Выбор метода антропометрических исследований стоп детей с патологическими отклонениями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Узакова, Л. П. Выбор метода антропометрических исследований стоп детей с патологическими отклонениями / Л. П. Узакова, Ф. А. Абдурахманова, М. О. Мухаммедова. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/228/11172/ (дата обращения: 16.11.2024).



Обоснование рациональной формы следа профилактической обуви и обуви повышенной комфортности невозможно без рассмотрения широкого круга вопросов, связанных с анатомией и физиологией стопы. К их числу относятся: особенности анатомического строения стопы взрослых и детей; изменения размеров и формы стопы под действием нагрузки и высоты приподнятости пятки; определение месторасположения выкладки продольного свода на следе колодки и ее оптимальных параметров для профилактической и комфортной обуви; изменения толщины мягких тканей плантарной поверхности стопы под влиянием нагрузки. Для изучения этих вопросов необходимо вначале выбрать методы получения исходных данных о стопе, которые будут применяться в работе.

Понятие «патология стоп» есть собирательный термин, характеризующий количественные и качественные нарушения параметров опорно-двигательной системы нижних конечностей человека, вызывающие дискомфорт, боль, кожные и сосудистые нарушения стопы. Есть патологии стоп ярко выраженные. Например, Вы обращали внимание, когда идёте в людском потоке, что подавляющее количество людей либо косолапят, либо их ноги внутрь «заваливаются». И это уже не впечатление, а фактическое наблюдение — людей с патологиями стоп больше, чем здоровых людей. Почему так? В чём причины?

Ортопедическая патология делится на две примерно равные группы по количеству. Одну составляют врожденные деформации скелета и наследственные заболевания, приводящие к системным нарушениям, другую — приобретенная патология. Кроме того, отклонения от нормального развития могут быть следствием сочетания индивидуальных особенностей, которые ребенку по наследству передают родители. К ним относятся конституция, строение тканей, обмен веществ и прочее. Например, ребенок рождается с большим весом и ростом, что само по себе не является патологией, но в сочетании с определенной формой нижних конечностей фактор избыточного веса может привести к деформации стоп на этапе вставания малыша на ноги и в начале ходьбы.

Выраженные врожденные деформации чаще выявляются сразу после рождения, но нередко они проявляются позже, в процессе роста. Уже в первые недели жизни у ребенка возможны приобретенные отклонения костно-мышечной системы: последствия родовой травмы, воспалительных заболеваний, измененного обмена веществ, нарушения функций внутренних органов. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был осмотрен врачом-ортопедом в месячном возрасте.

Неврологические отклонения. Врожденная деформация стоп относится к числу наиболее распространенных ортопедических заболеваний. По частоте занимает одно из первых мест среди патологий опорно-двигательного профиля (25–30 %), уступая по частоте лишь врожденному вывиху бедра.

Пяточная установка стоп является одной из наиболее частых и легких форм патологии у маленьких детей и возникает как следствие их особого фиксированного положения в период внутриутробного развития. При этой патологии стопы находятся в положении тыльного сгибания в голеностопных суставах, иногда в сочетании как с их приведением, так и с отведением.

Со стороны нижних конечностей, связанные с родовой травмой поясничного отдела или с нарушением развития спинного мозга в пояснично-крестцовом отделе, проявляются асимметричным тонусом мышц и различными функциональными нарушениями положения стоп: они отклоняются кнаружи от средней позиции, занимают пяточное положение или обратное ему, когда стопы опущены в подошвенную сторону.

Приведенные стопы часто проявляются лишь к одному месяцу жизни, и родители узнают об этом от врача-ортопеда на первом осмотре. Суть деформации заключается в отклонении вовнутрь переднего отдела по отношению к пятке и закруглении наружного края стопы. Это отчетливо видно со стороны подошвы. Первый межпальцевый промежуток расширен, а первый палец «смотрит» вовнутрь. Некоторые принимают данную деформацию за косолапость, но это не так, поскольку в этом случае отсутствуют нарушения соотношения костей стопы, нет ограничения подвижности в голеностопных суставах и т. д.

