Концепция исследования смыслового будущего в профессиональном самоопределении студентов колледжа | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

XCVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2025)

Дата публикации: 13.02.2025

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Голубева, Е. А. Концепция исследования смыслового будущего в профессиональном самоопределении студентов колледжа / Е. А. Голубева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/531/18865/ (дата обращения: 22.%м.2025).

Препринт статьи



Одной из ключевых проблем студентов является определение своего смыслового будущего. Зачастую обучающиеся формируют картину своего будущего, руководствуясь только личными предпочтениями либо рекомендациями родителей. Однако, следует заметить, что в случае, второго варианта, то есть формирования смысловой картины под воздействием мнения родителей в большинстве случаев у студентов снижается мотивация к обучению. Поэтому при формировании картины смыслового будущего в профессиональном самоопределении студентам колледжа следует учитывать множество факторов.

Ключевые слова: смысловое будущее, самоопределение, мотивация, профессионально-прогностической модель специалиста, культурная релевантность, экономическая эффективность, рефлексивные оценки собственной профессиональной подготовленности, результативность

One of the key problems of students is to determine their semantic future. Often, students form a picture of their future, guided only by personal preferences or recommendations of their parents. However, it should be noted that in the case of the second option, that is, the formation of a semantic picture under the influence of parents' opinions, in most cases, students' motivation to learn decreases. Therefore, when forming a picture of the semantic future in professional self-determination, college students should take into account many factors.

Keywords: semantic future, self-determination, motivation, professional prognostic model of a specialist, cultural relevance, economic efficiency, reflexive assessments of one's own professional training, effectiveness

Изучение проблемы смыслового будущего в профессиональном самоопределении студентов имеет существенный теоретический и практический интерес для развития современной социальной, профессиональной, возрастной и педагогической психологии. Прежде всего проблема профессионального становления в условиях социально-экономических изменений в обществе приобретает сильного звучания в силу необходимости изучения мотивационной сферы личности профессионала.

Несмотря на то, что определение сути профессионального самоопределения занимает важное место в теоретических и экспериментальных исследованиях психологов, педагогов, социологов, философов и других ученых, работающих в смежных с психологией науках, обращение к ней обусловлено нерешенностью психологических аспектов профессионализации личности. Также разнообразие рассмотрения и решения проблемы профессионального самоопределения личности затрудняет выделение концептуальных подходов ее изучения. Сразу добавим, что говоря о концепции исследования смыслового будущего в профессиональном самоопределении студентов, выбравших специальности гостиничный сервис и туризм, будем придерживаться обобщенных теоретико-эмпирических конструктов, которые в равной степени относятся и к будущим специалистам других специальностей.

Самым оптимальным вариантом изучения феномена профессионального самоопределения является его рассмотрение как с социально-экономической точки зрения, а именно через описание и изучение процессов профессионального становления как социальных процессов, определяющих движение трудовых ресурсов, экономический и производственный потенциал общества, специфику рынка труда и рынка рабочей силы и т. д.; так и с психолого-педагогической точки зрения как индивидуального, личностного процесса, ведущим элементом которого является личностный выбор. В этом контексте импонирует позиция Е. Климова, который отмечает, что человек-профессионал, будучи сложной системой, которая может работать в разных системах профессиональных отношений, должен всегда рассматриваться как «звено», что «организует систему, направляя ее на достижение определенного, ею же раньше заданного результата, и обеспечивает пластичность ее функционирования» [3].

В основу концепции исследования смыслового будущего в профессиональном самоопределении студентов, выбравших специальности гостиничный сервис и туризм положено профессионально-прогностическую модель специалиста, предложенную О. Еремеевой [1]. Автор подчеркивает, что эта модель частично реализует задачи оценки и анализа социальной значимости форм культурно-экономических и мотивационно-смысловых связей и одновременно открывает простор для дальнейшего изучения проблемы профессионализации личности на разных этапах профессионального самоопределения.

Выделенные компоненты в профессионально-прогностической модели специалиста — культурная релевантность, экономическая эффективность, рефлексивные оценки собственной профессиональной подготовленности и результативность, — четко воспроизводят возможность изучения профессионального самоопределения с социально-экономической и психолого-педагогической точки зрения, где компоненты культурной релевантности и экономической эффективности выступают составляющими смыслового будущего, а компоненты рефлексивной оценки профессиональной подготовленности и результативности являются составными внутренней мотивации профессионального становления, что оформлено нами в мотивационно-прогностическую модель профессионального самоопределения студента (рис. 1).

