Электронные образовательные ресурсы как средство повышения мотивации младших школьников
Автор: Козлова Кристина Константиновна
Научный руководитель: Губанихина Елена Владимировна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XCVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2025)
Дата публикации: 06.03.2025
Статья просмотрена: 26 раз
Библиографическое описание:
Козлова, К. К. Электронные образовательные ресурсы как средство повышения мотивации младших школьников / К. К. Козлова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 18-24. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/532/18881/ (дата обращения: 03.04.2025).
В статье рассматривается процесс развития учебной мотивации младших школьников средствами электронных образовательных ресурсов.
Ключевые слова: учебная мотивация, электронные образовательные ресурсы, младший школьный возраст.
В современной школе на первый план выдвигается проблема повышения эффективности мотивирования субъектов образования. Это связано с тем, что из года в год растет объем информации, необходимый для усвоения обучающимися. Происходит цифровизация обучения, в связи с этим приходится многое пересматривать, реконструировать, менять, так как традиционный тип обучения уже не позволяет на должном уровне обеспечить усвоение материала. Именно это нацеливает педагогов на поиск средств и способов обучения, которые помогут замотивировать детей на усвоение знаний.
Мотивацию как совокупность различных факторов, поддерживающих, направляющих поведение рассматривают К. Мадсен и Ж. Годфруа, З. Фрейд, К. Левин, И. П. Павлов, У. Мак-Дугалл, У. Джеймс, Э. Торндайк и др. В отечественной дидактике мотивацию в целом и ее элементы исследовали такие ученые, как М. А. Данилов, Л. М. Зюбин, В. С. Ильин, И. А. Каиров, Р. Г. Лемберг, Ю. В. Шаров, Г. И. Щукина и др.
По мнению И. А. Джидарьяна, мотивация — это процесс действия мотива, механизм, определяющий способы осуществления определенной деятельности. В. К. Вилюнас считал, что мотивация представляет собой процесс, отвечающий за пробуждение и деятельность. По мнению М. И. Алексеевой, мотивация — это группа причин, определяющих различные проявления деятельности обучающихся. [5, с. 4]
Нужно понимать, что в основе обучения ребенка лежат познавательные и социальные мотивы. Когда обучающийся нацелен на овладение новыми знаниями, явлениями, закономерностями, приобретение дополнительных знаний, самосовершенствование, то преобладают познавательные мотивы. Социальные же мотивы отражаются в желании ребенка занять новое место в обществе, выполнять значимую деятельность, которая будет одобрена обществом.
Мотивация как процесс складывается из нескольких составляющих, различных побуждающих мотивов (деятельности, интересов, потребностей, мотивационных установок, целей, ценностей и др.). В понятие мотивация входит и такой вид, как учебная мотивация.
С. Т. Григорян определяет учебную мотивацию, как «активное, деятельное состояние ученика, в котором реализуются его направленность, склонность и заинтересованность в учебе» [2, с. 116]. Этот аспект учебной мотивации подчеркивает и А. К. Маркова, указывая, что «мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности». [4, с. 50]
Учебная мотивация в младшем школьном возрасте отвечает за успешность в учебной деятельности. В связи с этим у обучающихся нужно формировать мотивацию учения как побудительную силу, любознательность и познавательные интересы. Важным мотивом учения является чувство успеха младшего школьника. Оно достигается тогда, когда ребенок сам определяет свой результат как успех. Объективная успешность деятельности обучающегося — это успех внешний, ибо качество результата оценивается свидетелями действа. Осознание ситуации успеха, понимание ее значимости возникает у ребенка после преодоления своей робости, психологического притеснения и других трудностей [1, с. 5].
Формирование учебной мотивации у младших школьников — процесс долгий и трудоемкий, для этого необходимо соблюдать ряд требований, среди которых использование современных методов обучения и воспитания, что позволяет углубить, скорректировать или даже преобразовать тип отношения к учению, сформировать положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности.
К методам мотивации относится система стимулирования, она может быть как материальная, так и моральная, но как показывает практика одним из методов руководствоваться невозможно, нужно использовать их комплекс (особенно в начальной школе), что существенно может повысить эффективность и продуктивность учебной деятельности.
Использование на уроках активных и интерактивных методов обучения уже долгое время показывает свою ценность и целесообразность. Использование на уроке электронных образовательных ресурсов значительно сокращает время для проверки усвоенных знаний учеником, а также облегчает сбор информации для учителя. Более того, современные сервисы и приложения дают возможность конструировать урок в занимательной, привлекательной для обучающихся начальной школы игровой форме. Они позволяют организовывать урок как в традиционной форме, так и в проектной, дистанционной.
Электронные образовательные ресурсы повышают качество усвоения обучающимися знаний, побуждают их к учению, это связано с тем, что цифровой комплекс (аудио, видео, изображения) позволяют нагляднее представить изучаемый материал и облегчить его для восприятия младшими школьниками. Более того, любой видеоролик возможно остановить или пересмотреть повторно, также, как и заново сыграть в увлекательную игру или совершить путешествие в сказку, пройдя квест-игру дома, проработать дополнительно школьный материал [1].