Врожденная косолапость более тяжелая деформация стоп с изменением формы и положения костей, укорочением всех мягких тканей по задней и внутренней поверхностям голени и стопы (типичные случаи). У мальчиков она встречается чаще, чем у девочек. В некоторых случаях косолапость передается по наследству. Такое порочное положение стопы или не устраняется одномоментно, или устраняется с большим трудом. Именно этот факт позволяет отличить нетяжелую косолапость от функциональных расстройств, связанных с преобладанием тонуса отдельных мышц.

При врожденной косолапости стопа несколько уменьшена в размерах, поскольку изменены процессы ее кровоснабжения и окостенения. Всегда нарушены движения в голеностопном суставе.

Косолапость может быть следствием неправильного развития спинного мозга на уровне пояснично-крестцового отдела. В таких случаях отмечается парадоксальная работа мышечных групп, постепенно развивается их атрофия и к школьному возрасту вся конечность укорачивается в целом на 1–2 см.

Типичная врожденная косолапость в большинстве случаев полностью излечивается на первом году жизни без каких-либо хирургических вмешательств.

Приобретённые патологии стоп. В связи с разными заболеваниями могут возникнуть деформации скелета.

Чаще других наблюдаются рахитические искривления конечностей и позвоночника. Они связаны с нагрузкой на размягченные рахитом кости. Большая часть приобретенных вследствие рахита искривлений бесследно исчезает самостоятельно в процессе роста при условии ранней нормализации обмена кальция и фосфора в организме и применении других лечебных мероприятий: лечебного массажа, специальных физических упражнений, солевых или хвойных ванн.

Значительное уменьшение О-образных искривлений или их полное исправление происходит к 5–6 годам жизни ребенка.

Сложнее обстоят дела только с Х-образной формой ног. С одной стороны, она нарушает правильное развитие стоп, поскольку центр тяжести тела смещается дальше внутрь от внутреннего края стоп, а с другой — хуже самостоятельно исправляется. Для того чтобы поддержать стопы и способствовать нормализации оси конечностей, детям необходимо длительно носить жесткую ортопедическую обувь или ортопедические стельки-супинаторы, которые приподнимают внутренние края стоп.

К школьному возрасту у ребёнка формируются продольные и поперечные своды стоп. Появляется ненагружаемое подсводное пространство с внутренней стороны, как у взрослого, что свидетельствует о формировании продольного свода стопы, а округлость у основания пальцев характеризует наличие поперечного свода стопы.

Почему именно в этом возрасте детям полезно бегать босиком по траве?

Осуществляется массаж ступней ног, где находятся много активных точек, при воздействии на которые укрепляется здоровье и лечатся многие болезни сердца, почек, печени и др.

Дополнительно: со ступней удаляется ненужные отмершие клетки. Ступни становятся более здоровыми, упругими, красивыми, загорелыми. Они начинают дышать, между пальцев исчезает опрелость. Уменьшается риск подцепить грибковую инфекцию.

Наши прадеды ходили босиком. У них было не только с ногами всё в порядке, но и со здоровьем. При этом они ходили босиком и по улице, и по земле, и по траве. Причём всегда босиком даже в самую дождливую погоду, а это считается важным моментом в закаливании организма.

Если лето ребенок проводит на даче или в деревне, то пусть бегает босиком столько, сколько захочет. В лечебных целях лучше всего ходить по скошенной траве или по мелкой гальке. Это дает наибольший эффект в связи с воздействием на активные точки стопы. Ведь на стопе человека расположены зоны, которые представляют собой проекцию практически всех внутренних органов и коры головного мозга человека. В рефлексотерапии активно используют эти зоны воздействуя на них разными методами, включая точечный массаж и иглоукалывание. За счет дополнительной стимуляции стоп улучшается циркуляция крови в ногах, активизируется работа внутренних органов. Никаких противопоказаний для ходьбы босиком не существует. Ведь это не что иное, как самомассаж.