Мотивационно-прогностическая модель смыслового будущего в профессиональном самоопределении студентов колледжа

Рис. 1. Мотивационно-прогностическая модель смыслового будущего в профессиональном самоопределении студентов колледжа

Культурная релевантность профессиональной деятельности определяется тем, насколько субъект способен свободно ориентироваться и реализовывать себя как профессионал в жизни. Профессиональная социализация зависит от динамических черт общества, которые влияют на индивидуально-профессиональный опыт и могут помочь или, наоборот, помешать стать его устойчивым фактором в образе жизни человека. Компонент экономической эффективности профессиональной деятельности раскрывает рациональную систему использования знаний и навыков в существующих экономических условиях. Несмотря на изменяющийся фон профессиональных культур, еще продолжает функционировать «всеобщая стандартизация» оценки профессиональных способностей специалистов.

Характеризуя компоненты профессионально-прогностической модели специалиста, которые составляют блок смыслового будущего профессионального самоопределения, хотелось бы подчеркнуть, что социально-экономическая ситуация в государстве свидетельствует о достаточно сложном и противоречивом протекании процесса включения молодежи в трудовую деятельность. Свобода и детерминированность личности в профессиональном самоопределении требует специфического подхода изучения с выделением интегральных показателей его проявления.

Объединение на разных этапах профессионального самоопределения влияния внутренних и внешних детерминант рассматривается В. Ядовым [6] в свете его диспозициональной концепции поведения, согласно которой социальное поведение определяется как результат «встреч», столкновений потребностей личности и ситуаций (условий социальной среды). Е. Карпенко [2] рассматривает акт выбора профессии как решение противоречия, сторонами которого являются субъективные предпочтения индивида и внешней социальной ситуации, которая определяет возможности реализации этих преимуществ. Тенденция к приспособлению и выживанию в условиях интенсивных изменений технологий переводит процесс профессионального самоопределения на уровень «низких ситуационных диспозиций» или просто повышается уровень случайности и неопределенности в выборе. Подобные выводы мы встречаем в работах, посвященных исследованию процесса выбора профессии в условиях становления рыночной экономики. Отметим, что вопрос о приоритетности в профессиональном самоопределении ценностных ориентаций личности или ориентаций на внешнюю, более гибкую сторону социально-профессиональной деятельности в нынешних условиях чаще решается в пользу последних. Но несмотря на указанный момент, представление о профессии строятся на совокупности знаний, которые отражают собственную картину мира человека, и требований, предъявляемых профессией к ней.

В рамках содержания выделенного компонента культурной релевантности необходимо постоянно находить средства, которые помогли бы личности адаптироваться в социокультурной среде. Для этого необходимо готовить специалиста к высокому уровню вероятности изменений в области познания и вырабатывать привычку к гибким, подвижным реакциям на эти изменения, к постоянному слежению за развитием собственной профессиональной культуры. То, что касается содержательного наполнения компонента экономической эффективности профессиональной деятельности, то в пределах мотивационных характеристик профессионального самоопределения должен ставиться акцент на обязательность изменения приоритетов при обучении (например, оценивание профессиональных способностей при обучении в вузе и получение квалификации при поступлении на работу) и разработку альтернативных проектов повышения профессиональной квалификации.

Блок смыслового будущего профессионального самоопределения личности составляют такие компоненты как результативность и рефлексивные оценки собственной профессиональной подготовленности. Компонент результативности профессиональной деятельности определяется умениями ставить перед собой цели через систему усвоенных знаний и навыков, которые функционируют как средства решения профессиональных задач и регулируют основу построения новых перспектив профессионального роста. Основную роль здесь играет система целеполагания личности, которая определяется системой смыслообразующих мотивов профессиональной деятельности, является активизирующим свойством, то есть актуальной силой, устойчивым интересом и связующим звеном с представлением о результате. Компонент рефлексивной оценки профессиональной подготовленности специалиста заключается в идентификации субъекта с выбранной альтернативной перспективой осуществления деятельности, и обеспечивает реализацию его профессиональных способностей. Профессионалы, которые принимают свою профессию как образ жизни, приобретают особое видение окружающего мира, особого отношения профессиональных объектов и особых свойств, благодаря которым возможно эффективное взаимодействие с этими объектами.

