Ценностные ориентации обучающихся с ОВЗ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

XCVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2025)

Дата публикации: 14.02.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Сницер, Ю. С. Ценностные ориентации обучающихся с ОВЗ / Ю. С. Сницер. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/531/18868/ (дата обращения: 22.%м.2025).

Препринт статьи



В данной статье рассказывается о проведенном исследовании ценностных ориентаций, обучающихся 7–9-х классов с ОВЗ. Перед проведением исследования, с обучающимися проводится занятия, на котором дается понятие «ценность». В процессе занятия обсуждается: в чем разница между понятиями «ценность» и «цена».

Ключевые слова: ценности, обучающиеся, выбор, цена, жизнь, семья, дом, красота природы, мода, деньги, самообразование, досуг.

This article describes a study of the value orientations of students in grades 7–9 with disabilities. Before conducting the research, students are given classes in which the concept of «value» is given . The lesson discusses: what is the difference between the concepts of «value» and «price».

Keywords: values, students, choice, price, life, family, home, beauty of nature, fashion, money, self -education , leisure.

Каждый человек движется по жизни, опираясь на свои ценности.

В последнее время мы все чаще задаемся вопросом, какое поколение мы воспитываем, что оказывает влияние на наше поколение? Как воспитать достойного человека? Кто больше воспитывает детей семья или школа?

Про современных детей говорят, что они спасители человечества, великие умы и дипломаты — так исследователи характеризуют современных детей и вот почему. Ученые называют их футурологами. Дети, которые родились с гаджетами в руках и познают мир при помощи цифровых технологий, с пеленок получают в разы больше информации, чем когда-то мы с вами. Для детей очень важна свобода выбора и уважение к их мнению. Поэтому от них сложно добиться желаемого угрозами, давлением и принуждением. Яркие, творческие, увлекающиеся и самодостаточные личности.

— У них хорошо развито критическое мышление, и они обожают учиться, но при условии, если это им интересно.

— Они настойчивые, целеустремленные и свободолюбивые.

— Они готовы к диалогу, с ними всегда можно договориться.

— Основные правила взаимодействия в современном мире они получают из гаджетов, через героев мультфильмов.

Детям с ОВЗ намного сложнее выстраивать ценностный мир. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

Поэтому задачей взрослых является помощь в формировании ценностных ориентаций обучающимся с ОВЗ через мероприятия, занятия, беседы, классные часы.

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

Ценностные ориентиры любого ученика и тем более с ОВЗ — помогают развивать его способность видеть и понимать мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь принимать решение. Очень важно и ценно педагогам в своей коррекционно- развивающей работе с этой категорией детей формировать следующие ценностные ориентиры:

— мир ценностей природы, которая его окружает и обеспечивает жизнь, приносит пользу и требует бережного отношения, красоту, сезонность мира природы, которая отражается в разных видах искусства, в стихах, сказках, рассказах, музыке, живописи;

— мир ценностей предметов, которые окружают человека, помогают, украшают жизнь. Они отражаются в искусстве (картины, малая скульптура, декоративно-прикладные произведения искусства, предметы быта, украшения, одежда);

— мир человека — это образ человека в литературе, живописи, музыке и т. д. представления о добре и зле, совести, долге, любви и ненависти, смелости и трусости, лени и трудолюбии и т. д.

— интерес к познанию мира искусства, представления о красоте и безобразии, оценочное отношение и суждение, эмоциональная отзывчивость на художественное произведение, развивается эстетический вкус, эстетическое отношение к миру.

Почему важно формировать ценностные ориентиры у детей с ОВЗ?

Потому что данная категория детей наиболее уязвима в организации образовательного процесса, в силу имеющихся нарушений в развитии. Процесс становления ценностных ориентиров у этих детей идет сложно, противоречиво и отстает от диктуемых временем требований. Необходима адекватная организация учебной деятельности, удовлетворяющей образовательные потребности каждого ребенка.

