Исследование проблематики проектирования дорожных покрытий федеральных автомобильных дорог в Калининградской области
Автор: Чертков Даниил Николаевич
Научный руководитель: Меркулов Сергей Иванович
Рубрика: 5. Архитектура и строительство
Опубликовано в
XCVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2025)
Дата публикации: 12.02.2025
Статья просмотрена: 23 раза
Библиографическое описание:
Чертков, Д. Н. Исследование проблематики проектирования дорожных покрытий федеральных автомобильных дорог в Калининградской области / Д. Н. Чертков. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/531/18863/ (дата обращения: 22.%м.2025).
Препринт статьи
В статье автор рассматривает существующие комплексные проблемы проектирования транспортной инфраструктуры в условиях ограниченности по географическому положению. Описываются ключевые направления для концентрации внимания проектировщиков: локализация ресурсов — минимизация зависимости от внешних поставок за счет использования местных материалов; адаптация к природным условиям — внедрение инженерных решений, повышающих долговечность и безопасность дорог в специфическом климате и геологии региона; инновации — интеграция умных систем мониторинга, автоматизированного управления транспортными потоками и современных конструктивных подходов.
Ключевые слова: Калининградская область, строительство и проектирование, федеральные автомобильные дороги.
Активное развитие Калининградской области и вливание инвестиционного капитала в укрепление анклава Российской Федерации требует развития и поддержания на постоянно высоком уровне инфраструктуры территории. Автомобильные дороги являются вектором развития территории, поэтому их грамотное строительство и проектирование должно предусматривать любые возможные проблемы, вызванные полуанклавным положением региона [1].
Одной из ключевых проблем является географическая изоляция региона, которая обусловлена его территориальной оторванностью от основной части страны [2]. Это создаёт значительные сложности в логистике, особенно в контексте доставки строительных материалов, техники и оборудования, необходимых для реализации крупных инфраструктурных проектов. Основным способом транспортировки грузов в Калининградскую область остаётся транзит через территории третьих стран, таких как Польша и Литва, что связано с рядом рисков и ограничений.
Альтернативой транзиту через третьи страны является использование морского транспорта, который, однако, также имеет свои ограничения или использование в строительстве материалов, добываемых на территории региона [2, 4]. Морские перевозки требуют наличия специализированных портовых инфраструктур, способных принимать крупногабаритные грузы, такие как строительная техника и элементы дорожных конструкций. В Калининградской области портовые мощности ограничены, а их модернизация требует значительных инвестиций. Воздушный транспорт, хотя и обеспечивает быструю доставку, является экономически нецелесообразным для перевозки крупных партий строительных материалов из-за высокой стоимости [3].
Необходимо учитывать экологические и ландшафтные ограничения. Калининградская область обладает уникальными природными характеристиками, которые оказывают значительное влияние на процесс дорожного строительства и эксплуатации [5].
Одним из основных экологических аспектов является необходимость сохранения биоразнообразия региона [6]. Калининградская область богата различными видами флоры и фауны, многие из которых являются редкими и находящимися под угрозой исчезновения. При проектировании дорог важно минимизировать воздействие на природные экосистемы, избегая разрушения мест обитания животных и растений. Это требует тщательного планирования маршрутов и использования экологически безопасных технологий.
Ландшафтные особенности региона также накладывают свои ограничения. Калининградская область характеризуется наличием множества водоемов, болот и лесов, что усложняет процесс строительства. Например, болотистые местности требуют дополнительных инженерных решений для обеспечения устойчивости дорожного полотна, таких как использование свай и специальных дренажных систем [7]. Лесные массивы, в свою очередь, могут ограничивать возможности для расширения существующих дорог и требовать альтернативных маршрутов.
Кроме того, природные катаклизмы, такие как наводнения и штормы, являются частым явлением в регионе. Это необходимо учитывать при проектировании, внедряя меры по защите дорог от возможных разрушений. Например, строительство защитных дамб и укрепление обочин может значительно повысить долговечность дорожного покрытия и безопасность движения.
Важным аспектом является также использование экологически чистых материалов и технологий [8]. В условиях Калининградской области это особенно актуально, так как минимизация выбросов и снижение негативного воздействия на окружающую среду являются приоритетными задачами. Применение переработанных материалов и современных технологий, таких как геосинтетики, может существенно снизить нагрузку на природные ресурсы и уменьшить экологический след дорожного строительства.
