Семейное чтение сказок детям как передача великого наследства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 января, печатный экземпляр отправим 22 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

XCIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2025)

Дата публикации: 05.01.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Спильная, Е. В. Семейное чтение сказок детям как передача великого наследства / Е. В. Спильная. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/528/18810/ (дата обращения: 10.01.2025).

Препринт статьи



Ключевые слова : семейное чтение, наследство, мир сказок, психотерапевтическое воздействие сказок, наследие, передача опыта, развитие речи, воображение, книга, книжный уголок, библиотека, закладка.

Знаете ли вы, что каждый из нас без исключения — богатый наследник? И для получения этого наследства не нужно ничего особенного делать. Достаточно в свое время положенный срок побыть… ребенком. Нужно лишь, уютно устроившись вечером рядом с мамой или дедушкой, а попозже и с книгой в руках, днем за днем, год за годом получать в свое владение сокровища предков — сказки [3].

Л. В. Петрановская

Чтение сказок — «это обмен особенным опытом. «Он связан передачей знаний о Жизни, об отношениях, о непростых ситуациях, победах и искушениях» [1].

«…все сказочное наследие — это Учебник Жизни, путеводитель по разнообразным жизненным испытаниям, сокровищница стратегий разрешения трудных ситуаций. Через сказки, притчи, легенды передается нам информация о скрытых причинах событий, об их уроках и ловушках» [1].

22 ноября 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. «Семья — это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности» — В. В. Путин В своей работе мы стали уделять особое внимание сохранению традиционных семейных ценностей. К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи. Во все времена лучшим средством для воспитания духовной и нравственной личности является книга. Ребенок должен жить в атмосфере доброй и светлой и детской литературы. Педагог и родитель — создатели этой атмосферы.

«Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением интереса к чтению среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения. Как показывают данные социологических опросов, в 70-е годы регулярно читали детям в 80 % семей, сегодня только в 7 %. Снижается интерес населения к печатной прессе, растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, ухудшается владение родным языком, снижается уровень грамотности населения. Все это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения. Снижение интереса к чтению у детей и подростков сегодня — общемировая тенденция.

Человечество не знает иного пути эффективного приобретения знаний, кроме чтения. Поэтому, приобщая ребенка к книге, мы не только открываем путь к одному из важных источников знаний, но и питаем ум и сердце ребенка, побуждаем к самосознанию, содействуем творческой самореализации личности.

Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. В читающей семье у детей развивается вкус к литературе, кроме того, совместное чтение служит инструментом сближения детей и взрослых, помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текста именно сказки раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка со взрослыми, чтение и восприятие на слух художественных произведений, являются начальным этапом приобщения к книге вообще. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения» [4]. Отсюда и главная цель педагогов — напомнить родителям о замечательной русской традиции: рассказывать или читать совместно с ребенком и общаться с ним, а также были поставлены следующие задачи: развивать речевую практику детей для овладения ими навыками общения; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, ответственности; сохранять богатства русского языка как основы духовного и патриотического и воспитания; способствовать поддержанию традиций семейного чтения; воспитывать бережное отношение к книге; закреплять социальную функцию семьи.

Острота социальной проблемы побудила необходимость искать новые пути, методы и способы для возрождения добрых семейных чтений.

Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать информацию и пересказывать прочитанное.

Учеными давно доказано, что развитие речи ребенка- это одна из важнейших задач в формировании, воспитании и становлении личности ребенка. Речь задает ритм и характер обучения в школе. Речь — инструмент мышления. Чем богаче речь, тем больше возможностей для творческой работы мозга.

Обучение дошкольника возможно только в игре, то есть в искусственно созданной ситуации или в воображаемом мире. Воображение помогает малышу придумывать свои образы, свои игры и даже свои миры. В этих мирах ребенку интересно и увлекательно. Выдуманный мир ребенка и есть прообраз сказки, поэтому мы считаем, что сказка является лучшим средством развития речи. Воображаемый мир лучше всего создается волшебством сказки посредством обычных слов. Формирование всевозможных речевых навыков у ребенка при погружении в мир сказок происходит через опосредованный труд и жизнь героев сказок. Это очень мягкое и щадящее взаимодействие специалиста и ребенка.

Атмосфера сказки — это и есть воображаемый мир, который создается посредством выразительного слова родителя или педагога, тихой музыки, специальной камерной обстановки в пространстве комнаты, группы, кабинета. Большим помощником в этом деле может быть сказочный персонаж — игрушка или какой-нибудь атрибут из сказки, например, золотой ключик из сказки «Буратино». Голос мамы, папы, бабушки как бы обнимает и обволакивает. Погружаясь в сказочное пространство сказки, дети получают волшебное психотерапевтическое воздействие сказки. Доктор психологии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева пишет: «Сказка — это особый информационный формат. Это шифр. Чтобы расшифровать информацию, требуются специальный знания, жизненный и духовный опыт. Но удивительно то, что даже будучи нерасшифрованной, ценнейшая, жизненно важная информация поступает в подсознание. И она не просто там «складируется». Она начинает активно участвовать в нашей жизни, формируя систему ценностей и посредством этого влияя на наше поведение» [1].

Важно отметить, сказочная информация легкая, почти воздушная, поэтому ненавязчивая.

