К вопросу о применении веб-сайтов для изучения русского языка как иностранного
Автор: Фань Синьжань
Научный руководитель: Лу Юйся
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XCIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2025)
Дата публикации: 23.03.2025
Статья просмотрена: 7 раз
Библиографическое описание:
Фань, Синьжань. К вопросу о применении веб-сайтов для изучения русского языка как иностранного / Синьжань Фань. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 31-37. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/533/18894/ (дата обращения: 10.04.2025).
По мере развития информационных технологий и модернизации образования, онлайн-платформы для обучения русскому языку как иностранному (РКИ) способствуют цифровой трансформации процесса обучения и стали уже одним из важных инструментов для изучения и преподавания РКИ. В данной статье рассматриваются функциональные особенности и практическая значимость основных веб-сайтов для изучения РКИ. Выявляется важность их роли в изучении русского языка и развитии независимого мышления учащихся. Указывается, что появление технологических инноваций, изменяющих методы изучения и преподавания, требует улучшения контроля качества, культурного углубления и нахождения баланса между человеком и машиной.
Ключевые слова: РКИ, платформа для изучения русского языка, технология, электронные ресурсы.
В контексте установления всеобъемлющего стратегического партнерства между Китаем и Россией две страны наладили всестороннее и углубленное сотрудничество в различных областях. Спрос на специалистов, владеющих русским языком, продолжает расти в таких областях, как международная торговля, культурный обмен и сотрудничество в области образования. Использование онлайн-ресурсов для повышения качества и эффективности изучения русского языка является важной частью реформы преподавания РКИ в школах и университетах Китая.
В соответствии с традиционной моделью преподавания русского языка в Китае, преподавательская деятельность ограничивается аудиторией и в основном опирается на объяснения преподавателя и учебные материалы. Содержание обучения сосредоточено на овладении языковыми знаниями, поэтому у учащихся не происходит сбалансированного развития языковых навыков, что ведёт к отделению приобретённых языковых знаний от их практического применения.
Кроме того, традиционное преподавание РКИ обычно в значительной степени опирается на учебные материалы и заранее заданные этапы обучения, при этом игнорируются индивидуальные различия учащихся и разнообразие потребностей в обучении. Методы преподавания индивидуально не корректируются в соответствии с восприимчивостью, интересами и целями обучения каждого учащегося, при том, что уникальный путь изучения русского языка каждого учащегося требует различных стратегий обучения и ресурсов для преодоления индивидуальных трудностей. Однако при традиционной модели обучения РКИ преподавателям трудно отслеживать процесс обучения каждого учащегося и обеспечивать индивидуальное руководство.
Что касается преодоления недостатков традиционного преподавания РКИ, то в контексте интеграции Интернета в образование исследовательское и преподавательское сообщество обращается к современным научно-техническим средствам, постоянно интегрирует соответствующие учебные ресурсы и стремится к разработке новых информационных и технологических моделей обучения. Современные онлайн-платформы для изучения РКИ, способные преодолевать временные и пространственные ограничения и эффективно интегрировать ресурсы, становятся все более важной дополнительной формой обучения.
Данная работа посвящена исследованию практической эффективности веб-сайтов для изучения РКИ. Его цель — ответить на следующие вопросы: 1. Каковы сценарии применения современных основных платформ и их решающие преимущества? 2. Как достичь максимального эффекта в обучении с помощью технических средств веб-сайта для изучения РКИ?
Эффективность применения электронного ресурса изучается исследователями Е. З. Власовой [1], И. Н. Мещеряковой [2], С. А. Щенниковым [6], которые показывают, что использование электронных ресурсов значительно повышает доступность информации и улучшает процесс обучения. Мы согласны с мнением исследователей: «активное использование электронных ресурсов становится неотъемлемой частью современной модели образовательного пространства» [2, c. 70]. Использование новых информационных и коммуникационных технологий «способствует развитию внутренней мотивации обучающихся для получения новых знаний» ([5, с. 30 цитата из [2]). Такие технологии также позволяют более гибко организовывать учебный процесс и адаптировать его под индивидуальные потребности студентов.
Мы разделяем существующие веб-сайты для изучения русского языка на четыре группы в зависимости от их функциональности и практичности: платформы для комплексного обучения, платформы для укрепления специальных навыков, веб-сайты для академических ресурсов, веб-сайты для проверки словаря и перевода.
