Перспектива проектного управления в практике работы дистанций метрополитена | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Беликова, М. В. Перспектива проектного управления в практике работы дистанций метрополитена / М. В. Беликова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы технических наук : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/324/14819/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья рассматривает особенности системы электроснабжения московского метро. Автор поднимает проблему интеграции технических, технологических и организационных факторов повышения эффективности работы на отдельных участках хозяйственной деятельности метрополитена. Автор предлагает снизить технические риски подразделений разработкой проекта организационных изменений в работе дистанций, опираясь на методологию проектного менеджмента.

Ключевые слова: энергосистема метро, служба электроснабжения, дистанция, управление рисками, проектный менеджмент.

Московский метрополитен — это важная часть транспортной системы мегаполиса. Современное «метро» представляет собой сложное инженерно-техническое сооружение. Являясь главной транспортной артерией Москвы, метрополитен выполняет основную функцию — осуществляет надёжную и безопасную перевозку пассажиров, число которых неуклонно растёт, скорость передвижения возрастает, мобильность движения пассажиров расширяется, обеспечивая быструю доставку жителей из одного района Москвы и области в другой.

Вместе с тем перспективы развития ГУП «Московский Метрополитен»» определяются стратегией инновационного прорыва, заданного импульсом нового технологического уклада. Как показывает статистика, ежедневно по 13 линиям метрополитена, общей протяженностью 346 километров с 222 станциями пропускается более 10,6 тысяч поездов. Вагонный парк насчитывает более 5 тысяч, из которых формируется более пятисот составов. По интенсивности движения, надежности и объема перевозок Московский метрополитен стабильно занимает ведущее место в мире. Он в первой тройке метрополитенов мира практически по всем показателям. На современном этапе стратегическим направлением развития метрополитена следует рассматривать масштабное строительство новых линий и ввод новых станций. На 30 августа 2018 г. количество станций составило 222 единицы.

Метрополитен — технически сложное и организационно разветвленное структурное образование. Любая неисправность может привести к нарушению ритма транспортной системы города. Обеспечение режима эксплуатационной деятельности и безопасности движения поездов требует содержания всех сооружений и устройств метрополитена в исправности. В Московском метрополитене действует более 15 служб, среди которых важное место занимает Служба электроснабжения [1].

Деятельность Московского метрополитена требует больших затрат электроэнергии. В настоящее время ежегодное потребление электроэнергии метрополитеном превышает 1,9 млрд кВт-ч. Служба обеспечивает освещение станций и тоннелей, работу светофоров, регулирование движения поездов, эскалаторов, функционирование вентиляции, системы связи, часовых механизмов и пр.

Размеры и основные характеристики электросетевого комплекса, находящегося во распоряжении метрополитена, представляют собой энергонезависимую систему со своей распределительной сетью, подключённой к нескольким подстанциям [2]. Электроснабжение метрополитена обеспечивают 313 подстанций. Кабельная сеть собственных и находящихся на внешнем обслуживании службы линий, проложенных открытым способом в тоннелях, коллекторах, шахтах и под платформами станций, имеет протяжённость более 25,2 тыс. километров.

38 наземных и одна подземная тяговые подстанции преобразуют переменный токи 10 кВ в постоянный 825В для питания электроподвижного состава метрополитена. Для питания эскалаторов, электромеханических установок, устройств управления движением поездов, сигнализации и связи, освещения и сетей механизации работ действуют 122 совмещённые тягово-понизительные подстанции. Они преобразуют переменный ток 10 кВ (20 кВ) в постоянный напряжением 825В для питания электроподвижного состава. Для питания эскалаторов, электромеханических установок, устройств управления движением поездов, сигнализации и связи, освещения и сетей механизации152 понизительные подстанции преобразуют переменный ток напряжением 10 кВ (20 кВ) в переменный, напряжением 400В, 230В и 127 В.

Кроме подстанций и кабельных сетей специалисты Службы электроснабжения ответственны за содержание осветительного хозяйства станций, вестибюлей, тоннелей и притоннельных сооружений. Это более 584,8 тыс. осветительных приборов, распределительных сетей, силовых и распределительных сборок, комплексов устройств с коммутационной аппаратурой, релейной и микропроцессорной защитой, которые обеспечивают ручное, автоматическое и дистанционное управление оборудованием и присоединениями подстанций.

