Всероссийский проект «Профессионалитет»: цели, задачи, результаты
Автор: Апанасевич Георгий Михайлович
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
CI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2025)
Дата публикации: 15.04.2025
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Апанасевич, Г. М. Всероссийский проект «Профессионалитет»: цели, задачи, результаты / Г. М. Апанасевич. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CI Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/535/18922/ (дата обращения: 24.04.2025).
В данной статье автор рассказывает о целях и задачах проекта «Профессионалитет».
Ключевые слова: профессионалитет, чемпионат, работа.
В нашей стране согласно статистике насчитывается свыше 3,6 тысяч средних учебных заведений. В них учится порядка 3,3 миллионов студентов. Это большой ресурс, который постоянно необходим стране — это молодые люди, которые хотят овладеть профессиональными навыками и выйти во взрослую жизнь.
Новая программа подготовки кадров «Профессионалитет», разработанная Министерством просвещения, как раз и рассчитана на них. Ее цель — быстро и качественно обучить молодежь навыкам, которые так необходимы рынку. Другими словами, нужно обеспечить страну рабочими руками, кадрами среднего звена.
Этот проект, инициированный нашим Президентом Владимиром Путиным, стал важным шагом к социально-экономическому развитию России до 2030 года. Одной из главных задач Федерального проекта является активное сотрудничество бизнеса и образовательных учреждений. Студенты, обучающиеся по этой программе, получают шанс освоить востребованные профессии за короткий срок и приобрести практический опыт на реальных производствах. Это открывает перед ними двери в мир высококвалифицированной работы, где их знания и навыки будут по достоинству оценены! Формально, профессионалитет — это один из этапов проводимой в последнее время реструктуризации системы среднего профессионального образования. По словам заместителя председателя правительства России Татьяны Голиковой, новая программа опирается на три главные нововведения, которые, прежде чем принять к исполнению, необходимо опробовать. Первое — это вовлечь в образование учащихся колледжей и техникумов представителей профессиональных сообществ, которые также станут инвесторами системы образования. Второе — сократить сроки обучения при увеличении его интенсивности. И третье — создать в учебных заведениях разного рода центров молодежных инициатив.
«Профессионалитет» является новым уровнем среднего профессионального образования, который гарантирует трудоустройство. После оптимизации сроков обучения студентов колледжей и техникумов, согласно планам Министерства просвещения, те, кто получает рабочую профессию, будут сидеть за партами два года, а более технологичную — три.
И мы не остаемся в стороне и также участвуем в этом масштабном событии.
Проект проводится с участием амбассадоров Профессионалитета. Для родителей нашего образовательного учреждения будет организовано родительское собрание совместно с представителями партнеров.
В нашем колледже в рамках Профессионалитета активно ведется профориентационная работа: мы проводим экскурсии на предприятия, профессиональные пробы, родительские собрания и дни открытых дверей.
Непосредственно педагоги участвуют в различных дискуссиях, обсуждаем и предлагаем наиболее эффективную работу при подготовке студентов. Мы поднимаем важные вопросы насчет требований к навыкам и компетенциям со стороны работодателей в условиях цифровизации и автоматизации производства: роль образования в подготовке студентов к современным вызовам рынка труда; меры работодателей для привлечения и удержания молодых специалистов; опыт и навыки, значимые для успешного старта карьеры; новые форматы взаимодействия между образовательными организациями и бизнесом по улучшению качества подготовки специалистов; основные риски и препятствия у молодых профессионалов.
Для будущих студентов это уникальная возможность поближе познакомиться с современными профессиями, узнать о перспективных направлениях обучения и возможностях карьерного роста.
В рамках данного проекта открываются двери для будущих абитуриентов и их родителей. В колледже организуются профессиональные пробы по «Поварскому делу», «Туризму и гостеприимству» и «Операционной деятельности в логистике», «Судовождение», «Сварочное дело».
Школьники из нескольких учреждений знакомятся с востребованными рабочими профессиями и узнают о преимуществах образовательных программ проекта «Профессионалитет» на примере колледжа профтехнологий. Ребята знакомятся с АГКПТ, профессиями и специальностями, по которым ведется подготовка, возможностями обучения по практико-ориентированным образовательным программам и способами трудоустройства в ведущие предприятия Астрахани.
И самое долгожданное мероприятия, которое проходит в рамках данного проекта — чемпионат «Профессионалы» — это конкурс профессионального мастерства для школьников от 14 лет и студентов СПО. Участники демонстрируют свои навыки потенциальным работодателям. Цель — повысить значимость и престиж рабочих профессий, увеличить кадровый потенциал в различных отраслях экономики, обеспечение экономики высококвалифицированными специалистами.
Участники чемпионата уже два дня соревнуются в своих навыках и умениях.
На данном чемпионате я являюсь экспертом по неразрушающему контролю. Моя работа заключается в том, чтобы следить за правильным выполнением, оценить работу, дать рекомендации по завершению работы.
Во время выполнения всех модулей участников мы очень строго оцениваем. Следим за соблюдением всех необходимых критериев в работе и за соблюдением правил техники безопасности. Приняв участие в данном конкурсе, участник становится универсальным рабочим.
Во время выполнения заданий Чемпионата участникам могут помогать такие черты характера как аккуратность, упорность, ответственность и целеустремленность на мой взгляд, а мешать может нерешительность и неуверенность в себе. На Чемпионат с каждым участником приезжает эксперт-наставник, который в дальнейшем входит в экспертную группу оценки. Со всеми экспертами я знаком. С некоторыми поддерживаем общение и вне площадки по работе. Все очень достойные люди с большим опытом и багажом знаний за спиной.
Я считаю участие в данной работе просто необходимо. И это касается не только студента, но и педагога. Это позволяет найти более эффективные решения для улучшения подготовки будущих специалистов.