Образовательный проект «Украшаем букву»
Авторы: Белокурова Мария Александровна, Морева Ирина Сергеевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XCVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2025)
Дата публикации: 07.02.2025
Статья просмотрена: 11 раз
Библиографическое описание:
Белокурова, М. А. Образовательный проект «Украшаем букву» / М. А. Белокурова, И. С. Морева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 49-54. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/530/18858/ (дата обращения: 22.%м.2025).
В статье авторы предлагают опыт реализации образовательного проекта «Украшаем букву» по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников.
Ключевые слова: образовательный проект, подготовка к обучению грамоте, старшие дошкольники.
Образовательный проект «Украшаем букву» реализуется в рамках такого традиционно сложного для педагогов и детей направления, как подготовка к обучению грамоте. Сложность и важность формирования предпосылок к психофизиологическим процессам чтения и письма предъявляют серьезные требования к уровню методических материалов, доступности предлагаемых дошкольникам сведений, формам обучения, эффективности дидактических пособий.
Понимание постулатов педагогики об игре как основном виде деятельности дошкольников [1, с. 221] и принципе наглядности как одном из ведущих принципов обучения и воспитания в детском саду [2, с. 64], привело к возможности осуществлять подготовку к обучению грамоте в форме образовательного проекта «Украшаем букву».
Идея проекта заключается в том, что дети, их родители и педагоги изготавливают по одной букве в качестве дидактического пособия для занятий по обучению грамоте. Это могут быть первые буквы имени, фамилии или буквы, выбранные ребенком по иной причине. Для изготовления букв могут быть применены различные материалы: бумага, картон, салфетки, дерево, бусины, пуговицы и т. п. Ребенок «представляет» свою букву сверстникам в группе, рассказывает о ее создании, называет слова с этой буквой. Далее буква используется на занятиях по обучению грамоте для демонстрации начертания, подбора слов, начинающихся с нее, для составления слов и предложений в играх «Живое слово», «Живое предложение» и других.
Цельпроекта — подготовка старших дошкольников к обучению грамоте средствами совместно изготовленных дидактических пособий.
Основные задачи заключаются в следующем:
— обосновать для родителей и детей необходимость изготовления букв;
— организовать совместное изготовление букв;
— развивать фонематический слух, звуко-буквенный анализ и синтез, связную речь, мелкую моторику;
— воспитывать аккуратность, интерес к письменной речи, доброжелательное отношение к работе других детей.
Ожидаемый результат — это повышение интереса детей к письменной речи, профилактика дисграфии и дислексии.
Участниками проекта являются воспитанники подготовительной к школе группы (в том числе и дети с общим недоразвитием речи III уровня), их родители, воспитатели подготовительной к школе группы, учитель-логопед.
Сроки реализации: сентябрь — апрель.
В рамках проекта могут быть проведены:
— родительское собрание «Увлекательное обучение грамоте»;
— выставка в музейном комплексе детского сада «Украшаем букву»;
— итоговые занятия по обучению грамоте.
Изготовленные буквы использовались на еженедельные занятиях по обучению грамоте в течение всего учебного года.
Этапы проекта определены следующим образом.
- Подготовительный (сентябрь) — информирование родителей о проведении проекта, консультация «Подготовка дошкольников к обучению грамоте».
- Основной (октябрь — апрель) — изготовление букв, презентация детьми своих работ в группе, использование изготовленных букв на занятиях по обучению грамоте, родительское собрание, выставка «Украшаем букву».
- Завершающий (10–30 апреля) — 2 итоговых занятия «Страна Азбука», оформление документации проекта.
Отмечаются следующие результаты проекта.
Педагогическое наблюдение позволило выявить повышение интереса воспитанников подготовительной к школе группы к письменной речи и занятиям по обучению грамоте. Дети были заинтересованы в изготовлении букв, их показе сверстникам, составлении слов из них.
Изготовлено 15 букв русского алфавита как наглядное дидактическое пособие для занятий по подготовке к обучению грамоте.
Подготовлены наглядные материалы для оформления выставки «Украшаем букву». Информация о выставке размещена на странице МДОУ «Детский сад № 133» ВКонтакте.
Разработаны планы занятий с использованием информационно-компьютерных технологий, конспект родительского собрания, текст консультации для родителей.
Возможным продолжением проекта может быть использование изготовленных букв и подготовленных материалов для работы по обучению грамоте с воспитанниками других подготовительных к школе групп, участие в конкурсах поделок и методических разработок по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Подготовка дошкольников к обучению грамоте
Консультация для родителей
Казалось бы — что может быть проще? Научить ребенка называть и писать всего 33 буквы русского алфавита и дать ему книгу для чтения и тетрадь для письма.
Но не так-то всё оказывается легко на пути дошкольников к овладению грамотой. И для многих этот путь оказывается сложным и совершенно непривлекательным…
Проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной, ведь от того, насколько дошкольник овладел грамотой, зависит его дальнейшее школьное обучение.
При этом школьные учителя часто просят родителей привести в первый класс ЧИТАЮЩИХ детей. А в программе детского сада НЕТ обязательного требования о том, чтобы ребенок к выпускному умел читать.
