Словарная работа с детьми-инофонами как средство повышения орфографической грамотности обучающихся
Автор: Костенко Наталия Романовна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XCVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2025)
Дата публикации: 02.02.2025
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Костенко, Н. Р. Словарная работа с детьми-инофонами как средство повышения орфографической грамотности обучающихся / Н. Р. Костенко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/530/18848/ (дата обращения: 22.%м.2025).
Данная статья посвящена проблеме повышения орфографической грамотности детей-инофонов посредством словарной работы. Определены сложности при языковой подготовке детей-инофонов. Обоснована важность повышения орфографической грамотности детей-инофонов. Рассмотрено содержание орфографической грамотности. Представлены различные способы организации словарной работы с целью повышения орфографической грамотности детей-инофонов.
Ключевые слова: словарная работа, инофоны, дети-инофоны, орфографическая грамотность, русский язык, русский язык как иностранный, дети-мигранты.
В современном мире в одном пространстве проживают люди разных культур и национальностей. В России как в многонациональной стране в некоторых регионах используется для общения не один, а несколько языков. Влияние глобализации привело к тому, что в России наблюдается внешняя и внутренняя миграция, в результате чего появляются новые соотечественники, владеющие русским языком в разной степени. В крупных городах семей-мигрантов становится всё больше, что приводит к тому, что образовательные организации посещают не только русскоязычные дети, но и дети-инофоны. Так, изменения, происходившие в стране последние десятилетия, привели к тому, что в российских школах обучаются дети-инофоны, ранее не изучавшие русский язык.
Дети-инофоны — это дети с иной культурой и иным родным языком. Уровень их владения русским языком не позволяет успешно использовать его в учебном процессе. Это делает важным задачу обучения русскому языку в школах и адаптации детей-инофонов к новым жизненным условиям. Если ребёнок, для которого русский язык является родным, понимает значения слов, то у детей-инофонов часто возникают ошибки в написании из-за недостаточного понимания самих слов и их значений [4]. Следовательно, с детьми-инофонами требуется специальная языковая работа.
И. П. Лысакова выделяет ключевые направления в обучении детей-инофонов, среди которых особое внимание уделяется орфографической грамотности. Она отмечает, что «формирование орфографической грамотности является одной из самых сложных задач в работе с инофонами и требует всестороннего изучения» [2].
Главная сложность в обучении детей-инофонов заключается в том, что они приходят с различным уровнем владения русским языком. Это затрудняет усвоение материала, так как детям нужно не только освоить правила, но и понять русскую речь в устной и письменной формах.
Учителю следует не только объяснить орфографические правила, но и ознакомить детей с культурой страны, создать условия для развития их коммуникативных способностей и помочь в использовании русского языка в качестве средства социализации.
Орфографическая грамотность — ключевой элемент общей языковой культуры, которая в дальнейшем является основой грамотности человека. Работу над ней следует начинать с самого начала обучения, так как основы закладываются в младших классах.
При развитии орфографической грамотности нужно объяснить детям её цели и важность, а также последствия плохого овладения орфографией. Орфографическая зоркость подразумевает способность находить орфограммы в тексте, и её недостаток может привести к нарушению орфографической грамотности у младших школьников. Р. Л. Трубникова писала: «орфографическая зоркость — это умение быстро находить и исправлять ошибки в тексте» [1].
Анализ современных научных исследований и достижений педагогов-практиков позволяет утверждать, что наибольшие результаты в формировании орфографической грамотности достигаются посредством организации словарной работы. Словарная работа предполагает работу со словом, его правильным написанием и значением. Важно отметить, что словарная работа также способствует расширению словарного запаса детей-инофонов.
Во многом успех детей-инофонов в изучении русского языка зависит и от интереса самих школьников к познанию предмета и языка в целом. Для того, чтобы заинтересовать детей, целесообразно использовать различные занимательные формы словарной работы.