Использование сервисов и обучающих платформ не занимает много времени на уроке, наоборот, позволяет его сэкономить на разных этапах, а также позволяет в некоторой степени облегчить подготовку учителя к уроку, так как можно использовать в работе готовые материалы коллег. В данной статье мы хотели бы рассказать об опыте работы по использованию нескольких сервисов в работе учителя и доказать таким образом актуальность выдвинутой проблемы. Но также хотели бы обратить внимание, что использование ЭОР на уроках не исключает применение и других инструментов для повышения мотивации, лишь в комплексе с другими методами можно добиться результатов [4].
На уроках в начальной школе мы предлагаем использовать образовательный портал «Учи.ру». Сервис позволяет в интерактивной форме познакомиться с новым материалом или закрепить свои знания, при этом его возможно применять как в очном формате, так и в дистанционном. Сервис предлагает практически к каждой теме презентации, рабочие листы и задания для отработки полученных знаний.
Незаменимым помощником в объяснении нового материала является сайт — Российская электронная школа (РЕШ), где с помощью наглядности, интерактивности и примеров рассказывают о сложных, на первый взгляд, явлениях.
Интересен для учителя сайт https://learningapps.org, где есть различные модули для создания интерактивных игр. Использовать его можно и как для индивидуальной оценки знаний ребенка, так и при работе в паре, группе, а также устраивать командные соревнования. Задания, составленные с помощью этой платформы я часто использую на русском языке, литературном чтении или окружающим мире. Младшим школьникам очень нравится играть в игры «Кто хочет стать миллионером?» и набирать баллы, «Скачки», где на время нужно отвечать на вопросы и выиграть свою гонку. С одной из игр, использованной на уроке литературного чтения при проверке прочитанного текста, предлагаем вам ознакомиться по ссылке: https://learningapps.org/watch?v=ppjuzzkg224
Большой восторг у обучающихся вызывает не просто проверка домашнего задания в виде тестов, а когда нужно помочь персонажу долететь на самолете или доехать на поезде в определенный пункт назначения, а также игры, где правильный ответ забивает гол сопернику. Такой вид игр позволяет создать сервис https://www.umaigra.com/. Эти интерактивные игры я использую для быстрого фронтального опроса. Положительной стороной Интернет-ресурса является его русскоязычность, что без труда позволяет создать свои игры. Целью одной из таких игр было закрепление материала по «Сказке о царе Салтане…» А. С. Пушкина, ознакомиться можно по ссылке: https://www.umapalata.com/zexpo/game.html?LANG=RU&idGames=140330
По русскому языку мы помогали червячку собрать как можно больше яблок, когда отрабатывали темы раздела «Лексика»: https://www.umapalata.com/zexpo/game.html?LANG=RU&idGames=126549.
Помощником учителя может послужить конструктор квестов «Квестодел», он позволяет не только создать квест-игру, но и сгенерировать различные ребусы. Стоит отметить, что созданный квест можно использовать как онлайн, так и скачать себе на компьютер. Один из квестов мною был создан для закрепления темы «Состав слов», где дети в группе разгадывали различные задания и определяли о какой морфеме пойдем речь, а также выполняли интересные игровые задания.
Genially — платформа для создания презентаций, квест-игр, викторин. Сервис позволяет использовать готовые шаблоны для заданий, а также создавать собственные. На платформе можно создавать оригинальные упражнения, а также вставлять задания, выполненные на других ресурсах, например, в Learningsapps.org. Интерфейс сервиса на английском языке, но можно использовать встроенный переводчик в браузере для перевода интерфейса на русский язык. Небольшую игру, созданную на этой платформе, мы использовали на уроке литературного чтения при работе с текстом, тем самым затрагивали читательскую грамотность обучающихся. Ознакомиться с ней можно по ссылке: https://view.genially.com/679caaabc2f70380d76d7215/presentation-skazka-o-care-saltane. Первое задание связано с пазлами, которые обучающиеся собирали в группах, у каждого был свой эпизод сказки, после сбора командам нужно было распределить события в правильном порядке. Второе задание заключалось в «подсвечивании» фраз, которые нужно было найти в тексте и зачитать отрывок этой части. Третье задание было связано с расшифровкой качеств героя, младшим школьникам нужно было определить для кого они характерны и почему. Пятое задание было встроено с сайта Learningsapps.org, обучающимся, используя текст, нужно было вставить недостающие слова в сказке.
Незаменимым помощником в работе учителя является приложение PowerPoint — это не только про создание презентаций к урокам, но и составление рабочих листов к урокам. Созданные рабочие листы мы с обучающими вклеиваем в тетради и выполняем их по мере изучения темы. Предлагаем ознакомиться с одним из рабочих листов уроку литературного чтения (рис. 1).
