Подготовка будущего педагога к работе с одаренными детьми
Автор: Торгашина Виктория Владимировна
Научный руководитель: Лободина Любовь Владимировна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XCVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2025)
Дата публикации: 30.01.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Торгашина, В. В. Подготовка будущего педагога к работе с одаренными детьми / В. В. Торгашина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/530/18847/ (дата обращения: 31.01.2025).
Препринт статьи
В статье рассматриваются существующие методики подготовки педагогов к работе с одарёнными обучающимися, а также приводится описание предложенной автором статьи методики подготовки будущих учителей к работе с одарёнными детьми.
Ключевые слова: детская одарённость, профессиональный стандарт педагога, будущий учитель, методика, модульный подход.
Под одарённостью в научной литературе понимают совокупность качеств человека, выделяющую его среди других людей и позволяющую достигнуть успеха в том или ином виде деятельности [4]. Одаренность ребенка обычно проявляется в его успешности в определенном виде деятельности, которая носит стихийный характер проявления. Чаще всего, одаренные дети не всегда ставят своей задачей демонстрировать свои достижения перед окружающими [3]. Например, ребенок, который пишет собственные стихи, очерки, рассказы, может не раскрывать это увлечение окружающим.
В системе общего образования актуален вопрос целенаправленной подготовки учителя к работе с одарёнными учащимися. Это связано с тем, что массовое образование предполагает организацию учебного процесса, соответствующего образовательным потребностям так называемого «среднего» ученика, а одаренные дети в общеобразовательной школе могут столкнуться с различными проблемами в области самореализации, социализации, мотивации и др.
Для формирования профессиональных компетенций педагога, связанных с работой с одаренными детьми, в педагогических вузах целесообразно реализовать образовательные технологии, направленные на подготовку будущих учителей к работе с одарёнными учащимися общеобразовательных организаций.
В настоящее время в отечественных вузах подготовка будущего учителя к работе с одарёнными детьми ведётся недостаточно систематически, ощущается нехватка специальных методик и технологий, направленных на формирование компетенций, необходимых для данной сферы деятельности. Констатируется дефицит образовательных программ, направленных на подготовку учителей к работе с одарёнными детьми [2].
Методики, разработанные для подготовки учителя к работе с данной категорией учащихся, реализуются, в основном, через дополнительные профессиональные образовательные программы на курсах повышения квалификации. К таким методикам относится, например, методика Н. И. Волынчук и В. И. Снегуровой. В её основе лежит модульный подход к определению структуры дополнительной профессиональной программы, позволяющий гибко реагировать на индивидуальные запросы педагогов в процессе курсовой подготовки, проектировать индивидуальные образовательно-профессиональные маршруты слушателей курсов повышения квалификации при их подготовке в работе с потенциально одарёнными детьми [2]. Данная методика актуальна для сопровождения учителей, непосредственно работающих с одарёнными детьми в общеобразовательной организации, и имеющих некоторые затруднения в этой сфере деятельности. Учёными Г. Н. Тараносовой и Т. А. Абрамовой был выявлен комплекс психолого-педагогических условий, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми; критерии, показатели и уровни сформированности компонентов профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми [4].
Предложенная нами методика подготовки будущих учителей к работе с одарёнными детьми основана на применении компетентностного и личностно-деятельностного подходов, обеспечивающих формирование знаний и умений учителя, обозначенных в профессиональном стандарте педагога [1]. Содержание подготовки будущих учителей включает в себя теоретический, практический и личностный компоненты, направленные на получение профессионального знания в сфере работы с одарёнными детьми.
В научно-педагогической литературе понятие «методика» трактуется как способ достижения определённой цели; совокупность способов целесообразного поведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приёмы обучения, осуществление воспитательной деятельности [6]. В большом энциклопедическом словаре А. М. Прохорова методика определяется как «микротехнология»: алгоритм, инструкция, руководство по содержанию и последовательности действий для получения какого-либо локального результата [6].
В основу методики подготовки будущих учителей к работе с одарёнными детьми положен элективный курс, разработанный на основе принципов модульного подхода к обучению. Для каждого модуля предусматривается использование различных приемов и методов современных методик обучения, рациональное сочетание которых призвано повысить эффективность образовательного процесса.
Программа курса содержит пять тематических разделов (модулей):
Модуль 1. Профессиональный стандарт педагога и компетенции, связанные с работой с одаренными детьми.
На данном этапе будущие учителя становятся слушателями курса, начинающегося со вводной лекции, содержащей информацию о целях и задачах обучения, тематическом плане работы, видами и количестве проверочных работ.
