Автоматизированная система контроля подвижного состава на ходу поезда (КТСМ) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Технические науки

Опубликовано в

XCV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2025)

Дата публикации: 20.01.2025

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Панченко, Е. А. Автоматизированная система контроля подвижного состава на ходу поезда (КТСМ) / Е. А. Панченко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/529/18833/ (дата обращения: 22.%м.2025).



Автор акцентирует внимание на важности своевременного выявления и устранения неисправностей железнодорожного подвижного состава. В статье представлено описание многофункционального комплекса технических средств (КТСМ), который позволяет предупредить возникновение необратимых отказов, способных привести к авариям и крушениям, увеличить скорость движения поездов, сократить затраты времени на техническое обслуживание составов, увеличить расстояния безостановочного пробега поездов без технического обслуживания.

Ключевые слова: подвижной состав, напольное оборудование, станционное оборудование, буксовый узел, колесная пара, перегонный комплект, канал связи.

Железнодорожный транспорт стремится к максимальному влиянию на рынке при одновременном снижении затрат. Своевременное обнаружение неисправностей предотвращает серьезные последствия, снижает затраты на обслуживание и ремонт, экономит энергию, минимизирует задержки и уменьшает износ.

Автоматизация и информационная поддержка необходимы для надежного транспортного сообщения. Системы технической диагностики, включая мониторинг состояния колесных пар и контроль температуры в буксе, необходимы для бесперебойной работы.

Современная технология контроля подвижного состава железнодорожного транспорта заключается в выявлении в проходящих поездах неисправностей, угрожающих безопасности движения, принятии мер к немедленной остановке всеми имеющимися средствами, недопущении дальнейшего следования неисправных вагонов без устранения дефектов или отцепки их от поездов [1].

В многофункциональных комплексах технических средств (КТСМ) используются постоянная автоматическая диагностика и дистанционный контроль узлов перегонных комплектов аппаратуры, что позволяет оперативно ремонтировать и производить её обслуживание и существенно повышает эксплуатационную надёжность [2, с. 273 -274].

Оператор центрального поста получает информацию о состоянии буксовых узлов по сети передачи данных. Буксовый узел является элементом колесной пары, обеспечивающий передачу нагрузки от тележки на шейку оси и ограничения продольного и поперечного перемещений колесной пары. В ходе эксплуатации буксовый узел подвергается жестким условиям работы, поэтому уделяется большое внимание его диагностике.

Принцип работы систем КТСМ заключается в том, что на всей сети железных дорог через каждые 20–30 км в обоих направлениях расположены перегонные устройства для контроля подвижного состава. При движении поездов по контрольному участку пути осуществляется идентификация всех подвижных единиц; подсчет осей и вагонов для привязки диагностических сигналов к конкретным осям и стороне поезда, синхронизации работы отдельных подсистем; обеспечение информационного взаимодействия с системами централизованного контроля и управления верхнего уровня; автоматическая передача и сохранение базы данных.

Вся информация о подвижных единицах с показаниями, выводимая в окнах программного обеспечения автоматизированного рабочего места линейного поста контроля, в зависимости от уровня тревоги окрашивается разными цветами (таблица 1).

Таблица 1

Визуальная цветовая сигнализация

Показания

Тип тревоги

Цвет шрифта

Цвет фона

Предыварийный нагрев

«Тревога 0»

Черный

Зеленый

Аварийный нагрев

«Тревога 1»

Красный

Белый

Сверхаварийный нагрев

«Тревога 2»

Желтый

Красный

Волочение

«Тревога 2»

Желтый

Красный

В настоящее время в ОАО РЖД для контроля технического состояния подвижного состава на ходу используется комплекс КТСМ-03. Главными преимуществами данного комплекса являются: небольшое потребление электроэнергии; установка перегонной аппаратуры в трех антивандальных шкафах с системой регулирования и поддержания температуры; компактность из-за отсутствия ненужных модулей; не требует частого обслуживания [2, с.279- 282].