Надежность функционирования схемы электроснабжения метрополитена обеспечивается техническими и организационными мероприятиями, согласно типовой схеме, как показано на Рис.

https://www.ruscable.ru/other/12-05_s53.jpg

Рис. 1. Типовая схема электроснабжения участка линии метрополитена: СТП — совмещённая тягово-понизительная подстанция, КП — кабельная перемычка (линия связи с другой подстанцией)

Техническое обслуживание электрооборудования и сетей Службы электроснабжения включает в себя полный комплекс работ для поддержания их в рабочем состоянии — от осмотров до капитального ремонта. Все виды технического обслуживания выполняются специалистами службы в полном соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и периодичностью планово-предупредительных ремонтов и других нормативных документов, действующих на метрополитене [3]. На каждой из девяти дистанций энергоснабжения имеются подразделения, выполняющие текущее обслуживание кабельных линий на закреплённых за ними участках, будь то ремонтные работы, испытания или технический надзор при выполнении работ вблизи кабельных линий. В службе имеется Дистанция капитального ремонта № 2, выполняющая капитальный ремонт, замену и прокладку новых кабельных линий.

Эксплуатация электрооборудования сопряжена с процессами технологической и организационной модернизации хозяйственной деятельности метрополитена. Задача качественного обновления технических характеристики системы электроснабжения решается разработкой и внедрением новых устройств. Все подстанции и вводимые в настоящее время понизительные подстанции оборудованы новыми средствами телемеханики [4]. Надёжность работы энергосистемы поддерживается строгим соблюдением технологии обслуживания и ремонта оборудования, устройств и кабельных линий в соответствии с требованиями нормативной документации, своевременным проведением испытаний. Высокую эффективность показали регулярные проведения тепловизионного обследования электроустановок аттестованными работниками лаборатории Службе электроснабжения. В рамках Службы организован Сектор безопасности, что позволяет выявлять дефектные и аварийные места, своевременно выполнять ремонтные работы. Внедрены системы современных защит, в том числе построенных на микропроцессорных устройствах, что повышает надёжность работы оборудования. Важнейшим фактором обеспечения надёжности энергосистемы метрополитена является повышение профессионального уровня знаний работников, а также постоянный контроль выполнения должностных обязанностей. При строительстве новых электрических сетей метрополитена или их реконструкции осваиваются новые технологии, постоянно внедряются современные виды оборудования и кабели с улучшенными характеристиками.

Однако, анализ организационно-технических характеристик работы дистанций позволил выявить совокупность факторов, которые снижают эффективность работы дистанций и требуют ответственных действий со стороны персонала по их предупреждению, а именно в отношении «событий — неисправности», «повреждений», «дефектов». Среди внутренних факторов, влияющих на работу дистанций, в зоне ответственности специалистов выявлены риски:

− неисправности подвижного состава;

− неисправности пути и контактного рельса;

− неисправности устройств электроснабжения;

− неисправности сигнализации, централизации и блокировки;

− неисправности связи;

− неисправности тоннельных сооружений, электромеханических и других устройств;

− затопление;

− пожар;

− действия обслуживающего персонала;

Наиболее серьезными являются риски, в результате которых отменялись 15 и более поездов на полной линии или был допущен перерыв в движении поездов на одном пути перегона продолжительностью 30 минут и более, а также случаи закрытия вестибюля станции в течение 30 минут и более. В ходе исследования были выявлены риски повреждений — оставление в тоннелях или на наземных участках после ночных работ по не закреплению оборудования, инструментов и других предметов, на которые возможен наезд подвижного состава. Нарушения такого рода по вине метрополитена имели следствием нарушения графика движения поездов, отмены одного и более поездов. Также возникновение рисков было связано с объективной природой возможного дефекта — отдельного несоответствия продукции (машины, узла, детали) требованиям, установленным конструкторской (проектной) и/или нормативной документацией.

Снизить риски и, как следствие, повысить эффективность работы дистанций, улучшить технические параметры, а именно сократить количество «событий», то есть неисправностей подвижного состава, пути, контактного рельса, устройств электроснабжения, сигнализации и прочее, а также уменьшить число повреждений, ввиду оставления инструментов или незакрепленного оборудования, мерами трудовой дисциплины было недостаточно. Ввиду опасного характера производства, работники дистанций сознательно и добросовестно выполняли свои трудовые обязанности, добровольно без принуждения соблюдали установленный режим, своевременно и точно исполняли приказы и распоряжения руководства. Механистический тип управления, строгая иерархия подчинения, разделение труда, дисциплинарная ответственность, функциональная специализация, четкие правила работы и должностные инструкции, деперсонализация создавали предпосылки для эффективной работы режимного объекта на принципах рациональности. Для решения задачи повышения эффективности работы дистанций, была использована методология проектного менеджмента.

