Существующий опыт в разработке моделей деятельности образовательных учреждений
Автор: Краевский Ян Петрович
Рубрика: 1. Информатика и кибернетика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1176 раз
Библиографическое описание:
Краевский, Я. П. Существующий опыт в разработке моделей деятельности образовательных учреждений / Я. П. Краевский. — Текст : непосредственный // Технические науки: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/2/92/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время информационные технологии постепенно внедряют в ВУЗы и применяют там для совершенствования и автоматизации бизнес-процессов, а так же для разработки моделей деятельности образовательных учреждений (ОУ). Это происходит под влиянием руководства ВУЗов или на альтруистической основе преподавателей технических дисциплин, что позволяет образовательным учреждениям быть более конкурентоспособными.
Рассмотрим такие внедрения в образовательный процесс на примерах некоторых ВУЗах страны. 1) Ивановский государственный энергетический университет описал свою обновленную структуру (Рис.1), ориентированную на реализацию философии всеобщего (комплексного, тотального) управления качеством университета. В этой структуре выделены две группы элементов [1]:
2) На факультете высоких технологий Ростовского государственного университета внедрение информационных технологий в образовательный процесс нашло свое применение в системе генерации расписания [3].
Правильно составленное и оптимизированное расписание занятий позволяет сохранить высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, четверти, сессии. Для системы генерации расписаний (СГР) занятий на факультете высоких технологий входными параметрами являются: учебный план и банк аудиторий, а выходными – оптимизированное расписание. В качестве управляющих факторов приходятся ограничения, налагаемые на систему и непосредственно алгоритм эвристического поиска, используемый для создания системы на программном уровне, а механизмами (ресурсами, необходимыми для проведения работы) выступают аппаратное обеспечение, программное обеспечение и непосредственно персонал. Взаимодействие системы с внешней средой показано в виде контекстной SADT-диаграммы (Рис.2).
Рис.2. Контекстная диаграмма процесса генерации расписаний
Функциональная декомпозиция процесса происходит в среде BPwin. В процессе компоновки расписания данные неоднократно анализируются и проверяются. На первом этапе экспертами анализируются информация о преподавателях и банк аудиторий, при этом учитывается условие отсутствия окон у преподавателей и допустимая загруженность аудиторий. После каждого сеанса декомпозиции проводятся сеансы экспертизы - эксперты предметной области указывают на соответствие реальных процессов созданным диаграммам. Найденные несоответствия исправляются, и только после прохождения экспертизы без замечаний можно приступать к следующему сеансу декомпозиции. Так достигается соответствие модели реальным процессам на любом и каждом уровне модели.
Логическая модель составления и оптимизации расписания полученная в среде ERwin представлена на рис.3.
Рис.3Логическая модель «составления и оптимизации расписания»
Как видно из диаграммы, зависимыми сущностями являются: расписание; нагрузка; группа; а независимыми: преподаватели; учебный план; аудитории. При этом все связи между сущностями отражают отношение один-ко-многим.
Успешное создание модели расписания стимулировало факультет высоких технологий РГУ на дальнейшую работу. Целью данной работы является создание базы данных (БД) «Абитуриент», которая позволит автоматизировать работу технического секретаря приемной комиссии факультета высоких технологий РГУ [2].
При работе с большим числом людей приёмной комиссии приходится иметь дело с огромным количеством информации, поэтому возникает необходимость структурирования и организации сбора, хранения, обработки, анализа и эффективного доступа к накопленным данным.
Проанализировав работу центральной приемной комиссии РГУ и использовав описание информационных процессов, протекающих в ней, в среде BPwin разработана контекстная модель работы приемной комиссии и проведена ее декомпозиция (Рис. 4).
Рис.4. Диаграмма декомпозиции БД «Абитуриент»
На следующем этапе на основе полученных моделей в среде ERWin разработаны логическая и физическая структура БД.
Использование проектируемой БД позволит не только автоматизировать работу секретаря приемной комиссии, но и проводить анализ результатов вступительных испытаний для выявления целевой аудитории.
Использование совместно программных инструментов BPwin и ERwin помогает правильно оценить стоящие задачи, предложить адекватное решение и разработать центральную часть любой информационной системы - базу данных. Эти инструменты позволяют сконцентрироваться на собственно разработке системы и снизить потери времени, которые обычно происходят при согласовании моделей со специалистами предметной области. Кроме того, использование этих инструментов дает возможность получить набор полностью документированных и согласованных моделей, что в значительной степени облегчит поддержку созданных систем в будущем, а также может быть повторно использовано при разработке других систем.
Литература:
1. Автоматизированная система управления качеством вуза // ИГЭУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isuct.ru/konf/kachestvo/reshma1.pdf
2. Корохова Е.В., Фоменко Е.С., Козуб Ю.А. Анализ и проектирование базы данных «Абитуриент»// Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r51206/tez_2005.pdf
3. Чурсин А.В., Бордюгов А.С. Система генерации расписания занятий факультета высоких технологий // Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r51206/tez_2005.pdf