Характеризуя компоненты профессионально-прогностической модели специалиста, которые составляют блок смыслового будущего профессионального самоопределения, следует подчеркнуть, что профессиональное становление — длительный жизненный процесс, один из аспектов общего развития личности, где важное значение приобретает понимание личности самого себя как профессионально подготовленного специалиста. Этот процесс состоит из формирования адекватной картины профессионального мира, представления о самом себе и соотношения этих двух образов. Также в психологической литературе все больше появляется работ, где делается попытка связать профессиональную деятельность с отношениями к миру, обозначить связь труда, жизни, счастья и судьбы. Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни.

Рассмотрение аспекта проблемы профессионального самоопределения невозможно без учета закономерностей развития личности, которую рассматривают как совокупность внутренних условий, через которую преломляются внешние воздействия. Профессиональное самоопределение понимается как существенная сторона общего процесса развития личности. При этом, формирование внутренней психологической основы самоопределения происходит в процессе непрерывного взаимодействия субъекта с внешним миром. В ходе этого взаимодействия человек активно ищет себя, руководствуясь составленным представлениями о себе, своих ожиданиях, своей возможной роли. Итак, личность является субъектом своего профессионального становления. По словам В. Сафина, субъектность очень тесно связана с понятием «самоопределение» и понимать ее можно как индивидуальную реализацию личности в ее действиях и поступках [5].

Что касается психологии профессионального самоопределения личности, то активное построение человеком своей трудовой деятельности — целей, систем действий, внешних и внутренних средств, условий — является выражением общего свойства активности психического отражения, полной субъективности. Если говорить о развитии субъекта труда, то прежде всего, следует говорить о развитии его способности самостоятельно осмысливать свою деятельность, самостоятельно находить смыслы этой деятельности и искать пути совершенствования себя в этой деятельности. По мнению М. Пряжникова, сутью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации [4]. Если понимать «самоопределение» как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника общества, то профессиональное самоопределение служит для нахождения личностных смыслов в выбранной, усваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а также — нахождения смыслов в самом процессе самоопределения. Итак, профессиональное самоопределение целесообразно понимать в общем виде как деятельность человека, который принимает то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.

В рамках содержания выделенного компонента результативности профессиональной деятельности существенное значение приобретает образование смысла деятельности профессионала. Смысл деятельности определяется отношением к цели, которую перед собой определил человек. Система смысловых действий специалиста должна включать указание на осознанное понимание им профессиональных ситуаций, в которых он может находиться, указывать на его возможность ассоциирования значений этих ситуаций с действиями, которыми он должен овладеть. Осознание профессиональной ситуации реализует устойчивое отрефлексированное отношение субъекта к выбранному им способу реализации профессиональных возможностей. Этот момент одинаково касается профессий как в системе отношений «человек-человек», так и в системе «человек-техника» (например, инженерные психологи показывают, что оператор часто идентифицирует себя с машиной,

Содержательное наполнение такого компонента как рефлексивной оценки профессиональной подготовленности связано с изучением личности специалиста как субъекта деятельности, которому присущи соответствующие профессиональные навыки, знания и профессиональные мотивы. Сам по себе блок знаний и навыков как теоретических, так и практических, важен в связи с его применением в будущей профессиональной деятельности, а мотивационный блок является индикатором смыслового отношения к профессиональной деятельности. Требования профессиональной деятельности объективно введены в жизненный мир субъекта, в его деятельность, они приобретают определенный личностный смысл. А механизм идентификации образа «Я» с образом «профессионала» — это результат действия личностного принятия профессии. Критериями личностного принятия профессии могут быть как процессуальные (качественные), так и результативные (количественные) характеристики профессиональной активности человека. Для каждого вида профессиональной деятельности они приобретают специфическую форму, но им присущи общие особенности, которые характеризуются как признаки профессионального самоопределения, к которым можно отнести производительность труда, качество работы, удовлетворенность результатами деятельности и тому подобное.

