Предикторы личностной готовности к школьному обучению дошкольников с ОНР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Смолина, К. А. Предикторы личностной готовности к школьному обучению дошкольников с ОНР / К. А. Смолина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 44-49. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/529/18839/ (дата обращения: 22.%м.2025).



В статье рассматриваются варианты личностной готовности к школьному обучению дошкольников с речевыми нарушениями в соотношении с уровнем сформированости внутренней позиции школьника когнитивного и эмоционального развития.

Ключевые слова: готовность к школьному обучению, когнитивное развитие, личностная готовность, варианты готовности к школьному обучению, внутренняя позиция школьника.

Самую многочисленную группу детей с нарушенным развитием составляют дети с недостатками речевого развития. Речь является одной из важнейших психических функций человека. Именно с помощью речи ребенок формирует и уточняет представления об окружающем мире.

Анализ исследования особенностей социально-психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) позволяет сделать вывод, что значительная часть детей с нарушениями речи испытывает трудности адаптации к школе.

Цель исследования: охарактеризовать варианты личностной готовности к обучению старших дошкольников с нарушениями речи в зависимости от уровня когнитивного развития и характеристик эмоционального благополучия и предложить дифференцированные рекомендации по ее повышению.

Для достижения поставленной решались следующие задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме психологической готовности к обучению у старших дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием.
  2. Выявить варианты личностной готовности к обучению у старших дошкольников с нарушением речи, в зависимости от уровня их когнитивного развития и характеристик эмоционального благополучия.
  3. Разработать дифференцированные рекомендации по повышению личностной готовности к обучению дошкольников логопедических групп.

Экспериментально проверялось, что в зависимости от уровня когнитивного развития и характеристик эмоционального благополучия можно выделить различные варианты личностной готовности к школьному обучению дошкольников, посещающих логопедические группы.

Для этого, мы использовали методики, позволяющие определить сформированность личностной готовности к школе, уровень эмоционального и когнитивного развития: экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника» Н. И. Гуткиной, «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, «Схематизация» Р. И. Бардиной, «Систематизация» Н. Б. Венгера, проективная методика «Я в школе» в модификации Е. И. Захаровой.

В качестве контрольной группы нами была взята группа старших дошкольников с нормальным речевым развитием в количестве 20 человек. Контрольная группа была отобрана по таким критериям как, пол и возраст.

Исследование личностной готовности, эмоциональных и когнитивных предикторов проводилось в индивидуальной форме в несколько этапов. Первым этапом мы определяли сформированность личностной готовности к школе; Вторым этапом мы исследовали эмоциональное и когнитивное развитие.

Детально изучив уровни эмоционального и когнитивного развития, мы выделили варианты личностной готовности с учетом соотношения степени сформированности внутренней позицией школьника и личностной готовностью, уровнем когнитивного развития и характеристик эмоционального благополучия. Нами выделено три варианта: гармоничный вариант, дисгармоничный вариант и несформированный. Дисгармоничный вариант мы разделили на вариант А и вариант Б.

Полученные данные распределения по вариантам показывают, что среди дошкольников логопедических групп, чаще встречается дисгармоничный вариант личностной готовности, таких детей мы выделил десять. Как говорилось ранее, в дисгармоничном варианте мы предполагаем два варианта уровня. Так мы выделили трех дошкольников логопедической группы с преобладанием эмоционального развития над когнитивным (Вариант А), которые проявляли сформированность внутренней позиции к школе, однако, при выполнении методик, оценивающих уровень сформированности когнитивного развития, эти дети допускали множество ошибок, в основном действуя наугад, либо с большим количеством допущенных ошибок.

Семь дошкольников логопедической группы, отмечены как дошкольники с преобладанием когнитивного развития над эмоциональным (вариант Б), проявляли высокий уровень сформированности мышления и в целом интеллектуального развития, но при этом проявляя незрелость школьной мотивации и регуляции.

С гармоничным вариантом личностной готовности, нами выделено шесть дошкольников. Дошкольники этого уровня показали высокий уровень интеллектуального развития, так же эти дети проявляли желание пойти в школу, рассказывали о ней в положительном ключе, проявляя учебную мотивацию. Результаты распределения выборки дошкольников логопедической группы по выделенным вариантам, отражены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение дошкольников двух групп по вариантам личностной готовности

Варианты личностной готовности

Качественная характеристика

Группы

Группа 1

Группа 2

Гармоничный

Достаточно сформированные уровни эмоционального, когнитивного развития и личностной готовности

6

14

Дисгармоничный

Вариант А. Достаточно сформирована личностная готовность, дефицитарность уровня сформированности когнитивного развития.

3

3

Вариант Б. Сформированность когнитивных процессов; недостаточность личностной готовности

7

1

Несформированный

Низкий уровень личностной готовности в сочетании с несформированностью когнитивного и эмоционального развития

4

2

Группу с несформированным вариантом личностной готовности составили четыре дошкольника. Эти дети проявляли как личностную неготовность к обучению в школе и несформированность внутренней позиции школьника, так и низкий уровень когнитивного и эмоционального развития, не справившись ни с одной предоставленной методикой.

Нужно отметить, что дошкольники с нормальным речевым развитием распределились на более благополучных вариантах личностной готовности. Среди них выявлено значительно меньше человек с дисгармоничным и несформированным вариантом. Большая часть обследуемых дошкольников подготовительной группы были отнесены к гармоничному варианту личностной готовности к обучению.

Изучив данные распределения дошкольников с ОНР в зависимости от варианта личностной готовности, мы решили сопоставить варианты личностной готовности с уровнем речевого развития дошкольников логопедической группы, таблице 2. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы: при большей сформированности всех компонентов личностной готовности у детей отмечается более легкая степень выраженности ОНР (IV и III уровень), и наоборот при несформированности всех составляющих личностной готовности дошкольники имеют боле выраженную степень речевого недоразвития.

Таблица 2

Распределение дошкольников по вариантам личностной готовности в зависимости от уровня речевого развития при ОНР

Варианты личностной готовности

n=20

Речевые диагнозы

Гармоничный

6

2 дошкольника ОНР (III уровень);

4 дошкольника ОНР (IV уровень)

Дисгармоничный, вариант А

3

1 дошкольник ОНР (III уровень);

2 дошкольника ОНР (IV уровень)

Дисгармоничный, вариант Б

7

5 дошкольников ОНР (III уровень);

2 дошкольника ОНР (IV уровень)

Несформированный

4

3 дошкольника (II уровень);

1 дошкольник ОНР (III уровень);

Таким образов, выделенные нами варианты личностной готовности к школе, послужили основанием для разработки дифференцированных рекомендаций по сопровождению дошкольников логопедических групп в формировании личностной готовности к обучению.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте  СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
  2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием // Психологическая наука и образование. — 2010 — № 3. — C. 106–115.
  3. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: метод.пособие.  М.: АРКТИ, 2005.  338 с.
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи условиях специального детского сада: в 2 ч. — Ч. 1.:http://pedlib.ru/Books/1/0146/1_0146–1.shtml (дата обращения 1.05.202).