Орфографическая грамотность младших школьников
Автор: Майнова Мария Константиновна
Научный руководитель: Виттенбек Виктор Константинович
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XCVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2025)
Дата публикации: 21.02.2025
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Майнова, М. К. Орфографическая грамотность младших школьников / М. К. Майнова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/531/18877/ (дата обращения: 22.%м.2025).
Препринт статьи
В статье обсуждается орфографическая грамотность как ключевой навык школьников, формирующийся в ходе начального общего образования, значение и роль данного навыка в дальнейшем обучении. Среди прочих аспектов обсуждаемой проблемы особое место отведено психолого-педагогическим условиям формирования орфографической грамотности, каналам восприятия, которые должны быть активизированы для закрепления и автоматизации навыка. Также в статье характеризуются различные инновационные методы подобной работы, обосновываются их преимущества и эффективность.
Ключевые слова: орфографическая грамотность, орфографическая зоркость, начальная ступень общего образования, ассоциативные поля, мнемоника, проектная деятельность, принцип непрерывности.
Начальная школа — значимая ступень общего образования, цель которой, в том числе — сформировать у школьников необходимые навыки учебной работы, способность к самоорганизации, что станет им существенной опорой в дальнейшем обучении. В начальной школе формируется осознание важности знания родного языка как одной из основ внутренней культуры личности, закладываются основы знания русского языка. Важнейшей частью данного процесса является формирование у младших школьников орфографической грамотности.
Проблема формирования у учеников орфографической грамотности сохраняет свою актуальность в настоящее время. Данный навык играет важную роль в развитии у детей логического мышления, внимания к деталям, более эффективному освоению учебного материала. Кроме того, она облегчает процесс коммуникации как в письменной форме, так и при устном общении, поскольку ребенок учится правильно использовать слова и их формы.
Часто в научно-методической литературе можно встретить синонимичное понятию «орфографическая грамотность» выражение «орфографическая зоркость». Такое название связано с сущностью навыка — умение видеть в составе слов орфограммы и писать их по правилам. П. С. Жедек верно замечает: «Орфографическое действие мы имеем тогда, когда пишущий намеренно обращается к правилу, так как осознаёт наличие орфограммы в слове» [2, c. 97].
Существуют различные классификации орфографических навыков, например, деление их на сформированные на словообразовательной основе и на морфолого-синтаксической основе [5, c. 11]. Однако ключевым условием формирования и тех, и других является именно орфографическая зоркость, а при ее отсутствии приобретение любой из этих групп навыков замедляется или становится невозможным. Как утверждает М. Р. Львов, отсутствие орфографической зоркости «сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, т. к. школьник не видит орфограмм в процессе письма» [6].
Орфографическая зоркость не связана напрямую с самим знанием учащимися правил русского языка. Зачастую ученик может выучить правила наизусть, но не способен увидеть в словах те места, где нужно применить правила. Такое явление в противовес орфографической зоркости иногда называют «орфографической слепотой» [5], [9]. Причины подобной «слепоты» разнообразны, от отсутствия учебной мотивации и низкого уровня развития основных психических процессов (внимание, мышление, речь) до слабой сформированности навыков чтения, фонематического слуха, каллиграфического навыка. Это отмечают такие классики психолого-педагогической мысли, как Ю. К. Бабанский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, М. Н. Скаткин, Д. Б. Эльконин и другие.
Многие лингвисты, педагоги-психологи, авторы учебников и дидактических пособий по орфографической грамотности, например, такие как М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, М. М. Разумовская, обращают внимание на то, что качественное формирование данного навыка должно начинаться как можно раньше.
Как основа устно-речевой деятельности и письменной речи, орфографическая грамотность закладывается в ходе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как навык письма (каллиграфический навык), умение осуществлять звуко-буквенный, слоговой, морфемный анализ слова (разбор по составу); менять форму слов; видеть различие между написанием и произношением слова; находить однокоренные слова [3, c. 41].
Вначале орфографическая зоркость (грамотность) является системой сознательных действий школьника, осуществляемых под контролем педагога. Доведенный до уровня автоматизма, орфографический навык способствует эффективной деятельности по созданию грамотных развернутых высказываний на родном языке, что станет залогом успешного обучения ребенка в средней школе. Об автоматизации навыка можно судить по результатам письменных работ учеников (диктантов, изложений, сочинений).
