Комфортная городская среда: дворовые пространства
Автор: Пушкарева Анна Сергеевна
Рубрика: 10. Архитектура
Опубликовано в
Дата публикации: 10.01.2019
Статья просмотрена: 8653 раза
Библиографическое описание:
Пушкарева, А. С. Комфортная городская среда: дворовые пространства / А. С. Пушкарева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы технических наук : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/324/14776/ (дата обращения: 15.11.2024).
Дворовая территория — это прежде всего комфортная и безопасная территория для повседневного отдыха жителей (тихий отдых, занятие спортом, общение), пространство, где дети впервые знакомятся с городской средой (развивающие и обучающие игры, активные игры, общение со сверстниками), участок, где формируется локальное общество.
Ключевые слова: дворовая территория, тихий отдых, площадка, активный отдых, дворовое пространство, живая изгородь, комфортная среда
В статье проанализированы проблемы благоустройства дворовых пространств России опираясь на опыт реализации программы «Комфортная городская среда», которая стартовала в 2017 году. Приступая к работе с дворовым пространством, архитектору прежде всего нужно понимать для кого делается та или иная среда. Кем являются пользователи дворовых территорий, чем они будут заниматься во дворе? Для того, чтобы понять, чего хотят жители дома, в котором будет вестись благоустройство следует провести встречу с инициативными жителями или провести опрос. Первая группа как правило — пенсионеры (тихий отдых), вторая группа — взрослые с детьми (активное времяпрепровождение, прогулки, игры с детьми), третья группа — взрослые (общение, занятие спортом, утренние пробежки, прогулки), четвертая группа — молодые люди (занятие спортом, активный отдых), пятая группа — дети (от 0–7 лет обучающие игры, от 7–15 лет активные обучающие игры, общение), шестая группа — автомобилисты (парковка автомобилей, проезды). Выявив пользователей пространства, можно сделать выводы о том, какое зонирование будет учтено при проектировании дворовой территории. В общем случае, можно выделить пять основных функциональных зон территорий дворов: 1. Зона тихого отдыха (рекреационные площадки, пергольные беседки, удаленные лавочки, столики, с низким шумовыми характеристиками); 2. Зона активного отдыха (сюда можно отнести детские и спортивные площадки с высокой шумовым характером); 3. Хозяйственная зона (часть дворовой территории для размещения площадок ТБО, подземных баков, баков для раздельного сбора мусора); 4. Автомобильная парковка (экопарковка); 5. Зона придомовой территории (входная зона). [1, с 1–5]
В российских города выявлен ряд проблем на примере существующих дворовых пространств. На первом месте: неорганизованные парковочные места, хаотичная парковка, (чаще всего жители дворов вынуждены размещать свои автомобили у придомовых территорий за неимением парковочного места); вторая проблема: отсутствие или плохое состояние МАФ (отсутствие оборудования для маломобильных групп населения); третья проблема: Плохое состояние покрытий дворовой территории (асфальтовое покрытие, плиточное покрытие, резиновое покрытие детской или спортивной площадки); четвертая проблема: Низкий уровень безопасности территории (чаще всего из-за отсутствия освещения); и наконец, пятая проблема: Низкий уровень функционального зонирования (отсутствие площадок для выгула животных и тд.).
Решением данных проблем станет прежде всего формирование двора с помощью озеленения участка (деревья, живая изгородь), таким образом произойдет четкое деление границ дворового пространства от городской территории. Для того чтобы освободить придомовую территорию (перед окнами дома) или около площадок отдыха (активного или тихого) от парковки, необходима локализация парковочных мест — (плоскостная парковка, экопарковка, гостевая парковка) — количество парковочных мест обсуждается совместно с жителями двора. Оснащение детских и спортивных площадок так же обсуждается с жителями.
Рис. 1–2. «Возможно, лучшая детская площадка в российских дворах», Бунинские луга, г. Москва, varlamov.ru
Детские и спортивные площадки должны соответствовать интересам различных групп населения и от части быть уникальными в своем роде (Рис. 1–2.), например: детская площадка для детей от 0–3 лет и от 3–7 лет, при необходимости может быть объединена (возможное размещение оборудования: тематические игровые комплексы развивающие игровые элементы и т. д.), отдельные площадки активного отдыха для детей от 7–12 лет, от 12–15 лет (игровые комплексы активных игр, качель «гнездо», настольные игры, места для общения детей и т. д.). Учесть пожелания жителей по поводу покрытия дворовой территории (дворовые проезды, пешеходные тротуары и т. д.). Организовать достаточное освещение двора — это способствует повышению безопасности и комфортности территории (придомовое освещение, освещение детских и спортивных площадок, освещение зон тихого отдыха, фонари проездов и т. д.). Для обустройства площадок для отдыха взрослых следует предусмотреть размещение как и тихого отдыха, так и для занятия спортом (воркаут, площадки для настольного тенниса, площадки для настольных игр). Организовать безбарьерную пешеходную среду для маломобильных групп населения (пандусы, тактильные плитки и т. д.). Все площадки должны быть размещены с учетом норм и правил. [2, с. 1–2]
Озеленение дворовой территории способствует общему повышению климатического комфорта жителей. Этому способствует высадка новых деревьев (защита от шума и ветра), защита от солнечных лучей, также защита от выхлопных газов (деревья, живая изгородь). Существующие деревья, пни, кусты, которые необходимо удалить, пересадить (аварийные и т. д.), вносят в акт обследования зеленых насаждений, после этого подлежат удалению и т. д.
