Автоматический комплекс конвейерного типа | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Месропян, А. В. Автоматический комплекс конвейерного типа / А. В. Месропян, Э. И. Рафикова. — Текст : непосредственный // Технические науки: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 142-145. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/2/202/ (дата обращения: 16.11.2024).

Актуальной проблемой, в связи с ростом автопарка в современных мегаполисах, является организация автоматической мойки, отвечающей современным требованиям промышленной и экологической безопасности. Одной из перспективных технологий автомоечного бизнеса является бесконтактная конвейерная мойка.

Конвейеры отличаются от портальных автоматических моек тем, что обслуживаемые автомобили перемещаются вдоль моющего оборудования по конвейерной ленте. Фрикционные материалы заменяются струей воды и моющими средствами, которые удовлетворяют требования эффективности и экологической безопасности [1].

Конвейерные мойки предназначены для обслуживания плотного потока клиентов за относительно короткое время. Преимуществом данной мойки также является минимальное вмешательство человека, высокое качество мытья и широкий выбор программ мытья автомобиля, комплект которых каждый выбирает по-своему желанию.

В настоящее время наибольшей известностью пользуются производители автомоечного оборудования из США и Европы. В первую очередь, это компании WashTec (Германия) и Tammermatic (Финляндия). Их линейка конвейерных моек одна из самых широких на рынке. В России моечные конвейеры от этих производителей зарекомендовали себя исключительно положительно [2].

Рынок высокопроизводительных конвейерных моек в России только формируется и занимает лишь 10% от всего объема, в то время как в Европе такие мойки занимают более 70% рынка профильных услуг. Однако за последние несколько лет спрос на данное оборудование значительно возрос.

Для соблюдения экологических требований предъявляемых к автомоечным комплексам, а также для повышения экономических показателей работы, оборудование подключается к системе оборотного водоснабжения. Применение системы рециркуляции позволяет существенно снизить потребление чистой воды.

Системы оборотного водоснабжения позволяют многократно использовать
80 – 95% исходной воды и исключить сброс сточных вод в окружающую среду. Чистую воду добавляют в систему только для восполнения потерь (5 – 20% от всей используемой воды).

В российских условиях бесконтактная автоматическая мойка никогда не даст такого же результата качества мойки, как автоматическая мойка со щетками. Качество мойки будет очень сильно зависеть от применяемых химических реагентов, но даже лучшие реагенты не смогут обеспечить качество, аналогичное щеточным мойкам. Поэтому более рационально использовать струйно-щеточные автоматические установки. Также для обеспечения максимального качества мойки необходимо осуществлять подогрев воды и использовать реагенты для «смягчения» воды.

Все типы моечных установок по своей конструкции отвечают общепринятому наиболее рациональному технологическому процессу мойки автомобилей [3].

На рисунке 1 представлены все этапы мойки автомобиля.

  1. Врезка1Предварительная обработка. После въезда машины на мойку, на ее поверхность наносится жидкое вспененное щелочное моющее средство.

  2. Нанесение моющего средства и обработка под давлением. Затем повторно наносится вспененное смачивающее моющее средство с низким pH непосредственно перед первым компонентом фрикционной мойки. Одновременно с этим на колеса и шины наносится некислотный растворитель. Это тоже жидкое вспененное моющее средство, которое наносится через две напольных установки с каждой стороны, расположенных на расстоянии одного метра. Все смывается водой под высоким давлением, чтобы на автомобиле не оставалось мелких частиц.

  3. Фрикционный блок мойки. На следующем этапе машина попадает в блок фрикционной мойки. На въезде в этот блок на автомобиль наносится трехцветная пена, которая выполняет две функции: дает возможность фрикционным материалам плавно двигаться по поверхности машины, мойка становится более щадящей и придает кузову дополнительный блеск.

  4. Мойка под высоким давлением. После правильного нанесения нужного количества моющих средств с высоким и низким pH проходит достаточно времени, чтобы разорвать сцепление дорожной грязи и краски. Действие фрикционных материалов помогает нанести моющее средство во все углубления и щели. Система мойки под высоким давлением легко удаляет грязь. Очень важно тщательно смыть все щелочные средства. Любые его остатки помешают процессу ополаскивания и сушки.

