Антропометрические исследования стоп детей школьного возраста
Авторы: Узакова Лайло Палвановна, Абдурахманова Фируза Абдуфармановна, Мухаммедова Мадина Олимовна
Рубрика: 11. Легкая промышленность
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Технические науки в России и за рубежом» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 14.10.2016
Статья просмотрена: 445 раз
Библиографическое описание:
Узакова, Л. П. Антропометрические исследования стоп детей школьного возраста / Л. П. Узакова, Ф. А. Абдурахманова, М. О. Мухаммедова. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/228/11171/ (дата обращения: 19.12.2024).
Для получения объективных антропометрических данных, необходимых создания рациональной конструкции профилактической детской обуви нами были проведены антропометрические исследования стоп школьников г.Бухары.
Целью проведенных антропометрических исследований стоп школьников являлось:
‒ определение основных антропометрических параметров стоп и сравнения полученных данных с данными проводившихся ранее исследований;
‒ определение характера распределения стоп детей в исследуемом коллективе по значениям основных антропометрических признаков;
‒ выявление закономерностей изменения основных геометрических характеристик детских стоп с возрастом;
‒ обоснование деления на поло-возрастные группы детей школьного возраста;
‒ построение научно-обоснованного размерного ассортимента обуви для детей школьного возраста;
‒ разработка рациональной формы следа колодки детской профилактической обуви;
‒ уточнение значений полугодового прироста стопы по длине и обхвату;
‒ уточнение положения пучков в зависимости от возраста;
‒ определение основных параметров средне-средних стоп для выделенных половозрастных групп;
‒ разработка размерного ассортимента обуви для детей школьного возраста;
‒ обоснование ширины следа колодки в сечении 018Д и 0,68 Д;
‒ получение данных для разработки рациональной формы затяжных колодок для каждой половозрастной группы.
Первоначально, в ходе исследований, нами была проведена статистическая обработка антропометрических данных, полученных при обмере стоп детей начальных классов школ г.Бухары. В ходе проводимых в течение нескольких месяцев обмеров было обследовано более тысяч детей, из них 866 детей в возрасте от 5 до 7 лет, соответствующих дошкольной поло-возрастной группе. Из общего числа детей девочки 5-ти и 6-ти лет составляли — 213 и 209 человек соответственно и мальчики 5-ти и 6-ти лет — 243 и 201 человека соответственно. Были измерены длина стопы и следующие обхваты: в пучках, по прямому взъему и через пятку-сгиб.
В ходе статистической обработки данных с использованием программы MSExcel для следующих признаков: длины стопы, обхвата в пучках, обхвата прямого взъема (табл. 1.) для дошкольной поло-возрастной группы были рассчитаны:
‒ средние значения размерных признаков М;
‒ среднеквадратичные отклонения ег;
‒ ошибка опыта т;
‒ коэффициенты вариации (v)
Таблица 1
Средние значения размерных признаков стоп для дошкольной группы
Размерные признаки |
М± т, мм |
, мм |
v, % |
Длина стопы |
190±0,408 |
12 |
6,3 |
Обхват в пучках |
177±0,396 |
11,64 |
6,6 |
Обхват прямого взъема |
177,6±0,421 |
12,38 |
7,0 |
Обхват через пятку-сгиб |
241±0,59 |
17,4 |
7,2 |
В рамках исследований, проводимых БИТИ по Государственной научно-технической программы ИТД-10 А-10–4 на тему: «Разработка конструкции и технологии изготовления специальной обуви для детей с патологическими отклонениями» на базе 4 школ нами в марте-сентябре 2016г. были проведены антропометрические исследования стоп школьников с 1 по 9 класс. Всего было обмерено 1084 человека. Выборка детей от 7 до 12 лет для каждой половозрастной группы колеблется в пределах от 100 до 126 чел, что обеспечивает ее достоверность.
В ходе проведения обмеров фиксировали фамилию, имя, возраст ребенка, класс, дату обмера. Измерения проводились в положении равномерной опоры на обе стопы. С правой стопы снимали плантограмму. Измерение обхватов проводили с помощью гибкой миллиметровой ленты. Размеры по длине и ширине определяли на плантограмме.
Были определены значения следующих размерных признаков: длина стопы (Д); обхват в середине пучков (Осп); обхват прямого взъема (Опвз); обхват через пятку-сгиб (0сг). По плантограмме определяли ширину стопы по отпечатку (Шоп) и габариту в пятке (Шгп) в сечении 0,18Д, а также ширину стопы по отпечатку (Шоп) и габариту (Шг.пуч) в пучках (в сечении 0,68Д). Полученные данные были обработаны методом вариационной статистики с использованием программы MicrosoftExcel.
Изучение динамики изменения у детей длины стопы, а также основных обхватных и широтных параметров имеет большое практическое и теоретическое значение для определения закономерностей роста и развития детского организма.
На основе данных, полученных в ходе проведенных антропометрических исследований, выявлена закономерность изменения всех основных размеров стопы с возрастом детей. Средняя арифметическая длина стопы у девочек с 6 до 16 лет увеличивается на 49,35 мм (с 199,08 мм до 248,43 мм), у мальчиков на 76,49 мм (с 199,83 мм до 276,32 мм). Наиболее интенсивный рост стопы наблюдается у девочек с 6 до 11 лет и у мальчиков с 7 до 12 лет. Длина стоп мальчиков, больше чем у девочек, хотя в 10–11 лет стопы у мальчиков и девочек различаются незначительно, и разница между длинами стоп составляет (3,85–3,0 мм) (Таблица 2.)
