Электронные образовательные ресурсы как средство повышения мотивации младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Козлова, К. К. Электронные образовательные ресурсы как средство повышения мотивации младших школьников / К. К. Козлова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 18-24. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/532/18881/ (дата обращения: 03.04.2025).



В статье рассматривается процесс развития учебной мотивации младших школьников средствами электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: учебная мотивация, электронные образовательные ресурсы, младший школьный возраст.

В современной школе на первый план выдвигается проблема повышения эффективности мотивирования субъектов образования. Это связано с тем, что из года в год растет объем информации, необходимый для усвоения обучающимися. Происходит цифровизация обучения, в связи с этим приходится многое пересматривать, реконструировать, менять, так как традиционный тип обучения уже не позволяет на должном уровне обеспечить усвоение материала. Именно это нацеливает педагогов на поиск средств и способов обучения, которые помогут замотивировать детей на усвоение знаний.

Мотивацию как совокупность различных факторов, поддерживающих, направляющих поведение рассматривают К. Мадсен и Ж. Годфруа, З. Фрейд, К. Левин, И. П. Павлов, У. Мак-Дугалл, У. Джеймс, Э. Торндайк и др. В отечественной дидактике мотивацию в целом и ее элементы исследовали такие ученые, как М. А. Данилов, Л. М. Зюбин, В. С. Ильин, И. А. Каиров, Р. Г. Лемберг, Ю. В. Шаров, Г. И. Щукина и др.

По мнению И. А. Джидарьяна, мотивация — это процесс действия мотива, механизм, определяющий способы осуществления определенной деятельности. В. К. Вилюнас считал, что мотивация представляет собой процесс, отвечающий за пробуждение и деятельность. По мнению М. И. Алексеевой, мотивация — это группа причин, определяющих различные проявления деятельности обучающихся. [5, с. 4]

Нужно понимать, что в основе обучения ребенка лежат познавательные и социальные мотивы. Когда обучающийся нацелен на овладение новыми знаниями, явлениями, закономерностями, приобретение дополнительных знаний, самосовершенствование, то преобладают познавательные мотивы. Социальные же мотивы отражаются в желании ребенка занять новое место в обществе, выполнять значимую деятельность, которая будет одобрена обществом.

Мотивация как процесс складывается из нескольких составляющих, различных побуждающих мотивов (деятельности, интересов, потребностей, мотивационных установок, целей, ценностей и др.). В понятие мотивация входит и такой вид, как учебная мотивация.

С. Т. Григорян определяет учебную мотивацию, как «активное, деятельное состояние ученика, в котором реализуются его направленность, склонность и заинтересованность в учебе» [2, с. 116]. Этот аспект учебной мотивации подчеркивает и А. К. Маркова, указывая, что «мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности». [4, с. 50]

Учебная мотивация в младшем школьном возрасте отвечает за успешность в учебной деятельности. В связи с этим у обучающихся нужно формировать мотивацию учения как побудительную силу, любознательность и познавательные интересы. Важным мотивом учения является чувство успеха младшего школьника. Оно достигается тогда, когда ребенок сам определяет свой результат как успех. Объективная успешность деятельности обучающегося — это успех внешний, ибо качество результата оценивается свидетелями действа. Осознание ситуации успеха, понимание ее значимости возникает у ребенка после преодоления своей робости, психологического притеснения и других трудностей [1, с. 5].

Формирование учебной мотивации у младших школьников — процесс долгий и трудоемкий, для этого необходимо соблюдать ряд требований, среди которых использование современных методов обучения и воспитания, что позволяет углубить, скорректировать или даже преобразовать тип отношения к учению, сформировать положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности.

К методам мотивации относится система стимулирования, она может быть как материальная, так и моральная, но как показывает практика одним из методов руководствоваться невозможно, нужно использовать их комплекс (особенно в начальной школе), что существенно может повысить эффективность и продуктивность учебной деятельности.

Использование на уроках активных и интерактивных методов обучения уже долгое время показывает свою ценность и целесообразность. Использование на уроке электронных образовательных ресурсов значительно сокращает время для проверки усвоенных знаний учеником, а также облегчает сбор информации для учителя. Более того, современные сервисы и приложения дают возможность конструировать урок в занимательной, привлекательной для обучающихся начальной школы игровой форме. Они позволяют организовывать урок как в традиционной форме, так и в проектной, дистанционной.

Электронные образовательные ресурсы повышают качество усвоения обучающимися знаний, побуждают их к учению, это связано с тем, что цифровой комплекс (аудио, видео, изображения) позволяют нагляднее представить изучаемый материал и облегчить его для восприятия младшими школьниками. Более того, любой видеоролик возможно остановить или пересмотреть повторно, также, как и заново сыграть в увлекательную игру или совершить путешествие в сказку, пройдя квест-игру дома, проработать дополнительно школьный материал [1].