Рис. 1. Рабочий лист по теме М. Зощенко «Через тридцать лет»
Стоит отметить, что все вышеуказанные сервисы и платформы не заменяют полноценный урок, а являются его небольшой частью, отвечая определенным задачам на том или ином этапе. Но несмотря на их кратковременность, они позволяют сформировать у ребенка желание снова прийти в класс, на урок, чтобы узнать, а что нас новое сегодня ждет, кому мы сегодня сможем помочь, а кто победит в сегодняшней «гонке».
Таким образом, современный урок невозможно представить без использования различных сервисов, платформ. Планирование и проведение таких занятий оказывает сильное влияние на мотивацию учения. Применение электронных образовательных ресурсов делает образовательный процесс занимательным, каждый обучающийся с нетерпением ждет урока, где он сможет окунуться в мир игры, изучая сложные закономерности простым путем. Грамотное использование цифровых инструментов и сервисов способствует становлению интереса у обучающихся к изучаемому предмету, повышению мотивации к самообразованию, и в целом позволяет эффективно организовать образовательную среду.
Литература:
- Бланк, Т. В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников / Т. В. Бланк // Начальное обучение и воспитание: науч. метод. журн. — Харьков: Основа. — 2009. — № 16/18. — С. 2–9.
- Гордон, Л. А. Психология и педагогика интереса. — М., 2012. — С. 232.
- Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Петрова, Т. Н. Мотивация субъектов образовательного процесса в начальной школе средствами цифровых ресурсов / Т. Н. Петрова. — сайт / Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 415–418. — URL: https://moluch.ru/archive/445/98008/ (дата обращения: 15.02.2025).
- Серик, Т. Н. Практика применения новых образовательных технологий и использование ИКТ в современной начальной школе / Т. Н. Серик, О. Ю. Жураховская // Современная начальная школа. — 2018. — С. 125–130.
Похожие статьи
Мотивация субъектов образовательного процесса в начальной школе средствами цифровых ресурсов
В статье рассматривается учебная мотивация младших школьников средствами цифровых образовательных ресурсов.
Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность
В статье авторами рассматриваются вопросы формирования функциональной грамотности младших школьников через учебную деятельность.
Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников
В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...
Профориентация детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Электронные образовательные ресурсы как средство формирования лексико-грамматических навыков у учащихся младших классов
Данная статья рассматривает использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) в контексте формирования лексико-грамматических навыков в рамках обучения иностранных языков у учащихся младшего школьного возраста.
Особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников
В статье рассматриваются особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников. Описан сравнительный анализ эффективности использования ЭОР в воспитательном процессе. Обнаружены достоверные раз...
Интерактивные платформы как средство развития лексических навыков у младших школьников
В статье автор рассматривает возможность развития лексических навыков у младших школьников посредством интерактивных платформ обучения как одного из эффективных современных методов интерактивного обучения иностранному языку в начальной школе.
Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации
Статья посвящена проблеме геймификации в образовании. В статье рассматривается понятие геймификации. Анализируется роль геймификации в повышении уровня учебной мотивации школьников. В результате делается вывод о том, что применение геймификации на ур...
Сущность учебной мотивации младших школьников
Статья посвящена такой проблеме как мотивация учебной деятельности у детей школьного возраста. Рассматриваются основные факторы, причины и силы мотивации обучения школьников, их влияние на успешность учебной деятельности. Также даётся характеристика ...
Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста
В статье автор пытается определить основные методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.
Похожие статьи
Мотивация субъектов образовательного процесса в начальной школе средствами цифровых ресурсов
В статье рассматривается учебная мотивация младших школьников средствами цифровых образовательных ресурсов.
Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность
В статье авторами рассматриваются вопросы формирования функциональной грамотности младших школьников через учебную деятельность.
Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников
В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...
Профориентация детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Электронные образовательные ресурсы как средство формирования лексико-грамматических навыков у учащихся младших классов
Данная статья рассматривает использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) в контексте формирования лексико-грамматических навыков в рамках обучения иностранных языков у учащихся младшего школьного возраста.
Особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников
В статье рассматриваются особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников. Описан сравнительный анализ эффективности использования ЭОР в воспитательном процессе. Обнаружены достоверные раз...
Интерактивные платформы как средство развития лексических навыков у младших школьников
В статье автор рассматривает возможность развития лексических навыков у младших школьников посредством интерактивных платформ обучения как одного из эффективных современных методов интерактивного обучения иностранному языку в начальной школе.
Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации
Статья посвящена проблеме геймификации в образовании. В статье рассматривается понятие геймификации. Анализируется роль геймификации в повышении уровня учебной мотивации школьников. В результате делается вывод о том, что применение геймификации на ур...
Сущность учебной мотивации младших школьников
Статья посвящена такой проблеме как мотивация учебной деятельности у детей школьного возраста. Рассматриваются основные факторы, причины и силы мотивации обучения школьников, их влияние на успешность учебной деятельности. Также даётся характеристика ...
Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста
В статье автор пытается определить основные методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.