Опираясь на Руководство по управлению проектами [5], на этапе «инициации» проекта были обоснованы актуальность и целесообразность разработки проекта, направленного на повышение эффективности работы дистанций:

  1. предложение высшего руководства ГУП «Московский метрополитен» и Службы электроснабжения о повышении эффективности работы на участках дистанций, ввиду перспектив и стратегии развития организации;
  2. анализ руководством информации об особенностях внутренней среды организации, ее организационно-технических характеристиках, с ориентиром на масштабное развитие линий и рост количества станции метро;
  3. запрос внешней среды ГУП «Московский метрополитен», появление новых технологий развития общественного транспорта, цифровизации и стандартов обслуживания, изменение потребностей пассажиров в доступности метро и требований к перевозкам пассажиров;
  4. рост авторитета работника Службы электроснабжения, стремление специалистов на участках дистанций поднять значимость своей работы на линиях передачи электроэнергии, состоящих из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными, концевыми муфтами и крепежными деталями, а на маслонаполненных кабельных линиях, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла.

В современных условиях в процесс трудовой деятельности вмешались либеральные тенденции и взгляды, когда в приоритете оказались правовые, организационно-технические, социально-экономические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Запросом на инновации эффективность деятельности была взаимоувязана с развитием индивидуальной инициативы, общественного интереса, социальной ответственности организации, партнерства руководителей и работников, открытости и прозрачности управленческих решений. От активного участия работников в оперативном управлении на соответствующих участках Службы электроснабжения зависит мотивация эффективной работы. Знание и понимание действий руководителей стимулирует трудовую деятельность сотрудников.

Выдвинутая руководством цель повысить эффективность работы дистанций в условиях инноваций, повлекла формирование рабочей группы в структуре сектора безопасности Службы электроснабжения для разработки проекта и формулирования Концепции проекта в логике проектного управления. В Транспортной стратегии развития РФ на период до 2030 года, ведомственных и подведомственных программах, проектное управление включено в сценарии долгосрочного развития транспортной системы страны в целом и ее отдельных подразделений, в том числе ГУП «Московский метрополитен». Международные форумы «Транспорт России», ведущая площадка страны для обсуждения стратегических направлений развития транспорта, включают вопросы проектного управления в свои повестки дня [6].

Литература:

  1. Положение о Службе электроснабжения Дирекции инфраструктуры ГУП «Московский метрополитен» [Документ для служебного пользования] — М.: ГУП Московский метрополитен, 2017–25 с.
  2. Зайченков А. И., Щукин Ю. Г. Особенности электроснабжения Московского метрополитена// «КАБЕЛЬ-news», 2015, № 5
  3. Правила технической эксплуатации метрополитенов Российской федерации Москва, 2016. — 330 с.
  4. Г. И. Логинов Устройства автоматики, телемеханики движения поездов на метрополитене. — М.: ГУП Московский метрополитен, 2006. — 144 с.
  5. Руководство к своду знаний по управлению проектами (PMBOK) 4-е издание. — PMI, 2008.
  6. Выбор критериев и обоснование приоритетных направлений инвестирования проектов по развитию транспортной системы//7 Международный форум «Транспорт России» дек. 2013 г. — М.: Гостиный двор, 2013 [электронный ресурс] — режим доступа: https://transweek.ru/2013/ru/forum/
Основные термины (генерируются автоматически): Московский метрополитен, Служба электроснабжения, движение поездов, капитальный ремонт, переменный ток, подвижной состав, подстанция, проектное управление, проектный менеджмент, эффективность работы дистанций.

Ключевые слова

управление рисками, энергосистема метро, служба электроснабжения, дистанция, проектный менеджмент

Похожие статьи

Системный подход к выбору модели управления изменениями на предприятиях полиграфической отрасли

В статье рассматривается системный подход к поиску моделей управления изменениями на предприятиях полиграфической отрасли. Предложены варианты сохранения устойчивости работы предприятий в условиях постоянно меняющейся экономической среды.

Риск-ориентированный подход к оценке и обеспечению надежности и безопасности функционирования объектов транспортной инфраструктуры

В статье анализируется методология управления ресурсами и рисками на основе анализа надежности объектов железнодорожной инфраструктуры (УРРАН). Сделан вывод о необходимости разработки прикладных метод расчета показателей надежности, безопасности и оц...

Направления повышения эффективности складской деятельности коммерческого предприятия

В статье рассмотрены проблемы складской деятельности коммерческой организации, ранжированные с помощью метода экспертных оценок. Для наиболее значимых проблем предложены направления и алгоритмы решения, позволяющие повысить эффективность складских пр...