Проектирование дорог в Калининградской области требует тщательного учета множества факторов для обеспечения безопасности и устойчивости региона. Для обеспечения долговечности и надежности дорог необходимо применение инженерных и конструктивных решений, направленных на укрепление основания и эффективное управление водными ресурсами. Основания дорог должны быть устроены с использованием качественных материалов, таких как гравий и щебень, которые способствуют дренажу и стабилизации дорожного полотна. Геосинтетические материалы играют ключевую роль в армировании и разделении слоев дорожного покрытия, предотвращая смешивание материалов и продлевая срок службы дороги.
Эффективное управление водными ресурсами является критически важным аспектом для поддержания безопасности дорожного движения. Проектирование дренажных систем, включающих канавы, стоки и подземные дренажные трубы, позволяет отводить избыточную влагу и предотвращать затопление дорог. Установка водосборных колодцев и насосных станций способствует дополнительному контролю над уровнем воды, минимизируя риски, связанные с влажностью. Уклоны должны быть рассчитаны таким образом, чтобы предотвращать аквапланирование и обеспечивать стабильность транспортных средств. Виражи и повороты проектируются с учетом максимально допустимых радиусов для различных типов транспортных средств, что способствует снижению риска дорожно-транспортных происшествий.
Мониторинг состояния дорог является неотъемлемой частью обеспечения безопасности и устойчивости. Внедрение систем автоматизированного мониторинга, включающих датчики для контроля температуры, влажности и деформации дорожного покрытия, позволяет своевременно выявлять и устранять дефекты. Интеллектуальные транспортные системы способствуют повышению безопасности дорожного движения за счет управления потоками транспорта. Умные светофоры и системы информирования водителей о состоянии дорожного покрытия и погодных условиях помогают оптимизировать движение и снижать риск дорожно-транспортных происшествий. Мобильные приложения для водителей предоставляют информацию о безопасных маршрутах и текущих дорожных условиях, способствуя более осознанному и безопасному вождению.
В обобщении стоит выделить вопросы, которые необходимо решать на стадии проектирования при реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе, объектов транспортной инфраструктуры:
- Учет физико-географических особенностей региона в части обеспечения анклавных или удаленных районов строительства материалами местного происхождения;
- Учет климатических и геологических особенностей региона для обеспечения безопасности и повышенного срока службы объекта;
- Внедрение на стадии проектирования современных технологий, как в выборе материалов так и в конструктивных и инженерных решениях.
Литература:
1. Новиков, Р. В. Проектное развитие [Текст] / Р. В. Новиков // Дороги России XXI века. — 2024. — № 3 (141). — С. 16–19.;
2. Зверев, Ю. М. Северо-запад России в регионе Балтийского моря: проблемы и перспективы экономического взаимодействия и сотрудничества [Текст] / Ю. М. Зверев — 1-е изд.. — Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2008–295 c.;
3. Отраслевая медиа-корпорация «Держава» Километры высокого качества [Текст] / Отраслевая медиа-корпорация «Держава» — 1-е изд.. — Санкт-Петербург: Отраслевая медиа-корпорация «Держава», 2019–196 c.
4. Гольц, Г. А. История и проблемы дорожно-мостового хозяйства России [Текст] / Г. А. Гольц // Энергия: экономика, техника, экология. — 2008. — № 3. — С. 60–64;
5. Твардовский, Д. В. Развитие автомагистралей и скоростных автомобильных дорог в России [Текст] / Д. В. Твардовский // Транспорт Российской федерации. Журнал о науке, практике, экономике. — 2015. — № 6(61). — С. 9–14.
6. Башкарев, А. А. Развитие транспортной инфраструктуры как одна из приоритетных задач многонационального государства (на примере Северо-Западного федерального округа) [Текст] / А. А. Башкарев // Путевой навигатор. — 2022. — № 52 (78). — С. 52–61.
7. В. П. Бычков, А. М. Букреев, И. Ю. Проскурина, Ю. П. Усова Автодорожный сервис и перспективы его развития на региональном уровне [Текст] / В. П. Бычков, А. М. Букреев, И. Ю. Проскурина, Ю. П. Усова // Modern economy success. — 2018. — № 4 (43). — С. 148–153.
8. Дан старт движению беспилотных грузовиков по трассе М-11 «Нева» / [Электронный ресурс] // Министерство транспорта Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10741 (дата обращения: 22.01.2025).