Использование интерактивной песочницы как средства развития зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития
Авторы: Волобуева Юлия Витальевна, Жаркова Оксана Григорьевна, Посохова Мария Михайловна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
CII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2025)
Дата публикации: 22.04.2025
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Волобуева, Ю. В. Использование интерактивной песочницы как средства развития зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития / Ю. В. Волобуева, О. Г. Жаркова, М. М. Посохова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/536/18932/ (дата обращения: 24.04.2025).
Препринт статьи
Важным условием формирования личности является успешное сенсорное развитие. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное сенсорное развития детей, совершенствование ориентировки в окружающем пространстве. Особо важную роль в данном процессе играет зрительное восприятие, так как это достаточно сложный, системный, многоуровневый психический процесс, уровень и качество развития которого во многом определяет качество развития познавательной сферы ребенка в целом.
Коррекция зрительных форм восприятия является одним из основных составляющих элементов дошкольного воспитания детей с задержкой психического развития, так как его недоразвитие может повлечь за собой достаточно тяжёлые последствия, среди которых: недоразвитие всех высших психических функций, и, следовательно, снижение интеллектуальной и социальной деятельности в целом [2].
Так как в последние годы количество детей с задержкой психического развития неуклонно увеличивается, специалистами дошкольного учреждения переосмысливаются цели и задачи, содержание и технологии обучения и развития, а также встает вопрос о поиске новых форм и методов коррекционной деятельности. К одной из инновационных форм работы с детьми с задержкой психического развития специалисты относят применение интерактивной песочницы в совместной коррекционно-развивающей работе воспитателей и учителя-логопеда. Так как работа с такими детьми требует особой подготовки и терпения, им необходима мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к коррекционно-развивающим занятиям.
В связи с реализацией Федеральной адаптированной образовательной программы в образовательном процессе произошли значительные изменения, в основном это заключается в инновационном подходе к организации коррекционно-образовательной деятельности дошкольников с ЗПР. Интерактивная песочница является современным и уникальным развивающим элементом, отвечающим всем требованиям, предъявляемым развивающему оборудованию при организации образовательном процессе с детьми с ЗПР.
Интерактивная песочница — это современный продукт, предназначенный для полноценного и разностороннего развития детей, песочница оснащена современным оборудованием и программным обеспечением, которое создает на песке эффект дополненной реальности [4].
Использование интерактивной песочницы в коррекционной деятельности, является уникальным средством для развития психических процессов у детей дошкольного возраста с ЗПР. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма детской деятельности. Эта среда способна заинтересовать , отвлечь, расслабить дошкольника, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.
В нашем детском саду реализуется система коррекционной деятельности по использованию интерактивной песочницы в совместной коррекционно-развивающей работе воспитателей и учителя-логопеда, как средство развития зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития, реализовывалась поэтапно:
1. Подготовительный этап. Цель: создание естественной стимулирующей среды по развитию сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности у детей с задержкой психического развития.
На данном этапе работы, была организована развивающая предметно-пространственная среда с использованием интерактивной песочницы в группе компенсирующей направленности, которая способствует развитию зрительного восприятия у дошкольников в игровой форме. Система коррекционной деятельности реализовывалась в соответствии с направлениями детской деятельности, при создании игр для детей с задержкой психического развития по развитию познавательных и психических процессов. Внутри каждого направления определены этапы развивающих комплексов в модели «от простого к сложному», разработанплан реализации специалистами детского сада игр и упражнений с использованием интерактивной песочницы [1].
2. Основной этап. Цель: воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей естественного развития ребёнка, активизация развития всех высших психических функций: зрительного восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, наглядно-образное мышления, пространственных представлений; вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности со сверстниками.
На основном этапе с детьми организовывалась игровая деятельность с применением интерактивной песочницы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Игры в песочнице разбиты в соответствии с индивидуальными возможностями детей, так же игры можно выбирать исходя из нужного режима интерактивной песочницы. Используются такие режимы как «Природа», «Формы и цвета», «Художник», «Сокровища», «Мемори», «Мультфильмы». В нескольких режимах, возможно создать самостоятельно игру на нужную тему в конструкторе программ. Рекомендуется так же использовать различные фигурки для песка, что позволит дополнить реальность. Работа с интерактивной песочницей ориентирована как на проведение индивидуальных занятий, так, и на групповые по 2–3 человека.
Режим «Формы и цвета». На песочнице проецируются фигуры различного размера: квадрат ‒ треугольник ‒ круг ‒ звезда. Все фигуры отличаются по размеру и цвету. Дети знакомятся с их разновидностями, изучают формы и размеры, узнают основные цвета спектра, пробуют различать их по тону и насыщенности. В этом режиме можно использовать следующие игры: «Пуговицы» (разложить пуговицы по форме и размеру), «Обведи и раскрась фигуры», «Найди одинаковые фигуры». Режим «Мемори», игра «Поймай шарик», цель: формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, размер), пространственной ориентировки; способности к концентрации и переключению внимания; развитие межполушарных связей. Детям предлагается рассмотреть игровое поле, по которому летают шарики, и назвать их цвета. После предлагается ловить шарики, которые улетели у продавца. Дети ударяют ладонью по песку, лопая эти шары.
Организация коррекционной деятельности строится на основе определенной структуры: I. Вводная часть: приветствие, сюрпризный момент. Происходит введение в игровую среду, для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления, проблемная ситуация. Обсуждение правил работы с песком. II. Основная часть 1. Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности. 2. Игры и упражнения, направленные на развитие высших психических функций (зрительное восприятия, внимание, память, мышление). III. Заключительная часть занятия: 1. Подведение итогов. 2. Упражнение на релаксацию. Рефлексия. Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях 3. Ритуал прощания [3].
3. Заключительный этап. Цель: повысить педагогическую грамотность педагогов по вопросам применения интерактивной песочницы с детьми с задержкой психического развития.
На данном этапе был проведен мастер-класс для воспитателей детского сада на тему: «Использование интерактивной песочницы в работе над развитием зрительного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями». На котором педагогам было рассказано про интерактивное оборудование (песочница), которое помогает детям с задержкой психического развития познавать окружающим мир, благодаря которому у них развиваются высшие психические функции (восприятии, внимание, память).
Таким образом, эффективность совместной коррекционной деятельности воспитателей и учителя-логопеда во многом зависит от выбранных форм и методов работы с детьми с задержкой психического развития . Предложенная система коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития , с использованием интерактивной песочницы, влияет на развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности у детей, побуждает их к активным действиям и концентрации внимания, что способствует развитию высших психических функций.
Литература:
1. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. — 2007. — № 1. — с. 50
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии . — СПб.: Речь, 2007. — С.23–27.
3. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Авторы-сост.: Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н. Н. Поддьяков, Е. В. Зворыгина. — М.: Линка-Пресс, 1998. — 328 с
4. Одарченко Ю. Н. Использование интерактивной песочницы в ДОУ / Ю. Н. Одарченко // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 491–494.