Задача детского сада — создать предпосылки для овладения детьми грамотой. Существует несколько таких предпосылок, основными из которых являются развитая фонематическая сторона речи и подготовленная к письму рука.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Для этого и нужен развитый фонематический слух и правильное фонетическое (звуковое) оформление собственной речи!
Подготовленная к письму рука дошкольника предполагает сформированные графические умения. Но ДО того, как ребёнок возьмёт в руки карандаш и начнёт осваивать написание букв, просто необходимо, чтобы он мог САМОСТОЯТЕЛЬНО застегивать пуговицы, завязывать шнурки, собирать мелкую мозаику/конструкторы/бусины/крупу, то есть должна быть хорошо развита мелкая моторика! Поэтому развитию именно мелкой моторики уделяется такое большое количество времени в детском саду, начиная с группы раннего возраста и вплоть до подготовительной к школе группы. И это не просто игры, а целенаправленная работа воспитателей, логопедов, психологов по подготовке детей к освоению грамоты!
Чтобы помочь ребенку лучше усвоить первоначальные основы грамоты, родители могут закреплять и развивать те навыки, которые ребенок получает в дошкольном учреждении.
Работа, как правило, ведётся в игровой форме. Игра позволяет добиться высоких результатов, поддерживает интерес детей.
Важно, что в предложенные игры можно играть не только дома, но и на улице, в транспорте. Они не требуют больших материальных затрат. Эти игры можно менять, проявляя свое творчество.
«Угадай-ка» (имитация голосов птиц и животных). Эту игру можно использовать на прогулке. Попросите ребёнка прожужжать как жук, прокуковать как кукушка, промычать как корова и т. д. Добивайтесь от ребёнка чёткой артикуляции звуков.
Можно имитировать звуки окружающего мира (как завывает ветер, как он шумит в листве деревьев, как капает дождик, как шумит чайник, тикают часы и т. д.).
«Длинное — короткое» (упражнение в умении определять на слух длинные и короткие слова).
Можно искать на кухне слова, в которых много звуков (мясорубка, электричество, кастрюля и др.) и слова, в которых мало звуков (нож, соль, суп и т. д.).
«Сломанный телевизор». Для игры необходима любая рамочка, которая держится у губ. Показывайте детям по очереди гласные звуки и их сочетания: а, у, и, ау, аи, иу. Дети называют звуки и их последовательность.
«Поймай песенку». Ребёнок ловит заданный звук хлопками в ладоши. «Песня» исполняется протяжно. Звуки: а, у, и, э, и, у, э, а, э, и т. д.
«Где прячется звук?». Предлагайте ребёнку слова, выделяя, например, звук «о». Ребёнок определяет позицию в слове (начало, середина, конец).
«Мягкий — твёрдый». Предлагайте ребёнку картинки со словами с мягким согласным звуком и с твёрдым. Картинки с мягким согласным он выкладывает на мягкую подушку, а с твёрдым — на стол или камень.
«Придумай слова на заданный звук». Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) — арбуз, обруч, улитка, иголка и т. п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и др.)
«Поймай звук». Инструкция: Если услышишь звук [к] в слове — хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор [K]овь, шалаш, ботино [K]...
То же с любыми другими звуками:
Ш — кошка, шапка, маска, подушка…;
С — собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р — руки, лапки, Родина, полка, кружка…;
Л — лопата, кора, слова, плов…
«Произнести по порядку» все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ — д, о, м.
«Повтори». Ребёнок повторяет за взрослым пары слогов; чистоговорки. Например: са-са-са — вот летит оса.
«Закончи слово» . Ребёнок добавляет звук или слог в конце слова. Например: де…, дива…, бана…, пе…, бу(сы), ча(сы), ве(сы).
«Третий лишний» . Взрослый произносит группу слов с заданным звуком, а ребёнок называет лишнее слово, без данного звука.
«Услышь и назови». Взрослый читает стихотворение, а ребёнок называет слова с заданным звуком из стихотворения.
«Назови слог» . Ребёнок называет первый слог в слове; второй слог и др.
«Сосчитай». Взрослый произносит слова, а ребёнок говорит, сколько слогов в слове.
«Составь предложение». Ребёнок составляет предложение по опорным словам. Например: зонтик, Лиза, у, красивый. — У Лизы красивый зонтик.
«Придумай предложение» . Ребёнок придумывает предложение с заданным словом.
«Сосчитай слова». Взрослый произносит предложение, а ребёнок определяет, сколько слов в предложении.
«На что похоже». Взрослый показывает букву, а ребёнок придумывает, на что похожа эта буква.
«Выложи букву». Ребёнок выкладывает букву из счётных палочек, из ниток, из шнурков, рисует на песке, лепит из пластилина.
Играя, ребёнок может брать на себя роль ведущего, а взрослый выполнять задания, можно быть равноправными партнерами в игре.
Использование данных игр разнообразит ваш совместный досуг, позволит достичь положительных результатов в развитии ребёнка на пути к грамотному чтению и письму!
Литература:
- Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с.
- Матюшенко, С. В, Князева, О. О. Новый формат принципа «наглядности в обучении» / С. В. Матюшенко, О. О. Князева // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2022. — № 4. — С. 59–66.
- https://mdou133.edu.yar.ru/podgotovka_doshkolnikov_k_obucheniyu_gramote.docx