Пример концепции благоустройства дворовой территории, вошедший в программу реализации «Комфортная городская среда 2018" — г. Шахты ул. Творческая 4В-Майская 33, 33А, 33Б. При разработке проекта дворовой территории в основу концепции заложен принцип правильного деления пространства, в частности это игровая зона с внедрением длинного пешеходного пути в виде «змейки» которое огибает детское игровое пространство. Этот пешеходный путь позволят жителям двора устроить себе длительную и разнообразную (визуальное и тактильное обустройство пути) прогулку и оценить разную степень озеленения территории (на примере: газона, кустарников, цветников). В прогулочном маршруте размещаются площадки тихого отдыха, спортивного отдыха. Были учтены пожелания жителей по поводу парковки у каждого подъезда, плюс размещение парковочных мест для маломобильных групп населения. Плавные перетекающие формы по всей территории двора пересекаются с большим процентом озеленения, а также предложен вариант размещения зеленых насаждений с учетом пожеланий (выбранный ассортимент древесных растений) жителей территории.
Подведя итоги о проблемах благоустройства дворовых территорий российских городов и их решению — архитектору, проектировщику необходимо иметь четкое представление о разработке проекта благоустройства от «А до Я». Прежде всего, это определение типологии двора, опрос — кем являются жители двора, чем они будут заниматься, что они хотят видеть в своем дворе, грамотное функциональное зонирование территории, разработка концепции (дизайн-проекта) совместно с инициативными жителями двора, утверждение проекта с жителями двора (учет всех требований и пожеланий), и наконец, реализация проекта и авторский контроль.
Литература:
1. Основные принципы благоустройства дворовых территорий. «КБ Стрелка» г. Москва, 2017 год
2. СП 82.13330.2016 Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10–75, г. Москва, 2016 год
Ключевые слова
активный отдых, дворовая территория, тихий отдых, площадка, дворовое пространство, живая изгородь, комфортная средаПохожие статьи
Комфортная городская среда для развития физической культуры и спорта
Статья посвящена анализу влияния городской среды на развитие физической культуры и спорта. В ней рассматриваются факторы, которые способствуют созданию комфортных условий для занятий спортом в городе, такие как наличие спортивных площадок, зеленых зо...
Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста
Предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на познавательное развитие и умственную активность ребенка. Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную, воспитательную, организаци...
Экологическая тропа и творческая деятельность учащихся
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая ...
Использование детского дизайна в построении образовательного пространства в дошкольной образовательной организации
Под развивающей предметно-пространственной средой подразумеваются не только материалы и оборудование к различным видам образовательной деятельности детей дошкольного возраста, но в правильно оформленные холлы, рекреации, коридоры, лестничные пролеты ...
Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО
В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...
Буккроссинг в дошкольной образовательной организации
В этой статье обсуждается буккроссинг в дошкольной образовательной организации, поскольку одной из приоритетных задач социального и коммуникативного развития детей является развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и ...
Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося
Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...
Существующая типология и классификация рекреационных зон
В статье рассматривается типология и классификация рекреационных зон, основанная на посещаемости и удалённости от жилых построек. Выделяют три типа зон: ближняя, средняя и дальняя. В городах и пригородной местности рекреационные зоны специально выдел...
Детский сад и семья: новые грани взаимодействия
В данной статье рассматриваются новые грани взаимодействия детского сада и семьи, которые предполагают обмен мыслями, чувствами, переживаниями; направлены на повышение педагогической культуры родителей (сообщение им знаний, формирование педагогически...
Адаптивная образовательная среда для детей мигрантов в русскоязычных школах
В статье рассматриваются условия адаптации детей мигрантов к общеобразовательным русскоязычным школам. Стрессовые условия вхождения в детский ученический коллектив, социокультурная и учебная дезадаптация детей мигрантов должны быть учтены в реализаци...
Похожие статьи
Комфортная городская среда для развития физической культуры и спорта
Статья посвящена анализу влияния городской среды на развитие физической культуры и спорта. В ней рассматриваются факторы, которые способствуют созданию комфортных условий для занятий спортом в городе, такие как наличие спортивных площадок, зеленых зо...
Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста
Предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на познавательное развитие и умственную активность ребенка. Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную, воспитательную, организаци...
Экологическая тропа и творческая деятельность учащихся
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая ...
Использование детского дизайна в построении образовательного пространства в дошкольной образовательной организации
Под развивающей предметно-пространственной средой подразумеваются не только материалы и оборудование к различным видам образовательной деятельности детей дошкольного возраста, но в правильно оформленные холлы, рекреации, коридоры, лестничные пролеты ...
Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО
В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...
Буккроссинг в дошкольной образовательной организации
В этой статье обсуждается буккроссинг в дошкольной образовательной организации, поскольку одной из приоритетных задач социального и коммуникативного развития детей является развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и ...
Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося
Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...
Существующая типология и классификация рекреационных зон
В статье рассматривается типология и классификация рекреационных зон, основанная на посещаемости и удалённости от жилых построек. Выделяют три типа зон: ближняя, средняя и дальняя. В городах и пригородной местности рекреационные зоны специально выдел...
Детский сад и семья: новые грани взаимодействия
В данной статье рассматриваются новые грани взаимодействия детского сада и семьи, которые предполагают обмен мыслями, чувствами, переживаниями; направлены на повышение педагогической культуры родителей (сообщение им знаний, формирование педагогически...
Адаптивная образовательная среда для детей мигрантов в русскоязычных школах
В статье рассматриваются условия адаптации детей мигрантов к общеобразовательным русскоязычным школам. Стрессовые условия вхождения в детский ученический коллектив, социокультурная и учебная дезадаптация детей мигрантов должны быть учтены в реализаци...