Техническая инновационика как теоретическая модель научного обеспечения производства локомотивов
Авторы: Воробьев Владимир Иванович, Бондаренко Денис Андреевич, Товпеко Никита Игоревич
Рубрика: 7. Машиностроение
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Современные тенденции технических наук» (Казань, октябрь 2015)
Дата публикации: 04.10.2015
Статья просмотрена: 83 раза
Библиографическое описание:
Воробьев, В. И. Техническая инновационика как теоретическая модель научного обеспечения производства локомотивов / В. И. Воробьев, Д. А. Бондаренко, Н. И. Товпеко. — Текст : непосредственный // Современные тенденции технических наук : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 50-51. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/163/8812/ (дата обращения: 15.11.2024).
Трудности создания новых отечественных локомотивов (2ТЭ25К, ЭП10 и других) свидетельствуют о необходимости перехода от описательных теорий проектирования машин к единой объяснительной теории. Предлагается использовать теоретическую модель, названную технической инновационикой [1–4], структура которой представлена на схеме Рис.1.
Рис.1. Общая структура технической инновационики
Обобщение частных проблем, возникающих вследствие ошибок проектирования и случаев косности при создании новой техники, позволило определить общую проблемную ситуацию — чем больше степень новизны создаваемой машины, тем больше трудностей при ее создании, тем выше риск неудачи проекта, — и объект исследований — деятельность при проектировании новой техники. Теоретическая модель основана на базовых положениях, в соответствии с которыми проектирование рассматривается как информационная технология, обеспечивающая управление производством для выпуска новой продукции для достижения конкурентных преимуществ, в форме перехода от научных знаний к формализованным техническим решениям. В соответствии с этими положениями, в качестве основного объяснения причины ошибок проектирования назван невыявленный дефицит информации, отсюда косность рассматривается как стихийная реакция на возможность таких ошибок и роста риска срыва работы, а степень новизны машины определяется степенью дефицита информации, требуемой для создания проекта. Введено новое понятие унинформации — информационного описания тех количественных и качественных знаний, которых не хватает для работы над проектом, своевременное выявление унинформации позволяет определить объем необходимых исследований и избежать ошибок. Данная теоретическая модель позволяет прогнозировать, что решение поставленной Президентом РФ задачи снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции возможно только при условии решения следующих задач: непосредственной интеграции изобретательского творчества в процесс проектирования машин и освоения производством машин, повышения продуктивности инженерного анализа для еще не созданных машин в период проектирования последних и создания эффективных методов принятия решений в условиях недостатка информации, требуемой для создания новой машины.
Для решения этих задач на основе принятой теоретической модели созданы следующие методики:
- общий метод синтеза алгоритмов решения изобретательских задач;
- метод непараметрического прогнозирования развития конструктивных схем;
- метод создания новых технических концепций;
- метод синтеза новых методик эксперимента при недостатке опыта в требуемой области исследований;
- метод анализа логики рационального выбора технических решений (анализ «know-why»);
- вариант метода базовой точки для оптимизации тягового привода локомотива.
На основе указанных методик предложены новые конструкции, на ряд которых получены патенты на изобретения и полезные модели, или положительные решения.
Полученные результаты показывают практическую пригодность использования технической инновационики как теоретической модели научного обеспечения производства локомотивов.
Литература:
1. Техническая инновационика. Методы изобретательского творчества: монография / [О. В. Измеров и др.]. — Орел: Госуниверситет — УНПК, 2011. — 149 с.
2. Техническая инновационика. Проектирование конкурентоспособных машин: монография / [О. В. Измеров и др.]; под ред. чл.-кор. Академии электротехн. наук Рос. Федерации, д-ра техн. наук, проф. А. С. Космодамианского. — Орел: Госуниверситет — УНПК, 2013. — 415 с.
3. Техническая инновационика. Проблемы инженерного анализа технических систем: монография / [О. В. Измеров и др.]; под ред. чл.-кор. Академии электротехн. наук Рос. Федерации, д-ра техн. наук, проф. А. С. Космодамианского. — Орел: Госуниверситет — УНПК, 2013. — 261 с.
4. Техническая инновационика. Рациональный выбор технических решений при проектировании: монография / [О. В. Измеров и др.]; под ред. О. В. Измерова. — Орел: Госуниверситет — УНПК, 2013. — 340 с.