Оценка эффективности действующих методов регулирования внешнеэкономической деятельности в Таджикистане
Автор: Файзуллоев Бехруз Зубайдуллоевич
Рубрика: 15. Экономика
Опубликовано в
CII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2025)
Дата публикации: 22.04.2025
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Файзуллоев, Б. З. Оценка эффективности действующих методов регулирования внешнеэкономической деятельности в Таджикистане / Б. З. Файзуллоев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/536/18930/ (дата обращения: 24.04.2025).
Препринт статьи
В статье рассматриваются теоретико-практические аспекты государственного регулирования ВЭД, включая тарифные, нетарифные, валютные и институциональные инструменты. Проанализированы ключевые тенденции внешней торговли Таджикистана, структура экспорта и импорта, эффективность регулирующих механизмов, а также выявлены основные проблемы.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, государственное регулирование, экспортная политика, импортозависимость, нетарифные меры, тарифная политика, инвестиции, интеграция, Таджикистан.
В условиях глобализации мировой экономики внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) приобретает стратегическое значение для устойчивого развития национальных хозяйств [1,с.278]. Для государств с ограниченными внутренними ресурсами, включая Республику Таджикистан, экспортно-импортные операции, участие в международной торговле, привлечение иностранных инвестиций и технологических трансфертов являются важнейшими факторами экономического роста. В этих условиях особую роль играет государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, направленное на обеспечение экономической безопасности, защиту национальных производителей, стимулирование экспорта и рационализацию импорта.
Оценка эффективности действующих методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Таджикистан позволяет определить, насколько применяемые тарифные, нетарифные, валютные и институциональные инструменты способствуют достижению стратегических целей — стимулированию экспорта, обеспечению торгового баланса, защите внутреннего рынка, привлечению инвестиций и интеграции в мировую экономику.
За последние десять лет внешнеторговый оборот Таджикистана демонстрировал умеренный рост с выраженной зависимостью от импортных поставок и неустойчивой экспортной базой. Общий внешнеторговый оборот в 2023 году составил около 6,8 млрд долларов США, из которых: импорт — $4,8 млрд (~70 %); экспорт — $2,0 млрд (~30 %). Основные экспортные товары: алюминий, хлопок, электроэнергия, минеральная вода, продукция лёгкой промышленности. Основные партнёры: Китай, Россия, Казахстан, Турция, Узбекистан [2, с.151]. Таджикистан сохраняет отрицательное торговое сальдо, что указывает на ограниченную эффективность мер по стимулированию экспорта и необходимости совершенствования экспортной политики.
В стране реализуется политика тарифного и акцизного регулирования. В числе положительных её сторон можно отметить, то что утверждённые таможенные пошлины способствуют защите внутреннего производства, особенно в аграрной отрасли; акцизная политика позволяет ограничивать импорт социально чувствительных товаров (алкоголь, табак, топливо). Пошлины выступают важным источником пополнения государственного бюджета. В числе недостатков реализуемой тарифной политики можно отметить несогласованность тарифных ставок с задачами промышленной и инвестиционной политики; наблюдаются случаи завышения таможенной стоимости и коррупционные риски; ограниченная прозрачность классификации товаров. Так, резкие колебания акцизных ставок на топливо в 2022 году вызвали рост издержек в промышленности и транспортной логистике [3, с.62].
К числу положительных шагов экономической политики можно отметить введение списка товаров, подлежащих лицензированию и контролю; применение временных запретов на экспорт продовольствия в целях обеспечения продовольственной безопасности; проведение работ по гармонизации санитарных и фитосанитарных норм с требованиями ВТО и ЕАЭС. В числе моментов, которые тормозят продвижению политики можно отнести тот факт, что процедуры лицензирования и сертификации остаются сложными и непрозрачными; наблюдается недостаток лабораторной базы ограничивает экспорт сельхозпродукции; нетарифные меры иногда используются в административных целях, а не на основе рыночных критериев. Так, несоответствие таджикских текстильных изделий техническим регламентам ЕС ограничивает их экспорт.
Национальный банк Таджикистана осуществляет контроль над валютными потоками с целью защиты платёжного баланса и стабилизации курса национальной валюты. В числе положительных моментов реализуемой валютной политики выступают стабилизация курса сомони в 2022–2023 гг. за счёт валютных интервенций; введение электронного контроля экспортной выручки; борьба с теневыми валютными операциями [4, с.185].
В числе же недостатков: административные ограничения на оборот валюты затрудняют деятельность экспортно ориентированных МСП; разрыв между официальным и рыночным курсом; долларизация и зависимость от денежных переводов мигрантов (свыше 35 % от ВВП).
При оценке эффективности институциональных мер, можно отметить, что в стране действуют ключевые институты ВЭД: Министерство экономического развития и торговли, Таможенная служба, Национальный банк страны, Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан; запущена автоматизированная система «Единое окно» в таможне; улучшены позиции Таджикистана в рейтинге Doing Business (до отмены рейтинга в 2021 году) — по показателю «международная торговля» страна показывала постепенный прогресс. В числе основных проблем можно отметить: недостаточная межведомственная координация; слабое взаимодействие с частным сектором; отсутствие единых экспортных стратегий по секторам; бюрократия и коррупция при сертификации и таможенном оформлении.
Оценка показывает, что Таджикистан использует все возможные ключевые инструменты государственного регулирования ВЭД, однако их эффективность остаётся ограниченной по следующим причинам: сохраняется импортозависимость и узость экспортной базы; институциональные барьеры сдерживают развитие торговли; административные методы преобладают над стимулирующими механизмами; низкий уровень диверсификации экспортных рынков и продукций; ограниченная реализация интеграционного потенциала в рамках ВТО, ШОС и двусторонних соглашений.
Для повышения эффективности требуется: переход от контроля к проактивной поддержке экспорта и инвестиций; создание единой национальной экспортной стратегии; развитие цифровой инфраструктуры ВЭД; улучшение технической базы сертификации; активизация публично-частного диалога и учёт интересов бизнеса.
Литература:
- Каримова, М. Т. Внешнеторговая деятельность Республики Таджикистан: проблемы, перспективы / М. Т. Каримова, А. А. Носирзода // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. — 2024. — Т. 15, № 4(66). — С. 275–284. — EDN JSSSBG.
- Каримова, М. Т. Экономическая интеграция стран Центральноазиатского региона / М. Т. Каримова, К. Адолати // Таджикистан и современный мир. — 2022. — № 2(78). — С. 150–158. — EDN RGNUHF.
- Каримова, М. Т. Механизм обеспечения безопасности во внешнеэкономической деятельности в ряде стран мира / М. Т. Каримова, Ч. Р. Хасанов // Вестник ПИТТУ имени академика М. С. Осими. — 2022. — № 3(24). — С. 59–71. — EDN HERWRM.
- Каримова, М. Т. Глобальная экономическая обстановка и общие условия экономического развития Таджикистана в рамках ШОС / М. Т. Каримова // Экономика Таджикистана. — 2022. — № 4–2. — С. 184–189. — EDN JPBGQE.