов. Этот рост возместил падение доходов, происходящее в течение двух лет ранее. Значение данного показателя выше среднего уровня, фиксируемого на протяжении пяти лет.

Отметим, что дебиторский долг Минвостокразвития при завершении 2023 года увеличился в 14,8 раза (833 654,9 тыс. рублей, включая 39 392,3 тыс. рублей — долгосрочный долг по договорам аренды участков). Примечательно, что нет безнадежных и просроченных долгов. Динамика исполнения Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики расходов федерального бюджета представлена на рисунке 2.

Динамика исполнения Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики расходов федерального бюджета, млрд. руб. [3]

Рис. 2. Динамика исполнения Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики расходов федерального бюджета, млрд. руб. [3]

Бюджетные ассигнования Минвостокразвития в 2023 году равнялись 76 125 060,6 тыс. рублей, после корректировок — 71 937 663,2 тыс. рублей. Позитивная динамика бюджета составили 3 501 093,0 тыс. рублей, негативная — 7 688 436,4 тыс. руб. Кассовое исполнение расходов дошло до значения 71 862 374,1 тыс. рублей (99,9 %), что является наиболее высоким показателем учреждения.

В начале 2024 года сумма неисполненных расходов федерального бюджета Минвостокразвития равнялась 75 289,0 тыс. рублей, что существенно ниже предусмотренного уровня существенности (1 096 974,7 тыс. рублей). В расходах организации в 2023 году большая часть (51,2 %) приходится на субсидии юридическим лицам, которые ориентированы на осуществление мер государственной помощи. Значение межбюджетных трансфертов регионам, касающихся развития социальной инфраструктуры, находилось на отметке 44,9 % от расходов Минвостокразвития. Структура расходов Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики отражена на рисунке 3. В то же время их объем вырос в 1,3 раза на фоне прошлого года. Прочие расходы равнялись 3,9 %. Соответственно, основная доля средств используется для оказания помощи юридическим лицам, что является главным вектором развития указанных регионов [3].

Структура расходов Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, млрд. руб.

Рис. 3. Структура расходов Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, млрд. руб.

В соответствии с информацией Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, 10.12.2024 в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) и Арктике функционировало 329 014 субъектов МСП, включая 112 851 юридических лиц и 216 163 индивидуальных предпринимателей. Таким образом, именно ИП преобладают в общей структуре. При этом в указанном сегменте занято 685 432 человек, свою деятельность осуществляет 317 494 микропредприятия, где трудоустроено 348 825 работников. В общей структуре микропредприятий основная часть приходится на ИП (213 953), в два раза меньше юридических лиц — 103 541. Соответственно, микропредпринимателям и особенно — индивидуальным предпринимателям отводится важнейшая роль в экономическом развитии указанных территорий [4].

Основные виды деятельности субъектов МСП в ДФО и Артике (рисунок 4): розничная торговля, преимущественно пищевыми продуктами (19 %), строительство жилых и не жилых зданий (16 %), а также предоставление услуг парикмахерских (12 %) [3].

Основные виды деятельности субъектов МСП в ДФО [3]

Рис. 4. Основные виды деятельности субъектов МСП в ДФО [3]

В рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в субъектах ДФО реализуются мероприятия по льготной финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (рисунок 5).

Объем поддержки за счет средств федерального бюджета в расчете на 1 субъект МСП в РФ и ДФО, тыс. руб. [3]

Рис. 5. Объем поддержки за счет средств федерального бюджета в расчете на 1 субъект МСП в РФ и ДФО, тыс. руб. [3]

Большое значение в рамках деятельности Минвостокразвития имеет развитие инфраструктуры, необходимой для бизнеса. В рамках территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) формируется располагающая ситуация для ведения предпринимательской деятельности, в том числе льготное налогообложение, упрощенная процедура получения разрешительных документов, доступ к инженерным сетям и площадкам, где можно располагать производство. В своей совокупности данные меры привлекают внимание предпринимателей, благодаря им Дальний Восток и Арктика становятся востребованными территориями для работы. В свою очередь, программы Минвостокразвития позволяют приглашать и сохранять кадры в регионе. Так, за счет реализации программы «Дальневосточный гектар» желающим предоставляется участки, чтобы они могли осуществлять бизнес-проекты. Благодаря этим инициативам активируется развитие экономики региона, появляются рабочие места, рынок заполняется продукцией и услугами достойного качества. На первый план ставится совершенствование образовательных и консультационных программ. Предприниматели могут проходить обучения, принимать участие в наставничестве, получать консультационную помощь, благодаря чему они могут улучшить деловые процессы, использовать более актуальные технологии, развивать нужные компетенции, что имеет большое значение для начинающих предпринимателей.

