Исследование развития принципов безопасности на автомобильных дорогах
Авторы: Галеев Алмаз Гильфанович, Манасыпов Арслан Ринатович, Даминова Ляйсан Фаниловна
Научный руководитель: Зиннуров Тагир Альмирович
Рубрика: 5. Архитектура и строительство
Опубликовано в
XCV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2025)
Дата публикации: 16.01.2025
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Галеев, А. Г. Исследование развития принципов безопасности на автомобильных дорогах / А. Г. Галеев, А. Р. Манасыпов, Л. Ф. Даминова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/529/18828/ (дата обращения: 18.01.2025).
Препринт статьи
Ключевые слова : безопасность, парадигмы безопасности дорожного движения, автомобилизация, правила дорожного движения.
Дорожная наука имеет долгую историю, начиная с древних времен охватывает множество аспектов развитие транспортной инфраструктуры.
Над безопасностью на дорогах задумывались в античные времена, например, первые правила дорожного движения были введены более 2000 лет назад при Юлии Цезаре, когда возникла необходимость упорядочить движение по узким городским улицам. В России правила дорожного движения появились только в XVIII веке, когда императрицы Анна Иоанновна и Екатерина II ввели строгие предписания для извозчиков. Во Франции первые правила движения для автомобилей были приняты 14 августа 1893 года [1].
К концу XIX века с увеличением числа автомобилей возникла необходимость в стандартизации правил дорожного движения, что привело к созданию международных соглашений о правилах дорожного движения.
Большой толчок в истории развитии безопасности на дорогах придали такие знаменитые личности [2, 3] (Таблица 1).
Таблица 1
Учёные и инженеры, которые внесли значительный вклад в развитие дорожной науки
Фамилия имя отчество ученого или инженера |
Период его работы |
Вклад в безопасность дорожного движения |
Гай Семпроний Гракх |
II век до н. э. |
Установил первые дорожные указатели |
Гай Юлий Цезарь |
50-е годы до н. э. |
Ввёл первые ограничения на дорогах в Риме |
Витрувий |
I век до н.э |
Описал конструктивные принципы проектирования дорог и мостов, подчеркнув важность их прочности и безопасности |
Леонардо да Винчи |
XV-XVI века. |
Внедрял методы проектирования дороги, учитывая условия безопасности движения |
Джон П. Найт |
60–80 года 19 века |
Разработал первый светофор для регулирования дорожного движения в Лондоне |
Эти учёные и инженеры заложили основы безопасности на дорогах, которые продолжают развиваться с учётом новых технологий и методов проектирования. Необходимо отметить что правила дорожного движения, которые вводились в течении всего времени развития дорожной системы, оказали значительное влияние на современные автомобильные дороги. Древние правила дорожного движения заложили основы современных ПДД, повлияв на их структуру и принципы функционирования, но понимание смысла существование человека в транспортной системе постоянно изменялось, что выражалось в виде парадигм.
В науке и философии под парадигмой понимают определённый набор концепций или трендов мышления, включая теории, методы исследования, постулаты и стандарты. Парадигмы безопасности дорожного движения представляют собой различные подходы и стратегии, направленные на снижение в первую очередь количества дорожно-транспортных происшествий и обеспечение безопасности участников дорожного движения. Парадигмы развиваются в ответ на изменения в транспортной системе общества, технологиях и общественных потребностях.
Во временной период до конца XIX века важнейшими аспектами были права преимущественного проезда кареты или экипажа, которые определялись социальным статусом участников движения.
Времена автомобилизации сформировали свое понимание общества автомобилизации. Во многих работах выделяются четыре наиболее значимых периода развития взглядов, подходов и практик обеспечения безопасности дорожного движения в ведущих странах мира и соответственно обозначены пять парадигм. Концепция последовательной смены парадигм обеспечения безопасности дорожного движения была сформирована рядом британских и американских специалистов на рубеже 1960–1970-х годов [4, 5].
Первая парадигма. Период: примерно до середины 1920-х годов в США и до начала Второй мировой войны в Европе обусловлен начальным ростом автомобилизации. С началом массового использования автомобилей акцент сместился на организацию дорожного движения. Основные меры включали проектирование дорог с учетом плавных поворотов и видимости, а также внедрение правил правоприменения, таких как регистрация автомобилей и проверка соблюдения правил дорожного движения. В первую очередь была необходимость в корректной организации движения на дорогах.
Вторая парадигма сформирована в послевоенное время с конца 1920-е — 1960-е годы. После Второй мировой войны наблюдается резкий рост автомобилизации. В это время акцент делается на стандартизацию правил дорожного движения и создание международных соглашений, таких как «Конвенция о дорожном движении» 1968 года. Внедряются новые технологии и методы управления дорожным движением.