Использование сервисов и обучающих платформ не занимает много времени на уроке, наоборот, позволяет его сэкономить на разных этапах, а также позволяет в некоторой степени облегчить подготовку учителя к уроку, так как можно использовать в работе готовые материалы коллег. В данной статье мы хотели бы рассказать об опыте работы по использованию нескольких сервисов в работе учителя и доказать таким образом актуальность выдвинутой проблемы. Но также хотели бы обратить внимание, что использование ЭОР на уроках не исключает применение и других инструментов для повышения мотивации, лишь в комплексе с другими методами можно добиться результатов [4].

На уроках в начальной школе мы предлагаем использовать образовательный портал «Учи.ру». Сервис позволяет в интерактивной форме познакомиться с новым материалом или закрепить свои знания, при этом его возможно применять как в очном формате, так и в дистанционном. Сервис предлагает практически к каждой теме презентации, рабочие листы и задания для отработки полученных знаний.

Незаменимым помощником в объяснении нового материала является сайт — Российская электронная школа (РЕШ), где с помощью наглядности, интерактивности и примеров рассказывают о сложных, на первый взгляд, явлениях.

Интересен для учителя сайт https://learningapps.org, где есть различные модули для создания интерактивных игр. Использовать его можно и как для индивидуальной оценки знаний ребенка, так и при работе в паре, группе, а также устраивать командные соревнования. Задания, составленные с помощью этой платформы я часто использую на русском языке, литературном чтении или окружающим мире. Младшим школьникам очень нравится играть в игры «Кто хочет стать миллионером?» и набирать баллы, «Скачки», где на время нужно отвечать на вопросы и выиграть свою гонку. С одной из игр, использованной на уроке литературного чтения при проверке прочитанного текста, предлагаем вам ознакомиться по ссылке: https://learningapps.org/watch?v=ppjuzzkg224

Большой восторг у обучающихся вызывает не просто проверка домашнего задания в виде тестов, а когда нужно помочь персонажу долететь на самолете или доехать на поезде в определенный пункт назначения, а также игры, где правильный ответ забивает гол сопернику. Такой вид игр позволяет создать сервис https://www.umaigra.com/. Эти интерактивные игры я использую для быстрого фронтального опроса. Положительной стороной Интернет-ресурса является его русскоязычность, что без труда позволяет создать свои игры. Целью одной из таких игр было закрепление материала по «Сказке о царе Салтане…» А. С. Пушкина, ознакомиться можно по ссылке: https://www.umapalata.com/zexpo/game.html?LANG=RU&idGames=140330

По русскому языку мы помогали червячку собрать как можно больше яблок, когда отрабатывали темы раздела «Лексика»: https://www.umapalata.com/zexpo/game.html?LANG=RU&idGames=126549.

Помощником учителя может послужить конструктор квестов «Квестодел», он позволяет не только создать квест-игру, но и сгенерировать различные ребусы. Стоит отметить, что созданный квест можно использовать как онлайн, так и скачать себе на компьютер. Один из квестов мною был создан для закрепления темы «Состав слов», где дети в группе разгадывали различные задания и определяли о какой морфеме пойдем речь, а также выполняли интересные игровые задания.

Genially — платформа для создания презентаций, квест-игр, викторин. Сервис позволяет использовать готовые шаблоны для заданий, а также создавать собственные. На платформе можно создавать оригинальные упражнения, а также вставлять задания, выполненные на других ресурсах, например, в Learningsapps.org. Интерфейс сервиса на английском языке, но можно использовать встроенный переводчик в браузере для перевода интерфейса на русский язык. Небольшую игру, созданную на этой платформе, мы использовали на уроке литературного чтения при работе с текстом, тем самым затрагивали читательскую грамотность обучающихся. Ознакомиться с ней можно по ссылке: https://view.genially.com/679caaabc2f70380d76d7215/presentation-skazka-o-care-saltane. Первое задание связано с пазлами, которые обучающиеся собирали в группах, у каждого был свой эпизод сказки, после сбора командам нужно было распределить события в правильном порядке. Второе задание заключалось в «подсвечивании» фраз, которые нужно было найти в тексте и зачитать отрывок этой части. Третье задание было связано с расшифровкой качеств героя, младшим школьникам нужно было определить для кого они характерны и почему. Пятое задание было встроено с сайта Learningsapps.org, обучающимся, используя текст, нужно было вставить недостающие слова в сказке.

Незаменимым помощником в работе учителя является приложение PowerPoint — это не только про создание презентаций к урокам, но и составление рабочих листов к урокам. Созданные рабочие листы мы с обучающими вклеиваем в тетради и выполняем их по мере изучения темы. Предлагаем ознакомиться с одним из рабочих листов уроку литературного чтения (рис. 1).