Подчеркнем, что о результативности деятельности Минвостокразвития говорят изменения в развитии МСП в регионе. Даже на фоне серьезных рисков и угроз, в том числе удаленности территорий и непростых погодных условий, предпринимателей становится все больше, как и растет влияние МСП на экономику региона. Но все же актуальными остаются сложности, которые касаются предоставления доступа к финансам, низкого качества логистики и невысокой плотности населения. Их необходимо решить, совершенствуя механизмы государственной помощи.

В современных реалиях акцент выполнен на Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. Целью данного документа позиционируется улучшение положения страны в Арктическом регионе, создание условий для экономического развития, совершенствование инфраструктуры, освоение природных ресурсов, повышение уровня жизни в регионе, гарантирование экологической безопасности и защита интересов страны. В результате планируется обеспечить стабильное развитие региона в контексте его особых природных условий и геополитического положения [5].

Характерным аспектом Дальневосточного федерального округа выступает большой «срок жизни» субъектов МСП, о чем говорит статистика. Когда в России средний возраст предпринимательства равняется 7,6 года, на Дальнем Востоке бизнес функционирует в среднем 8,1 года, а в Камчатском крае — 9,2 года. Закономерно, что в отдельных регионах ДФО присутствуют сферы, где особенно функционирует много субъектов МСП. Так, малых и средних предприятий в сфере гостеприимства (отели и общественное питание) в Республике Бурятия, Камчатском крае и Чукотском автономном округе в полтора раза больше, чем по всей стране. При этом в добывающей промышленности в каждом регионе ДФО таких компаний больше, чем где-либо в стране [6].

Соответственно, сегодня Минвостокразвитие использует системный подход к развитию МСП в наиболее значимых со стратегической точки зрения регионах. Оказывая помощь предпринимательству, Минвостокразвитие справляется одновременно с рядом важных задач: увеличивает темп экономического развития, повышает уровень жизни граждан и обеспечивает внедрение Дальнего Востока и Арктики в национальную экономику. На фоне актуальных экономических рисков повышается важность Минвостокразвития в качестве главного игрока в осуществлении стратегии развития Дальнего Востока и Арктики.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 27.03.2023) «О структуре федеральных органов исполнительной власти»//СПС Консультант плюс — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.12.2024)
  2. Паспорт национального проекта Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) //Сайт судебные и нормативные акты РФ — URL: https://sudact.ru/law/pasport-natsionalnogo-proekta-maloe-i-srednee predprinimatelstvo/ дата обращения: (дата обращения: 19.12.2024)
  3. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Официальный сайт // URL: https://minvr.gov.ru (дата обращения: 19.12.2024)
  4. Федеральная налоговая служба https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=1&fo=8&ssrf=&ysclid=m4vjzggwi0495211393 / (дата обращения: 19.12.2024)
  5. https://minvr.gov.ru/activity/gosprogrammy/strategicheskoe-razvitie-dalnevostochnogo-federalnogo-okruga-i-arkticheskogo-regiona
  6. https: //corpmsp.ru/about/press/news/novosti-korporatsii/chislennost_malogo_i_srednego_biznesa_v_dfo_dostigla_298_tysyach/?ysclid=m4vjzj7clr401762427 /(дата обращения: 19.12.2024)

Похожие статьи

Направления поддержки малого и среднего бизнеса в ХМАО

Развитие предприятий малого и среднего бизнеса в ХМАО должно осуществляться в рамках направления инновационного предпринимательства, что в настоящее время невозможно осуществить без участия и помощи государственных структур, в частности региональной ...

Влияние логистики (воздушный и водный транспорт) на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне Российской Федерации

В статье автор исследует особенности влияния воздушной и морской транспортной логистики на стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах Арктической зоны Российской Федерации (РФ). Определены актуальные проблемы, ...

Целевые программы как эффективная форма государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства

В статье обоснована необходимость целевых программ как эффективных форм государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, рассматриваются виды государственной финансовой поддержки оказываемой субъектам малого и среднего бизнес...