В соответствии с программными требованиями начальной школы обучающиеся должны обладать следующими умениями: выделять в словах отдельные звуки, называть их последовательно; иметь представление об отличии звука и буквы, что подразумевает верное произношение первых и правильное именование последних; различать звуки по принципу гласный — согласный, согласные по признаку звонкий — глухой, твердый — мягкий; верно использовать мягкий знак и гласные (и, е, ё, ю, я) для обозначения мягкости согласных на письме; верно произносить обозначенные мягкие согласные, как в слове так и вне его; делить слово на слоги; обнаруживать в слове ударный слог и отмечать его [10]. Данные умения помогут школьникам решать возникающие перед ними в ходе обучения орфографические задачи, а именно от грамотной постановки таких задач, по мнению большинства методистов и лингвистов (С. Ф. Жуйков, М. Р. Львов, М. М. Разумовская), зависят результаты обучения предмету.
Из вышеизложенного очевидно, что базовым умением, которое нужно проявить ученику, чтоб решить орфографическую задачу, т. е. применить орфографическое правило на практике, является умение увидеть, обнаружить в слове необходимую орфограмму, а затем определить, классифицировать ее тип. Именно тогда применение правила будет осознанным.
Для того чтобы ученик мог выявить орфограмму в слове, она должна быть определена его восприятием как раздражитель. Раздражитель этот может иметь в своей основе разнообразные компоненты: зрительный, слуховой, артикуляционный, моторный. Чтоб тренировать зрительное восприятие детьми орфограмм, педагог должен обращать их внимание на различные их виды при чтении, иметь средства наглядности (плакаты и таблицы в классе, презентации на интерактивной доске и т. д.), анализировать и сопоставлять различные типы орфограмм, выделять их важнейшие признаки. Слуховое восприятие школьниками орфограмм тренируется путем развития у детей фонематического слуха, выполнению ряда соответствующих упражнений и заданий (чтение вслух, устные и письменные задания на фонетический разбор слов). Артикуляционный компонент восприятия подразумевает многократное осознанное проговаривание слова, как отдельно, так и в составе предложений (это могут быть в том числе рифмовки, загадки, поговорки и т. п.) Моторный, или рукодвигательный, компонент основывается на так называемой моторной памяти, формирующейся при записывании слов (в ходе списывания с доски, слайдов, учебника; выполнения домашних заданий в виде составления списка «трудных» слов).
Орфографическая память, и, соответственно, орфографическая зоркость, создание образа орфограммы, ее опознавательных признаков развивается быстрее, если задействован не один, а несколько каналов восприятия — и слуховой, и зрительный, и моторный, и артикуляционный.
Традиционно в целях формирования орфографической грамотности используются диктантные упражнения (от простейших слоговых диктантов в первом классе, до записывания под диктовку объемных текстов из классической литературы к окончанию обучения в начальной школе), чтение художественной литературы вслух и про себя, запоминание и записывание правил орфографии. Использование наглядных пособий (карточек с примерами слов, таблиц с правилами и других визуальных материалов) также следует отнести к традиционным методам подобной работы.
Стоит отметить появление в последние годы множества новых разработок по орфографической грамотности и методов повышения эффективности ее формирования. Среди них такие, как применение мнемотехнических приемов [1], [7], использование метода ассоциативных полей [4], [11], метода проектной деятельности [8]. Ниже вкратце охарактеризованы сущность и преимущества названных методик и технологий для формирования орфографической грамотности.
Метод ассоциативных полей основан на создании связей между словами и образами, которые помогают запоминанию правил и исключений. Ассоциативные поля представляют собой графические схемы, где центральным элементом является слово, а вокруг него располагаются связанные с ним образы, ассоциации или примеры использования этого слова.
Схема применения метода может быть такова: учитель предлагает ученикам создать ассоциативное поле для трудных слов (например, «огурец», «болото», «коромысло» (непроверяемая гласная «о»). В центре листа пишется слово, а вокруг него ученики рисуют или записывают все, что у них ассоциируется с трудной для запоминания буквой в этом слове (срез огурца, напоминающий букву «о»; буквы «о», вместо ведер повисшие на коромысле; круглая, как «о», клюква, растущая на болоте и т. п.)
Ученики обсуждают созданные поля, делятся своими ассоциациями и пытаются найти их общие черты. Затем учитель объясняет правило написания слова, используя созданные учениками ассоциации.
Преимущества метода: активизируется зрительная память и воображение школьников; ученики связывают абстрактные понятия с конкретными образами; у детей развиваются творческие способности, а также способность к анализу.
Мнемонические техники в формировании орфографической грамотности — набор приемов, позволяющих легче запоминать информацию путем введения рифмовок, аббревиатур и т. п. Мнемотехники полезны для запоминания орфографических правил, словарных слов, исключений.