Статическое плоскостопие чаще всего обусловлено слабостью капсулярно-связочного и мышечного аппаратов стоп и большой нагрузкой на них, особенно при избыточном весе ребенка. Уменьшение сводов постепенно нарастает и приводит к усталости ног, болям в икроножных мышцах после длительной нагрузки. Походка ребенка становится тяжелой, он не успевает в быстроте за своими сверстниками, превращается в «увальня» и «неумеху». Уменьшение рессорной функции стоп отражается и на состоянии всего скелета, особенно позвоночника, усиливаются уже имеющиеся патологии.

Важно своевременно стабилизировать плоскостопие, предупредить деформацию пальцев стоп. Детям с плоскостопием необходимо носить стельки-супинаторы или ортопедические стельки, формирующие своды. В тех случаях, когда не только снижена высота сводов, но и имеется неправильная установка стоп, назначается врачом-ортопедом ортопедическая обувь или индивидуальные ортопедические стельки. Обязательным условием лечения являются тренировка мышц голеней и стоп. С этой целью применяются различные тренажеры, массажеры, лечебная физкультура на массажных ковриках, контрастные ванны, физиотерапевтические процедуры.

Патологии стопы при статической недостаточности:

продольное плоскостопие — опускание вниз продольного свода стопы

поперечное плоскостопие — распластанный передний отдел стопы

продольно-поперечно плоскостопие — комбинированный вариант

плоско-вальгусная деформация стоп — определенное снижение высоты обоих сводов стопы и искривление её оси, при этом пятка и пальцы смотрят наружу, а вот средний отдел стопы завален внутрь

С целью выбора метода антропометрических исследований были рассмотрены наиболее распространенные методы получения исходной информации о стопе. В настоящее время, при обмерах и исследованиях стоп наибольшее применение получили метрические методы измерений (линейные и объемные), плантографический метод, метод гипсования, метод получения сечений с помощью контурографов, фотографический, рентгенологический, баропо-дометрический.

При проведении антропометрических исследований часто используется плантографический метод, являющийся одним из наиболее доступных при массовых исследованиях стоп. Получаемые с его помощью плантограммы, отражают все особенности строения стопы и позволяют получать как дискретные, так и аналоговые ее характеристики.

С помощью метода плантографии можно получить контуры отпечатка и габарита стопы, определить наличие деформаций стопы. При всей простоте метода он очень информативен, т. к. плантограмма является необходимой исходной информацией для проектирования следа колодки и дает возможность оценки состояния стопы по целому ряду коэффициентов.

В тоже время, плантограмма стопы дает представление о форме и размерах мягкого свода в горизонтальной плоскости, что лишь отчасти позволяет судить о высоте костного свода.

Широкий спектр существующих методов получения информации о стопе делает возможным выбор метода, наиболее подходящего для конкретной задачи, а внедрение компьютерных технологий повышает точность и эффективность измерений.

Литература:

1. Распространенность патологии/ Андрианов В. В.- Организация ортопедической и травматологической помощи детям, Л.: 1988

2. Рекомендации по проектированию вкладных ортопедических стелек для детей (на подбор) / И. К. Горелова, Ю. Б. Голубева, Е. И. Скирмонт -СПбНИП, СПб, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): стопа, ребенок, внутренний край стоп, врожденная косолапость, патология стоп, патология стопы, пояснично-крестцовый отдел, продольный свод стопы, родовая травма, спинной мозг.

Похожие статьи

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Изучение топографических знаков с детьми и подростками с ментальными нарушениями

Программа коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование игр и упражнений нейрогимнастики для детей 5–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи

Профилактика фонематических форм дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями с использованием игровых методов

Оценка результатов хирургической коррекции гипотрофии молочных желез

Развитие детей с ОВЗ посредством кинезиологических упражнений

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы

Подходы к реабилитации пациенток с соматическими и психоэмоциональными нарушениями последствий репродуктивных потерь

Похожие статьи

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Изучение топографических знаков с детьми и подростками с ментальными нарушениями

Программа коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование игр и упражнений нейрогимнастики для детей 5–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи

Профилактика фонематических форм дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями с использованием игровых методов

Оценка результатов хирургической коррекции гипотрофии молочных желез

Развитие детей с ОВЗ посредством кинезиологических упражнений

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы

Подходы к реабилитации пациенток с соматическими и психоэмоциональными нарушениями последствий репродуктивных потерь