Мастер-класс для педагогов «Практическое использование системы схем-алгоритмов при формировании предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Авторы: Зенова Анжелика Васильевна, Бикбаева Рашида Джолякаевна, Заваленкова Надежда Петровна, Панченко Юлия Александровна, Станиловская Александра Николаевна, Кручек Екатерина Игоревна, Жучёва Алена Викторовна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XCVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2025)
Дата публикации: 27.02.2025
Статья просмотрена: 5 раз
Библиографическое описание:
Мастер-класс для педагогов «Практическое использование системы схем-алгоритмов при формировании предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» / А. В. Зенова, Р. Д. Бикбаева, Н. П. Заваленкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/532/18879/ (дата обращения: 09.03.2025).
Препринт статьи
Цель: представление опыта работы по использованию системы схем-алгоритмов для педагогов и детей в познавательно-исследовательской деятельности в условиях ДОУ
В игру поиграем мы с вами, друзья,
Дети у вас любопытные? Да
Всё им везде интересно всегда,
А опыты с ними проводите? Да
О снеге, воде, о движеньи планет,
А сами-то всё с вами знаем мы? (Нет.)
Будьте внимательны с нами тогда,
Что ж, новому будем учиться мы? Да
Благодарю! Мы с вами люди замечательной профессии, мы становимся свидетелями великих открытий маленьких людей каждый день!
Обращение к зрителям: Уважаемые коллеги! Какой вид деятельности ведущий у детей в дошкольном возрасте?
Конечно игра! Но до трех лет основным видом деятельности, с помощью которого ребенок познает мир, является познавательно-исследовательская деятельность, проще — экспериментирование. Деятельность экспериментирования является одной из ведущей и в ходе дальнейшего взросления. При этом особое значение следует уделить системно-деятельностному подходу, главная цель которого — инициирование детской деятельности.
Основной результат применения системно-деятельностного подхода — развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпосылки которых формируются в дошкольном возрасте.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам составить схему, являющуюся основой для формирования самостоятельной, инициативной личности, которую мы формируем, применяя системно-деятельностный подход в обучении и воспитании:
- Проблема
- Поиск
- Варианты решения
- Проверка (расстановка схемы на доске)
В ходе экспериментирования у детей формируется ориентировочная основа действия (ООД) — т. е. система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего выполняемого действия. Термин введен Петром Яковлевичем Гальпериным в его концепции поэтапного формирования умственных действий, суть которой в том, что умственные(мыслительные операции) формируются посредством реальных действий в ситуации и их проговариванием вслух, с дальнейшей интериоризацией во внутриречевой этап(внутреннее обдумывание ситуации и мысленное проигрывание ситуации).
Чтобы экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте была эффективна и способствовала формированию предпосылок УУД, нами разработана система схем-алгоритмов ориентировочной основы действий для педагогов и старших дошкольников. Эта система включает в себя три основных компонента:
— универсальная схема-алгоритм для педагога
— универсальная схема-алгоритм для детей (трех уровней сложности)
— индивидуальный дневник наблюдений
Сегодня более подробно мы остановимся на универсальной схеме-алгоритме для старших дошкольников.
Эта схема представляет собой алгоритм действий, направленных на изучение объекта наблюдений и его свойств. Такая схема позволяет ребенку самостоятельно подбирать материалы и оборудование, определять тип воздействия, сравнивать полученный результат с исходным состоянием объекта.
Причем данная схема позволяет изучать не только предметы и объекты окружающего мира, такие как песок, вода, снег, но и такие сложные для изучения явления, как туман, радуга или тень.
На первом этапе работы по схемам-алгоритмам мы знакомим детей с условными обозначениями. Они едины для всех схем-алгоритмов, разработанных нами:
— это предмет, объект или явление, которое ребенок планирует изучить;
— подбор необходимых материалов и оборудования для изучения постоянных признаков (цвет, масса, величина и т. д.);
— выбор способов воздействия и их осуществление;
— существует символ, который напомнит ребенку о необходимости сделать сравнительный анализ.
Этот этап деятельности является внешнеречевым, т. е. сопровождается проговариванием детьми своих действий совместно с педагогом или на более поздних этапах, самостоятельно.
— Последний символ предлагает ребенку зафиксировать полученные результаты и впечатления в дневник наблюдений, что является внутриречевым этапом (мысленным).
— на первом этапе ребенку дается полная схема-алгоритм проведения эксперимента
— на втором этапе дети пользуются частичной схемой проведения эксперимента
— третий этап предполагает проведение эксперимента по универсальной схеме-алгоритму,
Заключительная составляющая системы — индивидуальный дневник наблюдений, в который дети заносят полученные результаты и впечатления, а также определяют план дальнейших действий. (проект, лэпбук, экскурсия и т. п.).
Работа с фокус-группой-(3 минуты):
Я предлагаю вам провести эксперимент, используя нашу систему схем-алгоритмов для детей. Приглашаем желающих (3 чел.).
Я вам предлагаю работу по частичной схеме проведения эксперимента. Тема экспериментальной деятельности: «Выявить условия, при которых выбранный объект тонет и при каких условиях он не тонет».
Для вас предоставлено все необходимое оборудование. В качестве объекта у нас апельсин. Опираясь на схемы-алгоритмы, предлагаю вам начать свою деятельность.
Ведущий комментирует деятельность участников мастер-класса, может подсказывать, либо предложить участнику мастер-класса полную схему алгоритм.
Во время работы фокус-группы рассказ продолжается:
Дневник наблюдений, как один из видов дневников, позволяет ребенку фиксировать свои знания и эмоции от реализации своей деятельности. При этом формируется привычка вести дневник не только в ходе реализации экспериментальной деятельности, но и в других жизненных ситуациях. При этом дневник рассматривается нами как мощное средство рефлексивного анализа. При этом роль дневника трудно переоценить, он является эмоциональной памятью, связанной с событием или действием, он является материалом для размышления, способом тренировки памяти и толчком для дальнейшей эффективной деятельности(ведь многие известные личности вели дневники).
При реализации представленной системы схем-алгоритмов, процесс экспериментирования становится более динамичным, планомерным и личностно-значимым для каждого. А ведь цель деятельности педагога — создание для каждого воспитанника ситуации успеха.
Обращение к фокус-группе:
После выполнения участниками эксперимента, ведущий предлагает участникам мастер-класса рассказать о работе со схемами-алгоритмами. Предложив ответить на вопросы:
Какая задача стояла перед вами?
В чем было затруднение?
Планируете ли вы в своей работе использовать подобные схемы-алгоритмы?
Как вы считаете, в каких еще образовательных областях мы можем применять подобные схемы?
В заключение: подводится итог сказанному фокус-группой
Литература:
1. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. М.: КДУ, 1999. 332 с.
2. Ошанин Д. А. Психологические вопросы регуляции деятельности М.: Педагогика, 1973. 208 с.
3. Савчик О. М. Ориентировочная основа совместной деятельности как условие создания волевого единства группы // Вестник полоцкого государственного университета. Серия Е: педагогические науки. 2006. № 11. С. 77–82.
4. Ендовицкая Т. В. Влияние организации ориентировочной деятельности на объем внимания у детей // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 3. С. 75–79. Ориентировочная основа совместной деятельности дошкольников.
5. Минская Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук (по психологии) / Акад. пед. наук РСФСР, Науч.-исслед. ин-т психологии. М., 1954. 14 с.
6. Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» / А. В. Зенова, Е. А. Никульшина, Т. Н. Шеленговская [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 6-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/477/17761/ (дата обращения: 25.02.2025).