Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аристова, С. В. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении / С. В. Аристова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 40-45. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/530/18861/ (дата обращения: 22.%м.2025).



Ключевые слова: дыхательная гимнастика, голосовой аппарат, ребенок, здоровьесберегающие технологии, дошкольное образовательное учреждение.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, некоторые родители не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность [1.14]

Основная форма музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Система музыкально — оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии — это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Основные задачи музыкально — оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей; создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка; с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Система музыкально — оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий: валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, речевые игры, музыкотерапия. На некоторых технологиях я хотела бы остановиться.

Валеологические песенки-распевки — отличное начало любого музыкального занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Дети младшего возраста эмоционально откликаются на приветствие, связанное с валеологией. Например, педагог может предложить малышам поздороваться с животиком, ладошками, носиком при этом, поглаживая части тела и пропевая ласково «здравствуй, носик-абрикосик», или «здравствуйте пальчики-мальчики».

Дыхательная гимнастика — это природный способ воздействовать на организм в целом. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении. Способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Дети с большим интересом относятся к выполнению дыхательных упражнений, если они проводятся в игровой форме, например: «Силачи», «Воздушный велосипед», «Самолеты». Большую радость у детей вызывает упражнение «Самолеты». Педагог предлагает заправить самолеты т. е. сделать глубокий вдох и на длинном выдохе двигаться со звуком «у», пока не кончится воздух.

Упражнение «Цветок» направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов. Упражнение выполняется стоя, глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. На выдохе сказать: «Ах!» Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

Таким образом, у детей формируются навыки правильного певческого дыхания. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений являются:

– Укрепление физиологического дыхания детей ( без речи ).

– Тренировка силы вдоха и выдоха.

– Развитие продолжительности выдоха.

Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционная гимнастика В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и в процессе выполнения артикуляционных упражнений взрослый следит за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка. На музыкальных занятиях артикуляционная гимнастика проводится эмоционально, в игровой форме. В основе артикуляционных упражнений лежит система В. Емельянова.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно — глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например, игра «Динозаврик » . В этой игре дети голосом «рисуют» динозаврика, проговаривая нараспев гласные звуки: У-о-а-ы-и, а в конце используют вокальный прием штробас.

Игровой массаж. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное отношение к собственному телу. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему.

Точечный массаж биологически активных точек по А. А. Уманской выполняется легкими надавливаниями и поглаживаниями подушечками пальцев для улучшения протекания нервных процессов, расслабления мышц лица, снятия эмоционально-нервного напряжения. Такой массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов ребенка. Точечный массаж очень эффективен для профилактики простудных заболеваний.

Пальчиковые игры. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например, пальчиковые игры «Кошка», «Дождик», «Птички», «Дружная семья».

Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Речевые игры сопровождаются движениями, звучащими жестами: хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал. Речевые игры эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки.

Музыкотерапия . Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами дошкольного образовательного учреждения в течение всего дня — детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

В результате использования здоровьесберегающих технологий дошкольники лучше и качественнее осваивают музыкальный материал, наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повышаются показатели их общего физического развития.

Литература:

  1. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. //М.: Просвещение, 1982. — 271с.
  2. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения.// Волгоград: Учитель, 2009. — 204с.
  3. Картушина М. Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6–7 лет//г. Москва, изд. ТЦ «Сфера», 2208.