Проектное управление развитием туризма и индустрии гостеприимства в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 17. Менеджмент

Опубликовано в

XCVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2025)

Дата публикации: 15.02.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Махалин, А. В. Проектное управление развитием туризма и индустрии гостеприимства в России / А. В. Махалин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/531/18873/ (дата обращения: 22.%м.2025).

Препринт статьи



В статье автор рассматривает новые подходы к управлению туристической отраслью Российской Федерации.

Ключевые слова : туризм, инфраструктура гостеприимства, проектное управление.

В настоящее время туризм и гостеприимство является динамично развивающейся отраслью экономики. Она оказывает непосредственное воздействие на развитие других отраслей экономики таких как: транспорт, связь, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, стимулирует развитие экономики регионов, местных производителей, обеспечивает работой большое количество людей в туризме и в смежных отраслях, укрепляет позиции страны на мировой арене, развивает инфраструктуру территорий и регионов [1].

В России в настоящее время сфера туризма демонстрирует системный рост по всем показателям. За последние 2 года увеличение числа туристических поездок составило более 25 % — это более 17 миллионов новых турпоездок, увеличиваются так же инвестиции. Но этого недостаточно. Президент России Владимир Путин поставил задачи к 2030 году увеличить долю туризма в ВВП до 5 %, роста экспорта туристических услуг и числа туристических поездок до 140 миллионов в год.

В стратегии развития туризма в Российской Федерации установлены новые целевые показатели стратегии комплексного развития как для внутреннего, так и для въездного туризма на период до 2035 года. В феврале 2022 г. была скорректирована «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» [2], потому что действующая версия этого документа была принята в нашей стране осенью 2019 года. Необходимо было учесть произошедшие изменения в экономике и социальном развитии за предшествующие годы и сформулировать и установить новые количественные показатели развития туристической отрасли.

В первоначальном варианте Стратегии предлагалось оценивать результаты по четырем критериям, а достигнутые к 2035 году показатели сравнивать с данными за 2017 год.

Рассмотрим эти критерии:

— рост объёма туриндустрии или «валовая добавленная стоимость» отрасли планировалось увеличить с 3158 млрд до 16306 млрд рублей;

— увеличить более чем в два раза количество внутренних туристических поездок на одного жителя в России;

— увеличение экспорта туристических услуг, то есть объёма продаж иностранцам турпутевок с 8.9 млрд до 28.6 млрд;

— увеличение инвестиций в сферу туризма должен вырасти втрое.

В скорректированной Стратегии [4] предлагается оценивать результаты по пяти показателям и сравнивать их с состоянием по итогам 2020 года. Из изначальной версии с некоторыми корректировками использованы два из четырёх показателей:

— число туристических поездок предусмотрено увеличить более чем втрое, с учетом внутренних и внешних поездок, оценивать не в процентах а в «в людях»,

— объём экспорта туристических услуг, несмотря на то, что рынок этих услуг значительно снизился с $8,9 млрд. в 2017 году до $2,85 млрд. в 2020 году, Стратегия осталась прежней — оказать иностранцам в 2035 году туруслуги на сумму $28,5 млрд.

— показатель по развитию по развитию въездного туризма оценивается в новой версии Стратегии и с точки зрения уровня потока. К 2035 году планируется достичь турпотока в 52,5 млн. человек;

— среднюю численность работников туристической отрасли планируется увеличить до 4,96 млн. человек;

— количество номеров в классифицированных гостиницах и отелях с 2020 года по 2035 год вырастет с 755 до 948 тыс.

Реализовать задачи Стратегии поможет национальный проект «Туризм и гостеприимство». В структуру обновленного нацпроекта входят 5 федеральных проектов [3]:

— Создание номерного фонда, инфраструктуры и точек притяжения. Для этого будет реализован федеральный проект «Создание номерного фонда, инфраструктуры и точек притяжения».

— Развитие круглогодичных морских курортов. Планируется, что федпроект «5 морей и озеро Байкал» обеспечит дополнительный турпоток в 10 миллионов туристов в год.

— Производство отечественной продукции для туристской индустрии. Проект направлен на создание отечественного оборудования и снаряжения в отрасли.

— Туристическая привлекательность страны. Поспособствует повышению привлекательности туризма, продвижению его внутри страны и за её пределами, созданию цифровых сервисов для туристов.

— Кадры для туризма. Посвящён подготовке собственных опытных специалистов и формированию профстандартов в рамках туротрасли.

Проектное управление подразумевает под собой организацию работы по достижению поставленной цели с учетом финансовых, временных и других ограничениях по ресурсам

Проблема проектного управления заключается, в первую очередь в разнообразии проектов. Нет способа, чтобы выделить единственный идеальный инструмент для данного процесса, и он не подойдет под каждый проект и проектную команду. С тих пор, как развивается дисциплина управления проектами, было сформулировано несколько эффективных инструментов и методов, самые востребованные из которых [5]:

— Классическое управление проектами;

— PRINCE2;

— Scrum;

— Kanban;

— Agile;

— Six Sigma;

— Lean;

Классическое управление проектами

Данный метод базируется на классификации проекта на отдельные последовательные этапы. Как правило, его разделяют на:

— инициацию формирование проектных результатов и требований,

— планирование подбор наиболее успешных способов достижения цели, определение календарного плана, состава задач, рисков и бюджета организации:

— разработку-формирование конфигурации запланированного проекта, способов и методов решения вопросов,

— тестирование и реализацию исполнение проектных задач, тестирование их на предмет соответствующих требований, корректировка работы;

— завершение и мониторинг — передача проектного итога сторонам, что заинтересованы.

Разработка проекта завершается созданием мастер-плана, который представляет дорожную карту, в которой содержится детализированный список всех мероприятий со стоимостью, сроками, этапностью реализации и источниками финансирования. Оцениваются эффекты от реализации мастер-плана, а также ожидаемый вклад в достижение целевых показателей проекта. В дорожной карте должны быть предположения, которые будут интегрированы в федеральные и региональные нормативные документы.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: (дата обращения: 14.02.2025).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р (ред. от 07.02.2022) <Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года> \ КонсультантПлюс. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: (дата обращения: 14.02.2025).
  3. Минэкономразвития представило структуру обновленного нацпроекта «Туризм и гостеприимство» до 2030 года | Министерство экономического развития Российской Федерации. — Текст: электронный // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_predstavilo_strukturu_obnovlennogo_nacproekta_turizm_igostepriimstvo_do2030_goda.html (дата обращения: 14.02.2025).
  4. Свежий взгляд: правительство поменяло ориентиры в развитии туризма | Национальные проекты РФ. — Текст: электронный // Национальные проекты РФ: [сайт]. — URL: https://национальныепроекты.рф/news/svezhiy-vzglyad-pravitelstvo-pomenyalo-orientiry-v-razvitii-turizma/ (дата обращения: 14.02.2025).
  5. Инструменты управления проектами и планирования в менеджменте: Канбан-доски, диаграммы Ганта. — Текст: электронный // Кайтен: [сайт]. — URL: (дата обращения: 14.02.2025).