До 11 лет кривые по длине стопы и основным обхватам, как у мальчиков, так и у девочек идут практически параллельно. Начиная с 12 –летнего возраста характер кривых у мальчиков и девочек становится различным. У девочек по длине стопы и по обхватным параметрам наблюдается падение скорости роста и в среднем к 14–15 годам рост стопы прекращается. У мальчиков рост стопы продолжается до 16–18 лет.
Таблица 2
Прирост основных размерных признаков стоп детей школьного возраста по годам
|
Прирост размерного признака по годам, мм |
|||||||||
Возраст |
6–7 |
7–8 |
8–9 |
9–10 |
10–11 |
11–12 |
12–13 |
13–14 |
14–15 |
15–16 |
длина стопы |
||||||||||
Девочки |
5,34 |
6,62 |
9,17 |
9,69 |
9,18 |
2,45 |
4,78 |
0,73 |
0,96 |
0,43 |
Мальчики |
9,4 |
8,59 |
10,23 |
5,7 |
8,33 |
10,34 |
7,51 |
9,94 |
4,72 |
1,76 |
обхват впучках |
||||||||||
Девочки |
3,7 |
4,6 |
5,77 |
7,58 |
7,9 |
3,89 |
3,43 |
2,57 |
1,08 |
0,68 |
Мальчики |
7,13 |
4,75 |
6,78 |
3,26 |
9,63 |
3,11 |
10,3 |
6,28 |
2,58 |
5,73 |
обхват прямого взъема |
||||||||||
Девочки |
4,54 |
4,52 |
4,7 |
8,37 |
6,71 |
2,79 |
3,8 |
2,06 |
1,53 |
0,57 |
Мальчики |
5,83 |
5,08 |
7,52 |
3,01 |
9,68 |
6,52 |
6,93 |
7,05 |
2,82 |
3,55 |
У мальчиков наибольший прирост стопы в первый раз наблюдается в возрасте 8–9 лет (в этот период стопа увеличивается на 10,23 мм), второй — в возрасте 11–12 лет (на 10,34 мм). Мы сравнили полученные нами данные средних значений основных размерных признаков стоп с данными ранее проводимых исследований.
Одной из важных задач определения рациональной внутренней формы обуви и рационального размерного ассортимента является определение параметров средне-средних стоп. В работе были определены параметры средне-средних стоп для объединенных групп школьников (табл.3.)
Таблица 3
Параметры средне-средних стоп для групп школьников
Группа |
Девочки |
Мальчики |
||
Признак |
от 7 до 12 лет |
от 12 до 15 лет |
от 7 до 12 лет |
от 12 до 15 лет |
д |
221 |
245,5 |
226 |
253 |
Ос.п. |
201,6 |
223,6 |
209,5 |
236,5 |
Опр.вз. |
206,2 |
226,3 |
215,7 |
244,5 |
Оп.сг. |
280,4 |
308,8 |
286 |
334,4 |
Шг.п. |
60,5 |
64,8 |
62,8 |
71 |
Шо.п. |
40,3 |
44,7 |
44 |
49,7 |
Шг.пуч |
82,7 |
91,7 |
86 |
97 |
Шо.пуч. |
66,5 |
76 |
69 |
80,4 |
Как было установлено Ю. П. Зыбиным, все параметры стопы связаны между собой по ширине, высоте и обхватам пропорциональной зависимостью. В работе были рассчитаны значения коэффициентов пропорциональности, связывающие значения ширины следа в пятке и пучках со значением обхвата в пучках, а также задающие положение наружного и внутреннего пучка в зависимости от длины для различных параметров для всех от 7 до 12 лет групп школьников.
Таблица 4
Расчет коэффициентов пропорциональности для школьников от 7 до 12 лет
Возраст |
Отношение ширины отпечатка впятке кобхвату впучках |
Отношение ширины отпечатка впучках кобхвату впучках |
Отношение ширины габарита впятке кобхвату впучках |
Отношение ширины габарита в пучках к обхвату в пучках |
Отношение длины до внутреннего пучка кдлине стопы |
Отношение длины до наружного пучка к длине стопы |
Девочки |
||||||
6 |
0,21 |
0,33 |
0,31 |
0,41 |
0,74 |
0,66 |
7 |
0,20 |
0,33 |
0,3 |
0,41 |
0,73 |
0,65 |
8 |
0,21 |
0,33 |
0,3 |
0,41 |
0,73 |
0,65 |
9 |
0,20 |
0,33 |
0,29 |
0,41 |
0,73 |
0,65 |
10 |
0,20 |
0,33 |
0,29 |
0,41 |
0,73 |
0,64 |
11 |
0,20 |
0,33 |
0,29 |
0,41 |
0,73 |
0,65 |
12 |
0,21 |
0,34 |
0,29 |
0,41 |
0,72 |
0,64 |
Мальчики |
||||||
6 |
0,21 |
0,33 |
0,31 |
0,43 |
0,74 |
0,66 |
7 |
0,21 |
0,33 |
0,3 |
0,41 |
0,73 |
0,65 |
8 |
0,2 |
0,33 |
0,3 |
0,41 |
0,73 |
0,65 |
9 |
0,2 |
0,34 |
0,3 |
0,41 |
0,73 |
0,65 |
10 |
0,2 |
0,33 |
0,3 |
0,41 |
0,72 |
0,64 |
11 |
0,21 |
0,33 |
0,3 |
0,41 |
0,73 |
0,65 |
12 |
0,21 |
0,34 |
0,3 |
0,41 |
0,73 |
0,64 |
Литература:
- Барановская И. А. Совершенствование размерного ассортимента детской кожаной обуви. Дис.... к.т.н. М, 2003. 147 с.
- Фукин В. А., Киселев С. Ю. Проектирование технологической оснастки обувного производства, Учебное пособие.-М.:ИИЦМГУДТ, 2003