«Событийный поток, мелкие и крупные ситуации, происходящие с нами и повседневности, — все это слагаемые сюжета нашей жизни. И в этом сюжете, если приглядеться, можно увидеть мотивы многих известных нам с детства сказочных историй. Да, изменились «декорации», костюмы и реплики героев, но сюжетный механизм остался прежним» [1].

С помощью сказок ребенок проживает вместе со сказочными героями инициации, малыш учится преодолевать трудности в жизни, то есть становится более сильным, уверенным в себе, более умным и мудрым.

При воспитании используются разные методы и способы поощрения и наказания, но более мягким будет воздействие на ребенка, если мы используем сказочную «упаковку», при этом активизируется воображение, расширяя границы сознания. «Иногда достаточно сказать: «Возьмите в руки волшебную палочку!» [1].

Вся наша коррекционная деятельность пронизана миром сказок. Мы используем сказки во всех сферах нашей деятельности: при выполнении артикуляционной гимнастики, при формировании лексико-грамматических категорий, при выполнении упражнений для навыка правильного использования предлогов, при формировании навыков чтения и счета, при пересказах, драматизации и инсценировании сказок, при придумывании своих собственных сказок — высший уровень развития связной речи.

Активное взаимодействие происходит не только с детьми, но и с родителями наших учеников и воспитанников. Родители посвящены во все детали образовательного и коррекционного процесса. Часто дома родители и дети становятся не только сказителями сказок, но и даже иногда актерами. (Фильмы, мультфильмы и аудиосказки — это все вспомогательные средства, но основная деятельность пап и мам: живое чтение сказок своим детям, чтобы дети впитывали сказку посредством своих самых родных людей, таким образом, сказка становится сакральной передачей опыта. Через чтение или обыгрывание сказок родитель вместе со своим ребенком проживает необыкновенные минуты сотрудничества и сотворчества. Эти мгновения незабываемы как для взрослого человека, так и для малыша. Возможно, что именно эти минуты будут в будущем самым важным наследством для сегодняшних малышей.

В одну сказку погружение происходит одновременно в детском саду и дома по составленному годовому плану изучению сказок. В течение определенного времени сказка читается и дома, и в саду. Просматриваются мультфильмы и кинофильмы по данной сказке. Сюжет сказки анализируется в саду, и дома, в детском саду рисуются, лепятся персонажи из глины, делаются поделки. Проводятся викторины, олимпиады. Учатся роли, происходит драматизация и инсценирование сказки. Данная сказка показывается на открытых занятиях, родительских клубах, праздниках, утренниках, литературных досугах.

Педагоги создают единую читающую среду с родителями и педагогами в соцсетях ВК, общий канал в Телеграм. Педагоги и родители проводят время от времени челленджи, с постоянной периодичностью в своих статусах выкладывают цитаты из сказок и книг, ведут общий сайт, в котором выкладываются выставки детских работ.

И в детском саду, и дома важно создавать культ книги. Книги должны окружать ребенка с детства. Книги должны быть красивы, увлекательны, а какие-то книги должны быть под запретом. (Запретный плод — сладок. Так пусть под запретом будет хорошая книга!) В доме должны быть книги везде: на кухне поварские книги, в спальне, в коридоре. В доме должна быть своя библиотека. Дети должны видеть читающих родителей — пример всегда заразителен. Ребенок должен видеть бережное отношение к книге и дома, и детском саду: «лечим» книги, изучаем строение книги, делаем закладки для книг.

Педагоги и родители организуют экскурсии по городу с посещением музеев и достопримечательных мест Москвы.

Результаты не заставят себя ждать. Придет момент, когда малыш начнет самостоятельно рассматривать или даже «читать» любимую сказку, просить ему почитать сказку ему на ночь. Однажды мы заметим, как ребенок проигрывает сюжет сказки, играя в игрушки, или рассказывает только что выдуманную сказку своим друзьям. Через любовь к сказке мы взрастим в маленьком человеке ответственность, достоинство, благородство и любовь к Родине.

При слушании сказок у малыша постепенно учатся слушать и слышать — развивается слуховое восприятие. У ребенка формируется мировоззрение и расширяется кругозор, а также у него вырабатывается модель поведения. Со временем ребенок становится грамотным читателем, который относится к книге, как к великой ценности: правильно держит книгу в руках, умеет перелистывать, знает место книги на книжной полке, запоминает название и автора книги.

Грамотный читатель (по С. Я. Маршаку) — это читатель, понимающий смысл текста, авторский замысел, оценить художественные достоинства произведения, знающий, как найти нужную для себя книгу.

Восприятие — это творческий процесс, начинающийся эмоциональной реакцией на произведение. Поэтому необходимо готовить детей к восприятию текста, создавать соответствующий настрой на слушание. Ребенок не в состоянии самостоятельно разобраться в смысле, нюансах текста. И чтобы его эмоции стали «умными» (Л.Выготский), необходимо ему помогать в анализе, обдумывании прочитанного, при необходимости корректировать его восприятие.

Малое действие — чтение сказок, но какая колоссальная польза! Дорогие читатели, читайте сказки детям!

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тайный шифр женских сказок / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — Спб.: Речь, 2019.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — Спб., М.: Речь, 2019.
  3. Петрановская Л. В. однажды в сказке: читаем и развиваемся с психологом. — Москва: Издательство АСТ, 2021.
  4. https://библиотека-нововоронеж.рф/проекты/5-проекты.html