Самый яркий пример мнемонических техник — рифмовки для запоминания правописания гласных после шипящих: «ЖИ, ШИ пишем с буквой «и»», «ЧА, ЩА пишем с буквой «а»», «ЧУ, ЩУ пишем с буквой «у»». Хорошим примером могут также служить аббревиатуры, например, для запоминания исключения «здесь» можно использовать фразу «Здесь Даша Ест СнытЬ», где первая буква каждого слова (а также мягкий знак в конце последнего) соответствует правильной последовательности букв в слове. Довольно часто как прием мнемоники педагогами на уроках русского языка используются акронимы: например, фраза «Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь» по первым буквам способствует запоминанию падежей русского языка (Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный).
Преимущества мнемоники заключаются в том, что она способствует более легкому запоминанию сложных правил и исключений, повышает интерес к учебе за счет игры слов, необычных образов; подходит для индивидуальных особенностей восприятия информации большинством детей.
Проектная деятельность предполагает создание учениками собственных проектов, связанных с изучением орфографии. Это могут быть презентации, творческие работы, словари и т. д. Например, возможно организовать проект «Трудные слова». Каждый ученик выбирает несколько слов с непроверяемыми написаниями, трудных для запоминания лично ему (ей), исследует их происхождение, правила написания и примеры употребления. Ученики готовят презентацию о своих группах слов, а затем в классе проходит мини-конференция, где каждый школьник представляет свои словарные статьи и отвечает на вопросы одноклассников. Среди преимуществ проектной деятельности следует отметить развитие у детей самостоятельности и ответственности, понимание материала через практическое применение знаний, возможность школьникам проявить творческое мышление и инициативу.
Педагогический опыт свидетельствует о том, что продуманное использование данных методик как на занятиях в классе, так и во внеурочной работе приобретает особую актуальность, так как дает эффективные результаты в отношении формирования орфографической зоркости по сравнению с традиционным подходом. Представляется, что комбинация данных методов позволит достичь наилучших результатов в повышении орфографической грамотности младших школьников.
Итак, орфографическая грамотность — важный элемент общего образования младших школьников, ее формирование способствует развитию мышления, улучшению коммуникативных навыков ребенка, становится основой успешного обучения в средней школе. С самого начала обучения в начальной школе важно учить детей выявлять признаки орфограмм и уметь их применять на практике. С этой целью необходимо на занятиях и во внеурочной деятельности задействовать несколько каналов восприятия школьников (зрительный, слуховой, моторный, артикуляционный). Методы и приемы подобной работы, как и их комбинации, могут быть различны, каждый из них имеет свои преимущества, но главное в данном случае — реализовать принцип непрерывности, т. е. регулярно продолжать ее в ходе всей ступени начального образования, при этом уделяя внимание как закреплению уже сформированных орфографических навыков, так и формированию новых. Важно добавить, что этот процесс требует систематического и постоянного контроля со стороны как педагогов, так и родителей.
Литература:
- Галкина, А. Ю. Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста / А. Ю. Галкина // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 315–317.
- Жедек, П. С. Методика обучения письму / П. С. Жедек // Русский язык: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. М. С. Соловейчик. — М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 306 с.
- Колесова, О. В. Развитие речи младших школьников при организации учебного сотрудничества на уроках / О. В. Колесова // Вестник ППФ. — Н.Новгород. — 2003. — № 3. — С. 56–59.
- Коновалова, Н. И. Проблемные вопросы ассоциативной орфографии / Н. И. Коновалова // Cognitive Neuroscience — 2021: материалы международного форума, Екатеринбург, 2–3 декабря 2021 г. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2022. — С. 57–61.
- Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов // М.: Академия, 2007. — 462 с.
- Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка / М. Р. Львов // М.: Высшая школа: Academia, 2014. — 240 с.
- Матюгин, И.Ю., Рыбникова, И.К. / И. Ю. Матюгин // Методы развития памяти, образного мышления, воображения. Волгоград: Учитель, 1999. — 52 с.
- Олейник, О. В. Проектная деятельность по русскому языку / О. В. Олейник // М.: Вако, 2022. — 96 с.
- Рождественский, Н. С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Н. С. Рождественский // Саранск, 1979. — 240 с.
- Федеральная рабочая программа начального общего образования. Русский язык (для 1–4 классов образовательных организаций) // Москва, 2022. — Режим доступа: https://ling47.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Federal_naya_rabochaya_programma_Russkiy_yazyk_NOO_1_.pdf — (Дата обращения: 16.02.2024).
- Чигусова, М. В. Ассоциативные приемы и методы словарно-орфографической работы как средства формирования функциональной грамотности на уроках русского языка [Электронный ресурс] / М. В. Чигусова // Урок.рф: методические разработки. — 2023. — Режим доступа: https://урок.рф/library/masterklass_assotciativnie_metodi_i_priyomi_slovar_171841.html. — (Дата обращения: 16.02.2024).