  5. Полное ополаскивание. Первичная сушка машины осуществляется при ополаскивании: наносится вещество для сушки и проникающая полироль, которые затем смывается чистой водой. У этого этапа две задачи: удалить с поверхности автомобиля, зеркал и всех углублений моющее средство, чтобы оно не проступило при сушке; собрать воду в капли, чтобы она быстрее стекала.

На ополаскивание – как и на все остальное на автоматической мойке – сильно влияет скорость конвейера и качество воды. Средство для смягчения воды и различное оборудование поможет решить проблемы с пятнами от капель воды.

  1. Сушка. Мощная система сушки совмещает сопла различного типа для большего эффекта и меньшей платы за электроэнергию.

Выполнение всех операций при мойке автомобиля, в зависимости от его типа, занимает от 4 до 6 мин (рисунок 2).

Врезка2По результатам обзора технической литературы была разработана принципиальная гидравлическая схема автоматической конвейерной мойки (рисунок 3). Она представляет собой замкнутую систему рециркуляции воды.

Врезка3Из открытого гидробака (ГБ1) многоступенчатый центробежный насос (Н1) с номинальным давлением 4,7 МПа подает чистую воду в четвертый и седьмой контуры на арки обработки под высоким давлением, а центробежный насос (Н2) с номинальным давлением 0,9 МПа качает воду в первый, второй, третий, пятый, шестой, восьмой и девятый контуры. Необходимо поставить предохранительный клапан (КП1, КП2) после насоса (Н1, Н2).

Автомобиль проходит все стадии мойки последовательно, поэтому моющая жидкость должна подаваться на все арки поэтапно, но так как в мойке может находиться несколько автомобилей, то возникает необходимость одновременной работы нескольких гидролиний. Для этого на каждой гидравлической линии стоит регулируемый электроуправляемый кран (К1, К2, К3, К4, К5, К6, К7, К8, К9) с автоматическим включением и выключением подачи воды на конкретную арку. Также на первом, втором, третьем, пятом, шестом, восьмом, девятом контурах необходимо подавать воду с разным давлением исходя из технологического назначения арки. Это обеспечивается редукционным клапаном (КР1, КР2, КР3, КР5, КР6, КР8, КР9) и контролируется датчиком давления (ДД1, ДД2, ДД3, ДД4, ДД5, ДД6, ДД7, ДД8, ДД9). На четвертом и седьмом контурах многоступенчатый центробежный насос (Н1) обеспечивает подачу моющей жидкости под давлением, необходимым для арки обработки автомобиля под высоким давлением. На первом, втором, третьем, шестом, девятом контурах установлены дозаторы (ДЖ1, ДЖ2, ДЖ3, ДЖ4, ДЖ5), в которых находятся щелочные химикаты.

После мойки автомобиля отработанная вода поступает в гидробак сточных вод (ГБ2), откуда она откачивается дренажным погружным центробежным насосом (Н3) в систему водоочистки (СВ). Затем из СВ 85% очищенной воды попадает в резервуар с чистой водой (ГБ1). Для восполнения потерь воды после очистки к гидробаку (ГБ1) подводится водопроводная труба. Подача чистой воды регулируется автоматическим краном КР10.

В заключении стоит отметить, что мойка автомобиля нужна не только с эстетической точки зрения. Она действительно способна продлить жизнь автомобилю – грязь снижает жизнеспособность многих деталей и узлов. Конвейерная мойка не только позволяет обеспечить высокое качество мытья, минимальное вмешательство человека, широкий выбор программ мытья автомобиля и высокую скорость обслуживания, но и способствует улучшению экологической ситуации в крупных городах.


Литература:

  1. Туннельные мойки высокой производительности. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://tommycarwash.com/theprogram/tt.htm.

  2. Современная АЗС, июнь 2007. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://avidenterprises.ru/titles_avik.htm. - Имеется печатный аналог.

  3. Гибридные туннели. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.bestwash.ru/resources/.


Основные термины (генерируются автоматически): чистая вода, высокое давление, мойка, автоматическая мойка, мойка автомобиля, моющее средство, многоступенчатый центробежный насос, номинальное давление, оборотное водоснабжение, фрикционная мойка.