Рабочий лист по теме М. Зощенко «Через тридцать лет» Рабочий лист по теме М. Зощенко «Через тридцать лет»

Рис. 1. Рабочий лист по теме М. Зощенко «Через тридцать лет»

Стоит отметить, что все вышеуказанные сервисы и платформы не заменяют полноценный урок, а являются его небольшой частью, отвечая определенным задачам на том или ином этапе. Но несмотря на их кратковременность, они позволяют сформировать у ребенка желание снова прийти в класс, на урок, чтобы узнать, а что нас новое сегодня ждет, кому мы сегодня сможем помочь, а кто победит в сегодняшней «гонке».

Таким образом, современный урок невозможно представить без использования различных сервисов, платформ. Планирование и проведение таких занятий оказывает сильное влияние на мотивацию учения. Применение электронных образовательных ресурсов делает образовательный процесс занимательным, каждый обучающийся с нетерпением ждет урока, где он сможет окунуться в мир игры, изучая сложные закономерности простым путем. Грамотное использование цифровых инструментов и сервисов способствует становлению интереса у обучающихся к изучаемому предмету, повышению мотивации к самообразованию, и в целом позволяет эффективно организовать образовательную среду.

Литература:

  1. Бланк, Т. В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников / Т. В. Бланк // Начальное обучение и воспитание: науч. метод. журн. — Харьков: Основа. — 2009. — № 16/18. — С. 2–9.
  2. Гордон, Л. А. Психология и педагогика интереса. — М., 2012. — С. 232.
  3. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  4. Петрова, Т. Н. Мотивация субъектов образовательного процесса в начальной школе средствами цифровых ресурсов / Т. Н. Петрова. — сайт / Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 415–418. — URL: https://moluch.ru/archive/445/98008/ (дата обращения: 15.02.2025).
  5. Серик, Т. Н. Практика применения новых образовательных технологий и использование ИКТ в современной начальной школе / Т. Н. Серик, О. Ю. Жураховская // Современная начальная школа. — 2018. — С. 125–130.

Похожие статьи

Мотивация субъектов образовательного процесса в начальной школе средствами цифровых ресурсов

В статье рассматривается учебная мотивация младших школьников средствами цифровых образовательных ресурсов.

Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность

В статье авторами рассматриваются вопросы формирования функциональной грамотности младших школьников через учебную деятельность.

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Профориентация детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Электронные образовательные ресурсы как средство формирования лексико-грамматических навыков у учащихся младших классов

Данная статья рассматривает использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) в контексте формирования лексико-грамматических навыков в рамках обучения иностранных языков у учащихся младшего школьного возраста.

Особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников

В статье рассматриваются особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников. Описан сравнительный анализ эффективности использования ЭОР в воспитательном процессе. Обнаружены достоверные раз...

Интерактивные платформы как средство развития лексических навыков у младших школьников

В статье автор рассматривает возможность развития лексических навыков у младших школьников посредством интерактивных платформ обучения как одного из эффективных современных методов интерактивного обучения иностранному языку в начальной школе.

Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

Статья посвящена проблеме геймификации в образовании. В статье рассматривается понятие геймификации. Анализируется роль геймификации в повышении уровня учебной мотивации школьников. В результате делается вывод о том, что применение геймификации на ур...

Сущность учебной мотивации младших школьников

Статья посвящена такой проблеме как мотивация учебной деятельности у детей школьного возраста. Рассматриваются основные факторы, причины и силы мотивации обучения школьников, их влияние на успешность учебной деятельности. Также даётся характеристика ...

Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста

В статье автор пытается определить основные методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Похожие статьи

Мотивация субъектов образовательного процесса в начальной школе средствами цифровых ресурсов

В статье рассматривается учебная мотивация младших школьников средствами цифровых образовательных ресурсов.

Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность

В статье авторами рассматриваются вопросы формирования функциональной грамотности младших школьников через учебную деятельность.

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Профориентация детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Электронные образовательные ресурсы как средство формирования лексико-грамматических навыков у учащихся младших классов

Данная статья рассматривает использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) в контексте формирования лексико-грамматических навыков в рамках обучения иностранных языков у учащихся младшего школьного возраста.

Особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников

В статье рассматриваются особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников. Описан сравнительный анализ эффективности использования ЭОР в воспитательном процессе. Обнаружены достоверные раз...

Интерактивные платформы как средство развития лексических навыков у младших школьников

В статье автор рассматривает возможность развития лексических навыков у младших школьников посредством интерактивных платформ обучения как одного из эффективных современных методов интерактивного обучения иностранному языку в начальной школе.

Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

Статья посвящена проблеме геймификации в образовании. В статье рассматривается понятие геймификации. Анализируется роль геймификации в повышении уровня учебной мотивации школьников. В результате делается вывод о том, что применение геймификации на ур...

Сущность учебной мотивации младших школьников

Статья посвящена такой проблеме как мотивация учебной деятельности у детей школьного возраста. Рассматриваются основные факторы, причины и силы мотивации обучения школьников, их влияние на успешность учебной деятельности. Также даётся характеристика ...

Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста

В статье автор пытается определить основные методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.