Платформы RT Learn Russian [10], Master Russian [9], r ussianpod101 [8] и Ху цзян русский язык ( 沪江俄语 ) [12] предназначены для комплексного изучения русского языка. На них часто представлены многочисленные учебные ресурсы в сочетании с функциями взаимодействия с участниками, что позволяет учащимся совершенствовать такие необходимые языковые навыки, как грамматические, лексические, а также навыки аудирования и развивать коммуникативные навыки. В качестве примера приведем платформу для изучения русского языка Master Russian [9], на главной странице которой представлены слова, «есть множество бесплатных функций, уроков, обзоров и рекомендуемых ссылок для заинтересованных и пытливых умов, которые могут использовать их при самостоятельном изучении русского языка» [9]. Ресурсы для изучения русского языка на этой платформе включают русский алфавит, произношение, базовую грамматику, словарный запас (включая 1000 общеупотребительных слов, 500 глаголов, 500 существительных) и фразеологический словарь и т. д.
Кроме того, существуют видеоуроки, такие как демонстрация написания букв. На веб-сайте есть ссылки на бесплатные онлайн-словари, такие как: Google Online Translator [17]. На сайте также есть специальные разделы, посвященные русской истории, традициям, литературе, браку, семье, лечению, туризму и т. д. Понимание культурного содержания, естественно, очень помогает в овладении русским языком и повышает интерес к его изучению. На сайте также есть несколько интересных тестов, таких как тесты по русской культуре, словарные тесты по еде, компьютерам, сленгу и т. д., грамматические тесты, включающие существительные, глаголы, прилагательные и т. д. Пользователи могут общаться онлайн между собой на дискуссионном участке форума во время или после тестирования.
Интересно отметить, что на платформах для комплексного изучения русского языка обычно представлена русская национальная культура. Эти платформы предоставляют не только ресурсы для изучения языка, но и материалы для углубленного знакомства с русскими историческими событиями, обычаями, важными историческими фигурами и традиционными праздниками. Таким образом, на этих платформах учащиеся могут не только улучшить свои языковые навыки, но и в полной мере ознакомиться с культурой России. Чтобы лучше понимать по-русски и уметь пользоваться русским языком, необходимо развитие чувства языка с помощью реальных материалов, таких как новости, кино- и телевизионные драмы.
Платформы для укрепления специальных навыков были созданы для развития и повышения у учащихся правильного русского произношения, свободной разговорной речи на русском, скорости чтения, уровня аудирования, навыков переводов и т. д.
В качестве примеров можно взять платформы Forvo [7] и Ling Q [11], которые благодаря технологии анализа больших данных помогают учащимся определять пробелы в знаниях и уровень сформированности языковых навыков, позволяют им действовать целеустремленно по определённым направлениям, осуществлять индивидуальные планы обучения.
Платформа Forvo [7] — это известная глобальная платформа, ориентированная на отработку произношения, поддерживающая сотни языков, в том числе русский, китайский, английский и даже некоторые редкие языки и диалекты. Пользователи могут напрямую вводить слова на определенном языке через функцию поиска на домашней странице, а веб-сайт преодоставляет пользователям демонстрацию произношения реальными носителями языка. Платформа LingQ [11] также ориентирована на многоязычное персонализированное обучение, помогает улучшить учащимся навык чтения. Так, пользователи могут вводить интересующий их контент с электронных ресурсов, таких как веб-страницы и блоги, и система автоматически генерирует учебные курсы, анализирует словарный запас и создает учебные карточки.
С помощью интеллектуальных алгоритмов, анализирующих привычки пользователя к чтению и способность к пониманию, система будет отмечать словарный запас, который пользователь освоил, а также тот, который он не освоил, подсчитывать прогресс в изучении и автоматически предлагать план проверки, чтобы помочь пользователям улучшить беглость чтения и словарный запас. Все подобные платформы также предлагают функции обратной связи в реальном времени и отслеживания прогресса, позволяя пользователям следить за своим прогрессом и корректировать свои учебные стратегии по мере необходимости.