Внедрение технологий информационного моделирования в процесс эксплуатации зданий и сооружений

Внедрение технологий информационного моделирования является комплексным проектом, затрагивающим деятельность практически всех служб и отделов эксплуатирующей организации. В рамках данной статьи рассматривается поэтапное внедрение BIM-технологий в эк...

Формирование алгоритма автоматизации работы системы доставки нефтепродуктов на АЗС

Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности системы доставки нефтепродуктов на автозаправочные станции внутри одного региона. Для этого в данной статье рассматривается существующая система доставки нефтепродуктов на АЗС. Выделяются инфор...

Организация технического аудита и моделирование работы железнодорожной станции в зависимости от качества ее ресурсного обеспечения

В статье рассматривается внедрение технического аудита, что позволит более полно и объективно устанавливать непосредственные причины возникновения аварийности на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан. Это достигается за счет оценки не толь...

Методика внедрения информационной системы управления проектами для электросетевых организаций

В статье автор разрабатывает специализированную методику внедрения информационной системы управления проектами в деятельность электросетевых организаций.

Особенности анализа эффективности инвестиционного проекта в строительстве

В работе рассматривается исследование теоретических основ анализа эффективности инвестиционных проектов и их практическое применение, а также разработка предложений по повышению эффективности строительных проектов.

Методы оценки конкурентоспособности транспортного рынка

В статье рассматриваются научно-методологические подходы к решению проблемам анализа конкуренции и конкурентоспособности на транспортном рынке. Характеристика конкурентных структур, исследованы факторы повышения конкурентоспособности.

Оценка эффективности процессов проектной строительной организации

В статье рассмотрены особенности оценки эффективности процессов проектной строительной организации. Предложена авторская классификация процессов и комплекс показателей для их анализа.

Похожие статьи

Системный подход к выбору модели управления изменениями на предприятиях полиграфической отрасли

В статье рассматривается системный подход к поиску моделей управления изменениями на предприятиях полиграфической отрасли. Предложены варианты сохранения устойчивости работы предприятий в условиях постоянно меняющейся экономической среды.

Риск-ориентированный подход к оценке и обеспечению надежности и безопасности функционирования объектов транспортной инфраструктуры

В статье анализируется методология управления ресурсами и рисками на основе анализа надежности объектов железнодорожной инфраструктуры (УРРАН). Сделан вывод о необходимости разработки прикладных метод расчета показателей надежности, безопасности и оц...

Направления повышения эффективности складской деятельности коммерческого предприятия

В статье рассмотрены проблемы складской деятельности коммерческой организации, ранжированные с помощью метода экспертных оценок. Для наиболее значимых проблем предложены направления и алгоритмы решения, позволяющие повысить эффективность складских пр...

Внедрение технологий информационного моделирования в процесс эксплуатации зданий и сооружений

Внедрение технологий информационного моделирования является комплексным проектом, затрагивающим деятельность практически всех служб и отделов эксплуатирующей организации. В рамках данной статьи рассматривается поэтапное внедрение BIM-технологий в эк...

Формирование алгоритма автоматизации работы системы доставки нефтепродуктов на АЗС

Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности системы доставки нефтепродуктов на автозаправочные станции внутри одного региона. Для этого в данной статье рассматривается существующая система доставки нефтепродуктов на АЗС. Выделяются инфор...

Организация технического аудита и моделирование работы железнодорожной станции в зависимости от качества ее ресурсного обеспечения

В статье рассматривается внедрение технического аудита, что позволит более полно и объективно устанавливать непосредственные причины возникновения аварийности на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан. Это достигается за счет оценки не толь...

Методика внедрения информационной системы управления проектами для электросетевых организаций

В статье автор разрабатывает специализированную методику внедрения информационной системы управления проектами в деятельность электросетевых организаций.

Особенности анализа эффективности инвестиционного проекта в строительстве

В работе рассматривается исследование теоретических основ анализа эффективности инвестиционных проектов и их практическое применение, а также разработка предложений по повышению эффективности строительных проектов.

Методы оценки конкурентоспособности транспортного рынка

В статье рассматриваются научно-методологические подходы к решению проблемам анализа конкуренции и конкурентоспособности на транспортном рынке. Характеристика конкурентных структур, исследованы факторы повышения конкурентоспособности.

Оценка эффективности процессов проектной строительной организации

В статье рассмотрены особенности оценки эффективности процессов проектной строительной организации. Предложена авторская классификация процессов и комплекс показателей для их анализа.