Выделенные структурные компоненты профессионального самоопределения личности дают возможность конкретизировать основные функции будущего специалиста: функции, связанные с социально-культурной реализацией потребностей человека; функции, связанные с производством продукта и которые определяются через надежность и качество работы профессионала; функции, связанные с планированием целевых программ профессиональной деятельности; функции, которые связаны с обеспечением саморазвития и самоактуализации профессионального развития. Перечисленные факторы подходят выделенным компонентам мотивационно-прогностической модели профессионального самоопределения личности. При этом, важно подчеркнуть, что одним из ведущих факторов психологических механизмов профессионального развития выступает удовлетворенность трудом как результат эффективной профессиональной ориентации и выбора профессии человеком.

Каждый из перечисленных компонентов содержит мотивационные признаки профессионального самоопределения, которые реализованы в мотивационных позициях продуктивной профессионализации.

Так, в компоненте культурной релевантности профессиональной деятельности будущего специалиста интегрирована его личностно-поведенческая позиция , которая связана с получением информации о соответствии человека и профессиональной среды, и фиксации интегративных характеристик профессионального социума, к которым относится специалист. В компоненте экономической эффективности профессиональной деятельности проявляется когнитивная позиция относительно успеха или неуспеха , что обеспечивает сохранение контроля за ходом профессиональной ситуации. Компонент результативности профессиональной деятельности реализует информационно-контролирующая позиция специалиста, которая заключается в переработке информации и выработке цели с определением средств и программы ее достижения. Компонент рефлексивной оценки профессиональной подготовленности интегрирует признаки рефлексивно-смысловой позиции положительного представления о профессиональном образе, который способствует самореализации, достижению профессионального интереса к овладению профессией и тому подобное.

Предложенная теоретическая мотивационно-прогностическая модель профессионального самоопределения студента четко демонстрирует дихотомию мотивационных признаков: компоненты культурной релевантности и экономической эффективности относятся к признакам внешней мотивации, а компоненты результативного и рефлексивного оценки профессиональной подготовленности — к признакам внутренней мотивации.

Обучение в колледже определяет основные психологические условия для эффективного профессионального самоопределения, которые мы понимаем как: субъективную значимость профессии, эмоционально положительное отношение к профессии и к себе в данной профессии; профессионально-ориентированную информационную среду; активное взаимодействие с носителями (трансляторами) профессиональных норм, ценностей и моделей поведения; субъективная позиция человека по отношению к социальной реальности.

Следует отметить, что фактор смыслового будущего влияет также и на выбор профессиональной деятельности и может выступать активным стимулом развития и перестройки личности в целом. Достижение успеха следует считать тем своеобразным сложным психологическим механизмом в области профессиональной деятельности, с помощью которого формируются основные жизненные отношения личности к труду, к людям, к сфере познания, определяет потенциальные возможности личности, полноту и интенсивность личного вклада в научно-технический прогресс, пассивность или активность субъекта в профессиональной деятельности, намечает своеобразную «траекторию» движения социально-психологических установок, определяет развитие специалиста в профессиональном смысле, формы проявления и мере его творческой активности. Смысловое будущее выступает вместе с социальными детерминантами поведения стимулом трудовой деятельности. Также его можно считать тем сложным социально-психологическим механизмом, с помощью которого соотносятся внешние и внутренние факторы регуляции поведения в условиях становления профессионального самоопределения. Исходя из вышесказанного, понятно, что смысловое будущее в процессе профессионального самоопределения студентов является своеобразным механизмом поведения, который предопределяет степень его целенаправленности и эффективности.

Таким образом, предложенная концепция исследования смыслового будущего в профессиональном самоопределении студентов делает возможным рассмотрение данного психологического феномена в плане профессиональной активности человека, которая реализуется через отдельные личностные структуры и мотивационные свойства достижения успеха.

Литература:

  1. Еремеева О. А. Научные достижения и открытия в системе профессионального образования: методические и организационные аспекты. — Казань: Познание, 2018. — 158 с.
  2. Карпенко Е. З. Формирование отечественного человеческого капитала в условиях перехода к инновационной экономике. — М.: РУСАЙНС, 2017. — 173 с.
  3. Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — С. 37.
  4. Пряжников Н. С. Психология труда: электрон. учеб. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/10.html.
  5. Сафин В. Ф Психология самоопределения личности. — Свердловск: Изд-во Свердлов. пед. ин-та, 1986. — С. 78.
  6. Ядов В. А. Становление личности: общественное и индивидуальное / Социологические исследования. — 1985. — № 3. — С. 66–74.