Ценности — это то, что человек считает важным для себя в жизни, чем хочет обладать, то, что он боится потерять если имеет, это то, к чему стремится человек.

Ценность — это важность, значимость, польза, полезность значимость чего-либо. (Ожегов С. И.)

Ценности –что это вещи, машины, квартиры, здоровье, родители, дети, природа.

Но самая главная ценность для человека — это жизнь.

Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям

Понятие ценностей и норм различаются. Ценности — это абстрактные, общие понятия, а нормы — это правила, руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.

Рассуждая о ценностях, можно обратиться к притче: «Некий молодой человек шел по грязной, тяжелой дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее, обрадовался. Пошел дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь — это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

В. А. Сухомлинский писал: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях.

С обучающимися 7–9 классов была проведена диагностика ценностных ориентаций.

Цель: изучение ценностных ориентаций подростков 7-х-9-х классов.

В диагностике принимали участие: 7–9 –е классы (110 человек)

Обучающимся было предложено про ранжировать ценности по степени важности: 1 очень важно, 14 не важно.

При анализе результатов обследования учитывались первые пять выбранных ценностей наиболее важными для обучающихся.

Таблица 1

Результаты диагностики по классам

Класс (кол-во чел.

Ценности

(13 чел)

(11 чел.)

(9 чел)

(7 чел)

(12 чел)

(11 чел.)

(11 чел)

(13 чел)

(11 чел)

12 чел.)

Итого

Здоровье

11

7

5

7

12

9

11

7

9

8

86

Любовь

10

5

6

4

7

7

8

9

4

5

66

Семья

12

8

6

6

9

10

11

12

10

10

94

Дети

5

6

3

3

6

4

2

6

4

0

39

Дом

4

3

4

0

7

4

5

10

8

8

53

Друзья

5

6

4

7

7

4

7

4

5

8

57

Красота природы

0

0

0

0

2

1

1

1

2

1

8

Спорт

0

0

1

1

3

1

3

3

2

4

18

Общение

0

2

2

1

1

5

2

1

3

2

19

Духовные ценности

0

0

1

0

0

2

1

3

2

1

10

Досуг

1

0

4

0

1

0

1

0

5

2

14

Самообразование

1

0

1

3

4

1

2

2

1

3

18

Мода

0

0

0

0

1

1

0

0

2

2

6

Свобода

1

0

2

4

1

4

3

2

3

2

22

Распределение ценностей

Рис. 1. Распределение ценностей

Таким образом, как можно увидеть из таблицы 1, наиболее важными для обучающихся являются: семья, здоровье, любовь, друзья, дом, наименее важными: мода, красота природы, духовные ценности, досуг, 5 человек дописали, что им важны деньги.

Главная ценность для подростков — семья и семейные традиции, теплые взаимоотношения.

На втором месте здоровье, ребята понимают, насколько важно оно для людей.

Жизненные ценности формируются на основе всего опыта в жизни и включают в себя не только личные мнения, но и мнения тех людей, которые для человека что-то значат: родителей и других членов семьи, друзей и наставников (учителей, и т. п.), людей, которыми они восхищаемся и т. д. Кроме того, воздействие оказывается и социокультурными особенностями, тенденциями в обществе и много чем ещё.

Настоящие ценности — залог успешного будущего ребенка. Сформировать и привить их под силу каждому родителю. Главное — это видеть в своем ребенке личность, оставлять за ней право самостоятельно принимать решения и просто быть для него хорошим другом. И тогда ваш ребенок вырастет яркой индивидуальностью со своими моральными и нравственными ориентирами.

Литература:

1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. — С. 63–70.

2. Блюмкин А. А. Мир моральных ценностей. — М.: Знание, 1981. — 64 с.

3. Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н. В. Бабкина. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 143 с.

4. Крыжановская Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. — М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. — 143 с. — (Библиотека психолога).

5. Головных Г. Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философ. науки. — 1989. — № 6.