Веб-сайты для академических ресурсов содержат электронные ресурсы, такие как статьи, материалы из монографий конференций, диссертации, книги и т. д., охватывающие гуманитарные и социальные науки, естественные науки, инженерные технологии и другие области. Наиболее известные русские веб-сайты: eLIBRARY.RU [19], Киберлинка [16], Российская национальная библиотека (РНБ) [20]. Подобные веб-сайты очень помогают повысить академический уровень не только иностранным учащимся и исследователям, но и русским. Посетители могут вводить ключевые слова и фразы, чтобы получить интересующую их литературу, в процессе чтения которой повышается не только академический уровень, но и уровень владения русским языком. Конечно, такого рода обучающими сайтами в основном пользуются продвинутые мастера владения русским языком.
Веб-сайты для проверки словаря и перевода полезны для всех: от начинающих изучение русского языка до носителей русского языка. Полезны для китайских учащихся, например, такие онлайн словари, как 大БКРС [21], Грамота.ру [13], Где-ударение.рф [14], словарь Qianyi ( 千亿词霸 ) [15]. Кроме того, известные платформы для перевода онлайн Google Translate [17] и Яндекс Переводчик [18] поддерживают русско-китайский перевод и подходят для быстрого перевода.
Являясь важным средством цифрового образования, веб-сайты по изучению русского языка стали одним из важных инструментов для современного изучения РКИ благодаря интеграции разнообразных ресурсов, предоставления персонализированных планов обучения и улучшения сценариев языковой практики. Это имеет большое значение для развития языковых навыков. Кроме того, важен и тот факт, что мобильные приложения предоставляют учащимся микро-уроки, выполнение которых требует всего нескольких минут, но в результате среднее ежедневное время обучения увеличивается.
Платформа для изучения русского языка может помочь в обучении РКИ. Мы согласны с И. В. Кудиновым: «важнейшими направлениями развития вуза в сфере информационных технологий являются внедрение принципов открытого образования в учебный процесс» [3, с. 97]. Преподаватели должны активно менять традиционную модель преподавания, уделяя внимание изучению онлайн-ресурсов, способствующих преподаванию РКИ. В Китае есть старая поговорка: «Дай человеку рыбу — он будет сыт один день, научи его рыбачить — и он будет сыт всю жизнь». Если студентам будет предложен метод обучения с использованием онлайн-платформ, то студент может выработать привычку к независимому мышлению, развить способность к обучению на протяжении всей жизни и целенаправленно решать свои собственные проблемы в изучении русского языка.
Благодаря технологическим инновациям веб-сайты по изучению русского языка изменили способ овладения РКИ. Они не только помогают в улучшении языковых навыков, но и изменяют модель преподавания, способствуя переходу к модели преподавания, ориентированной на учащихся. Однако для того, чтобы по-настоящему реализовать образование с использованием передовых информационных технологий, требуется постоянное совершенствование контроля качества содержания, углубление культурных аспектов и баланс взаимодействия человека и машины.
Литература:
- Власова, Е. З. Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования [Текст] / Е. З. Власова // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета — 2014. — № 1. — С. 43–49.
- В. В. Вязовская, Т. А. Данилевская, М. Е. Трубчанинова Интернет-ресурсы в обучении русскому языку как иностранному: ожидания vs реальность // Русистика. 2020. Т. 18. № 1. С. 69–84
- Кудинов И. В. Информационные технологии в профессиональном педагогическом образовании // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 3. — С. 89–101.
- Мещерякова, И. Н. Возможности электронного обучения в развитии познавательной активности студента [Текст]: учебно-методическое пособие / И. Н. Мещерякова. — М.: Флинта, 2014. — 60 с.
- Насейкина Л. Ф. Интерактивные электронные учебники в современном открытом образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 5. С. 30–35.
- Щенников, С. А. Дидактика электронного обучения [Текст] / С. А. Щенников // Высшее образование в России. — 2010. — № 12. — С. 83.
- https://zh.forvo.com/ дата обращения: 03.03. 2025
- https://www.russianpod101.com/index.php дата обращения: 03.03. 2025
- http://masterrussian.com/ дата обращения: 01.03. 2025
- https://learnrussian.rt.com/ дата обращения: 01.03. 2025
- https://www.lingq.com/ru/ дата обращения: 01.03. 2025
- https://ru.hujiang.com/ дата обращения: 02.03. 2025
- https://gramota.ru/ дата обращения: 02.03. 2025
- https://где-ударение.рф/ дата обращения: 02.03. 2025
- https://w.qianyix.com/ дата обращения: 02.03. 2025
- https://cyberleninka.ru/ дата обращения: 02.03. 2025
- https://translate.google.com/ дата обращения: 02.03. 2025
- https://translate.yandex.ru/ 02.03. 2025
- https://elibrary.ru/defaultx.asp? 02.03. 2025
- https://rusneb.ru/ 02.03. 2025
- https://dabkrs.com/ 02.03. 2025
[1] Публикация подготовлена в рамках программы обучения студентов колледжей в университетах провинции Цзянсу инновациям и предпринимательству на 2022 год «Исследование и создание веб-сайтов для изучения русского языка» (202210320146Y)
Похожие статьи
Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования
В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...