Анализ современных исследований и опыта педагогов показывает, что наибольших успехов в формировании орфографической грамотности можно достигнуть через словарную работу. Такая работа подразумевает изучение слов, их написание и значение, что не только способствует формированию орфографической грамотности, но и значительно расширяет словарный запас детей-инофонов [3; 5].
Успех в изучении русского языка детьми-инофонами во многом зависит от их интереса к предмету. Чтобы увлечь детей, рекомендуется использовать разнообразные занимательные формы работы со словарём.
Одним из самых популярных методов словарно-орфографических упражнений являются словарные диктанты. Их можно использовать для введения новых слов, закрепления знаний о выученных словах, а также как инструмент для проверки написания сложных слов.
Визуальный диктант. Учитель демонстрирует ученикам карточку с подчеркнутой безударной гласной в слове. Учащиеся проговаривают его вслух, а затем записывают по памяти.
Картинный диктант. Картинный диктант можно организовать несколькими способами:
- Учитель показывает картинку, дети называют изображенное и объясняют написание слова, а затем записывают его.
- Учитель демонстрирует картинку, дети пишут слово самостоятельно, после чего проверяют написание.
- Безударная гласная закрыта, дети пишут слово, после чего проверяют правильность.
Выборочный диктант (визуальный, слуховой, с использованием картинок). Учитель предлагает разные карточки или слова на слух. Например: записать в столбики слова-названия животных и птиц; записать в столбики слова с гласными «О» и «А»; записать слова, отвечающие на вопросы «что?» и «кто?» (например, Москва, фабрика, рабочий); использовать проектор для задания: выделить словарные слова из текста.
Диктант с загадками. Диктант с загадками также может быть организован несколькими способами: учитель читает загадку, ученики сначала говорят отгадку, затем пишут; учитель читает загадку, ученики записывают словарное слово самостоятельно; использование загадок для фронтальной работы.
Диктант по памяти. Например, учащимся может быть предложено записать слова по памяти, обозначающие одежду, фрукты и другие языковые классы; записать слова с безударной гласной; написать слово на доске, ученики должны его запомнить и переписать по памяти.
Диктант с комментарием. Учитель диктует слово, один ученик объясняет его написание, остальные записывают.
Творческий диктант. Творческий диктант предполагает внесение чего-то нового в языковые единицы. Например, заменить описание одним словом; подобрать предложения к картинкам с животными, заполнить пропуски словами из словаря.
Дополнительно могут быть использованы такие виды словарной работы, как чтение слов с доски, нахождение ударной и безударной гласной, составление словосочетаний с использованием словарных слов. Еще одним эффективным методом является минутка чистописания с указанием начальной буквы словарного слова. Несколько человек записывают слово на доски, а остальные в тетради. После чего осуществляется проверка.
Таким образом, словарная работа предоставляет обширные возможности для организации разнообразной деятельности по повышению орфографической грамотности у детей-инофонов. Работа над орфографической грамотностью способствует не только пониманию слов и верному их написанию, но и расширяет словарный запас и коммуникативные возможности учащихся. При организации работы следует учитывать исходный уровень владения русским языком детей-инофонов и предлагать доступные, посильные задания, способствующие обогащению и расширению имеющегося языкового опыта.
Литература:
- Гоголина И. А. Занимательные игры при обучении русскому языку как неродному (на материале темы «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова») // Образовательные потребности детей-инофонов в условиях интегративного обучения русскому языку. 2024. С. 47–52.
- Железнякова Е. А. Дети мигрантов в аспекте обучения русскому языку как неродному в начальной школе // Наука и школа. 2022. № 2. С. 90–98.
- Морозова Ю. А. Обучение детей-мигрантов русскому языку как иностранному // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2024. № 2 (89). С. 92–95.
- Скворцова М. А. Преподавание русского языка в условиях полукультурной среды начальной школы // Психология и педагогика социального воспитания. 2020. С. 488–493.
- Чалышева А. Л., Яяева А. М. Важность формирования орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка // Наука. Инновации. будущее — 2023. 2023. С. 61–65.