Государственная поддержка малого предпринимательства в Евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан)

В статье рассмотрена текущее состояние малого бизнеса в Российской Федерации и Республике Казахстан, его функции в социально-экономическом развитии страны, методы государственного регулирования и поддержки, а также теоретические разработки ведущих эк...

Роль деловой активности строительной отрасли в реализации стратегии социально-экономического развития региона

В статье исследуются тенденции реализации стратегии социально-экономического развития региона с учетом комплекса задач, направленных на решение жилищных проблем и развития социальной инфраструктуры. Анализируется роль деловой активности строительных ...

Перспективы улучшения финансового и правового регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации

В данной статье анализируются нормы действующего законодательства Российской Федерации в области инвестиций, с целью создания благоприятных условий для экономической деятельности в субъектах РФ. Автор актуализирует внимание на необходимости совершенс...

Анализ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах России

В статье проанализирована поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, оказываемая в регионах России. Особая роль отведена финансовой помощи, которая выражается в субсидировании регионов, а также в выдаче кредитов и микрозаймов субъекта...

Перспективы, формы и опыт взаимодействия науки и бизнеса в Калининградской области

Рассмотрены перспективы, формы и опыт взаимодействия науки и бизнеса в Калининградской области. Определено современное состояние, проблемы, преимущества и перспективы развития региона в данной сфере. Выявлены основные направления развития инновационн...

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: недостатки и механизмы

В данной исследовательской работе показаны недостатки политики государственной поддержки в отношении малого бизнеса, представлены элементы механизма регулирования государственной поддержки и основные существующие механизмы государственной поддержки м...

Проектный подход к формированию региональной программы импортозамещения на примере Московской области

В настоящей статье, на основе общего анализа импорта и его структуры, показана значимость формирования и реализации программ импортозамещения в РФ на современном этапе. Рассмотрев модели промышленной политики, сформулированы основные положительные ас...

Похожие статьи

Направления поддержки малого и среднего бизнеса в ХМАО

Развитие предприятий малого и среднего бизнеса в ХМАО должно осуществляться в рамках направления инновационного предпринимательства, что в настоящее время невозможно осуществить без участия и помощи государственных структур, в частности региональной ...

Влияние логистики (воздушный и водный транспорт) на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне Российской Федерации

В статье автор исследует особенности влияния воздушной и морской транспортной логистики на стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах Арктической зоны Российской Федерации (РФ). Определены актуальные проблемы, ...

Целевые программы как эффективная форма государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства

В статье обоснована необходимость целевых программ как эффективных форм государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, рассматриваются виды государственной финансовой поддержки оказываемой субъектам малого и среднего бизнес...

Государственная поддержка малого предпринимательства в Евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан)

В статье рассмотрена текущее состояние малого бизнеса в Российской Федерации и Республике Казахстан, его функции в социально-экономическом развитии страны, методы государственного регулирования и поддержки, а также теоретические разработки ведущих эк...

Роль деловой активности строительной отрасли в реализации стратегии социально-экономического развития региона

В статье исследуются тенденции реализации стратегии социально-экономического развития региона с учетом комплекса задач, направленных на решение жилищных проблем и развития социальной инфраструктуры. Анализируется роль деловой активности строительных ...

Перспективы улучшения финансового и правового регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации

В данной статье анализируются нормы действующего законодательства Российской Федерации в области инвестиций, с целью создания благоприятных условий для экономической деятельности в субъектах РФ. Автор актуализирует внимание на необходимости совершенс...

Анализ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах России

В статье проанализирована поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, оказываемая в регионах России. Особая роль отведена финансовой помощи, которая выражается в субсидировании регионов, а также в выдаче кредитов и микрозаймов субъекта...

Перспективы, формы и опыт взаимодействия науки и бизнеса в Калининградской области

Рассмотрены перспективы, формы и опыт взаимодействия науки и бизнеса в Калининградской области. Определено современное состояние, проблемы, преимущества и перспективы развития региона в данной сфере. Выявлены основные направления развития инновационн...

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: недостатки и механизмы

В данной исследовательской работе показаны недостатки политики государственной поддержки в отношении малого бизнеса, представлены элементы механизма регулирования государственной поддержки и основные существующие механизмы государственной поддержки м...

Проектный подход к формированию региональной программы импортозамещения на примере Московской области

В настоящей статье, на основе общего анализа импорта и его структуры, показана значимость формирования и реализации программ импортозамещения в РФ на современном этапе. Рассмотрев модели промышленной политики, сформулированы основные положительные ас...