Также в этом модуле рассматривается Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ 18.10.2013 № 544н. [1]) и компетенции, о которых идет речь в данном документе. Будет проведена дискуссия о важности каждой из компетенций, указанной в Стандарте, с точки зрения её необходимости в работе с одарёнными детьми в образовательной организации.
Модуль 2. История методик работы с одарёнными детьми. Учитель для одаренных детей и его качества с точки зрения современного социума.
Модуль предполагает такой формат обучения, как проведение семинаров, на которых будущим учителям предложено выступить с докладом. Темы касаются истории обучения и воспитания одаренных детей. Поиск информации по заданным темам обеспечивает вовлечение учащихся в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации.
Также этот модуль предполагает проведение деловой игры, направленной на формирование у будущих учителей понимания роли личности педагога в образовательной деятельности одаренных детей, усвоение знаний о качествах современного педагога для одаренных.
Игровая ситуация заключается в постановке задания; поиске их группового решения, осуществлении анализа и противопоставлении полученных результатов в ходе коллективной работы всех обучающихся.
Модуль 3. Характерные черты одаренных детей.
Обучение проводится в формате лекций и семинарских занятий. Аттестация по тематическому разделу — тестирование.
Модуль 4. Методы и средства выявления одаренных детей.
Введение данного тематического блока связано с необходимостью знакомства учителя с методами выявления одарённых детей.
Модуль, связанный с диагностикой детской одаренности, изучается в различных формах. Занятия по теме «Диагностика детской одаренности» начнутся с краткого обзора существующих методик. Далее проводятся беседы учителями, имеющими практический опыт работы с одаренными детьми.
Также на занятиях происходит моделирование учебных ситуаций для развития мотивации педагогов к работе с одарёнными детьми, умений задействовать личностные ресурсы для борьбы с профессиональным выгоранием, преодоления барьеров в работе с одарёнными детьми. С этими целями студентам предлагается решить ряд практических задач, после чего их решения анализируются.
Модуль 5. Образовательные технологии в работе с одаренными детьми.
Изучается в лекционно-семинарской форме, а также с применением дистанционных технологий. На электронные почты слушателей будут отправлены ссылки на предлагаемые к просмотру вебинары и презентации, расположенные на ресурсе ЯндексДиск. Реализуется целенаправленное включение будущих учителей в создание материалов, которые необходимы им в работе с одарёнными детьми. Аттестационной работой по данному модулю является разработка урока или внеклассного занятия с использованием одной из изучаемых технологии, по выбору обучающегося. Форма отчета по данному модулю — презентация или конспект занятия.
Каждый студент, проходивший элективный курс, получит оценку «зачтено», которая будет складываться из оценок аттестационных работ по тематическим разделам.
Предложенный элективный курс предназначен для обучения будущих учителей-предметников, получающих высшее образование по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки». Апробация курса, которая проводилась на базе Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета, позволила утверждать, что курс целенаправленно развивает совокупность качеств будущего педагога, направленных на формирование психологической готовности будущего учителя к работе с одарёнными учащимися.
Следует отметить, что слушатели курса не приобретают практический опыт работы с одарёнными детьми. Этот недостаток, на наш взгляд, можно отчасти устранить, дополнив методику подготовки будущих педагогов к работе с этой категорией обучающихся, например, включением в производственную педагогическую практику студентов соответствующих заданий.
Литература:
- Российская Федерация. Министерство труда и социальной защиты. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель): Приказ Министерства труда и социальной защиты России от 8 октября 2013г. № 544н. — Текст: электронный // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. — URL: https://school3.kchr.eduru.ru/media/2020/02/11/1250875158/Profstandart_Pedagog.pdf?ysclid=m69iyfnwxm241301438 — (дата обращения: 23.01.2025).
- Волынчук, Н. И., Снегурова, В. И. Подготовка учителя к работе с одарёнными детьми в процессе повышения квалификации [Текст] / Н. И. Волынчук, В. И. Снегурова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2020. — № 4 (45). — С. 23–31.
- Захарова, И. Н. Детская одаренность и особенности одаренного ребенка / И. Н. Захарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 147–149. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61437/ (дата обращения: 19.01.2025).
- Куршина, Л. Ю. Одаренность: современные тенденции определения понятия / Л. Ю. Куршина. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 57–61. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11686/ (дата обращения: 23.01.2025).
- Тараносова, Г. Н., Абрамова, Т. А. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми [Текст] / Г. Н. Тараносова, Т. А. Абрамова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — № 3 (20). — С. 254–257.
- Швец Тэнэта-Гурий, О. А., Вьюнова, Д. С. К вопросу о применении понятий «Педагогическая технология» и «Методика обучения» [Текст] / О. А. Гурий, Д. С. Вьюнова // Московский педагогический журнал. — 2017. — № 3. — С. 78–83.