Проблема отбора аудиотекстов для развития аудирования на разных этапах обучения русскому языку как иностранному
Сегодня в мире внимание к изучению иностранных языков переживает новый процесс развития, что связано с картиной современной мира как мира глобального, когда границы не становятся между странами препятствием для коммуникации и общения во всех сферах д...
Возможности использования мультимедийных технологий на образовательной платформе Edvibe при обучении монологической речи на иностранном языке
В статье рассматривается процесс обучения монологической речи в образовательном контексте с акцентом на использование мультимедийных технологий. Особое внимание уделяется платформе Edvibe, которая предоставляет инновационные инструменты для улучшения...
Современные технологии цифровой образовательной среды
Актуальность проектирования и реализации цифровых технологий и средств организации образовательного процесса является общепризнанной, в том числе на уровне государственной образовательной политики. В настоящее время имеется большое количество различн...
Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы
В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...
Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся
В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогическо...
Дидактический потенциал использования электронных и дистанционных образовательных ресурсов в обучении иностранному (английскому) языку
На сегодняшний день дистанционное образование в России находится в процессе адаптации к тем изменениям, которые происходят в нашем обществе. Новые технические возможности и инструменты начинают оказывать существенное влияние на образовательную среду....
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...
Национально-региональный компонент в преподавании иностранного (английского) языка как инструмент формирования социокультурной компетенции
Статья посвящена основным способам формирования социокультурной компетенции обучающихся начального курса посредством интеграции национально-регионального компонента в процесс обучения иностранному (английскому) языку. Автором были изучены такие аутен...
Инновационные технологии как альтернативная проблемно-коммуникативная модель обучения: экзистенциальный аспект
Изучение новых методов преподавания в условиях глобализации высшего образования становится особенно актуальным на фоне стремительного прогресса в области информационных технологий и изменяющихся требований к образовательному процессу. В данной статье...
Похожие статьи
Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования
В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...
Проблема отбора аудиотекстов для развития аудирования на разных этапах обучения русскому языку как иностранному
Сегодня в мире внимание к изучению иностранных языков переживает новый процесс развития, что связано с картиной современной мира как мира глобального, когда границы не становятся между странами препятствием для коммуникации и общения во всех сферах д...
Возможности использования мультимедийных технологий на образовательной платформе Edvibe при обучении монологической речи на иностранном языке
В статье рассматривается процесс обучения монологической речи в образовательном контексте с акцентом на использование мультимедийных технологий. Особое внимание уделяется платформе Edvibe, которая предоставляет инновационные инструменты для улучшения...
Современные технологии цифровой образовательной среды
Актуальность проектирования и реализации цифровых технологий и средств организации образовательного процесса является общепризнанной, в том числе на уровне государственной образовательной политики. В настоящее время имеется большое количество различн...
Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы
В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...
Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся
В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогическо...
Дидактический потенциал использования электронных и дистанционных образовательных ресурсов в обучении иностранному (английскому) языку
На сегодняшний день дистанционное образование в России находится в процессе адаптации к тем изменениям, которые происходят в нашем обществе. Новые технические возможности и инструменты начинают оказывать существенное влияние на образовательную среду....
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...
Национально-региональный компонент в преподавании иностранного (английского) языка как инструмент формирования социокультурной компетенции
Статья посвящена основным способам формирования социокультурной компетенции обучающихся начального курса посредством интеграции национально-регионального компонента в процесс обучения иностранному (английскому) языку. Автором были изучены такие аутен...
Инновационные технологии как альтернативная проблемно-коммуникативная модель обучения: экзистенциальный аспект
Изучение новых методов преподавания в условиях глобализации высшего образования становится особенно актуальным на фоне стремительного прогресса в области информационных технологий и изменяющихся требований к образовательному процессу. В данной статье...