Комплекс КТСМ-03 обеспечивает: определение типа каждой подвижной единицы (локомотива, грузового и пассажирского вагонов) в контролируемом поезде; буксового узла и занятости участка контроля; выявление нагрева заторможенных колесных пар и волочащихся элементов; контроль температуры рельсовых цепей, качество электроэнергии на питающих фидерах; автоматическое восстановление функционирования после сбоя подачи питающего напряжения.

Применение высокопроизводительных контроллеров позволяет контролировать четный и нечетный пути с помощью одного комплекта оборудования, что уменьшает трафик по каналам связи. Для передачи данных используются линии ВОЛС, радиоканалы и Ethernet, соединяющие постовое и станционное оборудование КТСМ. Напольное оборудование располагается на рельсах или рядом с путями, а постовое размещено в шкафах и помещениях ранее установленных КТСМ-01 и КТСМ-02. Блоки контроллеров соединяются с напольным оборудованием через специальный кабель.

Комплекс КТСМ-03 функционирует в непрерывном режиме. Он способен контролировать поезда, движущиеся со скоростью до 350 километров в час. Аппаратуре не угрожают динамические колебания напряжения электросети, а также импульсные помехи в диапазоне нано- и микросекунд, и электростатические разряды. По уровню индустриальных радиопомех комплекс соответствует предусмотренным нормам. Система КТСМ-03 включает в себя станционный и перегонный комплекты оборудования, которые связаны между собой каналами связи для передачи информации. Станционное оборудование системы контроля располагается у дежурного по станции. Перегонный комплект КТСМ делится на постовое и напольное оборудование, кабельное хозяйство и вспомогательные устройства.

Одно из ключевых отличий комплекса КТСМ-03 от моделей КТСМ-01 и КТСМ-02 заключается в том, что оборудование на посту размещается в специализированном шкафу, оснащенном системой поддержания и регулирования температуры внутри. В летний период это оборудование будет охлаждаться, а в зимнее время система обогрева обеспечит защиту от возможных сбоев в работе при низких температурах [3].

Для обеспечения контроля на двухпутном участке КТСМ-03 требуется один комплект постового оборудования и два комплекта напольного оборудования, что является более экономически и энергетически эффективным решением по сравнению с установкой двух комплектов КТСМ-02. На аппаратном уровне предусмотрена возможность удаленной диагностики оборудования с учетом различий между КТСМ-02 и КТСМ-03. В КТСМ-03 отсутствует рельсовая цепь наложения, а для определения захода поезда используются датчики подсчета осей. В результате повышается уровень «грозозащиты», и снижается вероятность сбоя работы аппаратуры при заходе поезда в зону контроля.

Напольные камеры устанавливаются без жесткой привязки к положению датчиков прохода осей, поэтому при настройке необходимо в конфигурации указать фактическое расстояние между датчиками и камерой. В результате такого подхода стали возможными оперативная установка и демонтаж камер и датчиков без изменения рельсового основания. Применение фотонных датчиков вместо применяемых ранее болометров позволили повысить точность измерения температуры.

Литература:

  1. Иванова, Е. И. Интеллектуальная информационная система для решения задач прогнозирования неисправностей вагонного оборудования на железнодорожном транспорте / Е. И. Иванова. — Текст: непосредственный // Программные продукты и системы. — 2015. — № 4. — С. 231–236.
  2. Малыгин, Е. А. Технические средства и технологии обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте: учебное пособие / Е. А. Малыгин. — Екатеринбург:, 2021. — 448 с. — ISBN 978–5–94614–496–4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/246824 (дата обращения: 18.01.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  3. Марюхненко, В. С. Особенности контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда / В. С. Марюхненко, А. В. Пультяков. — Текст: непосредственный // Автоматика на транспорте. — 2016. — № 2. — С. 272–287.

Ключевые слова

буксовый узел, колесная пара, подвижной состав, канал связи, напольное оборудование, станционное оборудование, перегонный комплект