Третья парадигма − это период 1970-е — 1990-е годы. Общество перешло к устойчивому развитию. Парадигма сосредоточена на устойчивом развитии и безопасности дорожного движения. В это время особое внимание уделяется защите уязвимых участников дорожного движения, таких как пешеходы и велосипедисты, а также внедрению концепции «нулевой смертности» на дорогах.
С 2000-х годов по 2011 год действует четвертая парадигма с использованием современных цифровых подходов в организации безопасности на автомобильных дорогах. Современные подходы к обеспечению безопасности дорожного движения включают использование интеллектуальных транспортных систем, активное применение технологий для мониторинга и управления движением, а также интеграцию экологических аспектов в транспортную политику. В России в настоящее время главенство над другими концепциями обеспечения безопасности дорожного движения принимает концепция полной наблюдаемости, активно развиваемая учёными Санкт-Петербургской школы безопасности дорожного движения.
С учётом тенденций, сложившихся в странах-лидерах, где принята жёсткая установка на нулевую смертность на дорогах), развивается пятая парадигма обеспечения безопасности дорожного движения под названием «Above Zero», где главным объектом на дорогах становиться человек, а не транспортное средство [4].
Переход от одной парадигмы имеет место в определённые периоды приспособления общества к мирному сосуществованию с растущим количеством автомобилей (Таблица 2). Уровень автомобилизации в мире продолжает расти, и статистика показывает различные тенденции в разных регионах и странах. Основные данные о текущем уровне автомобилизации: общее количество автомобилей: по оценкам, в 2024 году в мире насчитывается около 1,475 миллиарда транспортных средств [6].
Таблица 2
Уровень автомобилизации в развитых странах
Парадигмы |
0 |
I |
II |
III |
IV |
V |
Период |
До 1900 г. |
1900–1925 гг. |
1925–1970 гг. |
1970–1980 гг. |
1980 -2011 гг. |
С 2011 г |
Уровень автомобилизации развитых стран на 1000 жителей |
0 |
80 |
260 |
390 |
710 |
720 |
Однозначно, кроме расширения дорожной сети, для автомобилистов необходимо создавать комфортные и безопасные условия для перемещения [4]. Для этого основываясь на действующей парадигме в рамках каждого государства развивают следующие направления:
— нормирование и регламентирование во всех областях транспорта. Это включает в себя правила дорожного движения, требования к техническому состоянию транспортных средств и ответственность за нарушения. Правовая база служит основой для формирования общественного сознания в отношении безопасности на дорогах и обеспечивает правоприменение.
— проектирование и строительство безопасной дорожной инфраструктуры. Что включает в себя создание безопасных перекрестков, пешеходных переходов, установку светофоров, размещение зон отдыха и обслуживания на дорогах и дорожных знаков [7]. Инженерные решения направлены на минимизацию рисков возникновения ДТП за счет улучшения условий движения.
— использование современных эффективных технологий для повышения безопасности. Это может быть автоматизация процессов управления движением, внедрение систем помощи водителю (ADAS), таких как системы автоматического экстренного торможения, предупреждения о столкновении и автопилоты. Технологические инновации помогают предотвратить аварии и минимизировать их последствия.
— развитие инициативы по повышению социальной ответственности водителей, созданию условий для безопасного передвижения уязвимых групп (пешеходов, детей, пожилых людей). Социальные программы могут включать мероприятия по улучшению городской инфраструктуры, такие как освещение пешеходных переходов или создание безопасных зон для пешеходов.
Литература:
- Епифанов В. В. История организации дорожного движения: учебное пособие / В. В. Епифанов. –Ульяновск: УлГТУ, 2019. 104 с.
- Haghani A., Farzinfard S., Hamedi M., Ahdi F., Kalant M., and Khandani A., State highway administration research report automated low-cost and real-time truck parking, Inf. Syst., 2013.
- Фадеев А. А. Системный подход в управлении сферой безопасности дорожного движения // Форум молодых ученых 12(28). 2018 С. 224–229
- Орнатский Н. В. Краткий курс дорожного дела: Для коллективов Автодора в колхозах, совхозах и МТС / Проф. Н. В. Орнатский; Предисловие: Я. Дробнис. − Москва: Журн. газ. объединение, 1931 (тип. «Искра революции»). 148 с.
- Кочетков А. В., Янковский Л. В. Перспективы развития и актуальные задачи дорожной науки // Строительные материалы, 7, 2014, С. 62–68.
- Петров А. И. Энтропия системного управления безопасностью дорожного движения: методика и практика использования // Интеллект Инновации Инвестиции, № 4 2023 С. 72–82
- Зиннуров, Т. А., Галеев А. Г. Оценка уровня развития дорожного сервиса на эксплуатируемых автомобильных дорогах // Дороги и мосты. 2024. № 1(51). С. 33–50.