Современное состояние жилищно-коммунального комплекса в РФ и странах ЕС
Автор: Наседкин Владислав Эдуардович
Рубрика: 8. Строительство
Опубликовано в
Дата публикации: 19.05.2019
Статья просмотрена: 1027 раз
Библиографическое описание:
Наседкин, В. Э. Современное состояние жилищно-коммунального комплекса в РФ и странах ЕС / В. Э. Наседкин. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июнь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/332/15094/ (дата обращения: 16.11.2024).
Жилищно-коммунальное хозяйство, является одной из главных отраслей муниципальной экономики. От ее эффективности зависит качество населения в целом. Целью совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания. Таким образом, актуальность исследования заключается в кризисном состоянии жилищно-коммунального комплекса, что способствует изучению тенденций развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства и обоснование экономической целесообразности внедрения информационных технологий на предприятии.
Составление рынка ЖКХ в России — это одно из наиболее сложных направлений социально-экономического реформирования. На протяжении многих лет Жилищно-коммунальная сфера формировалась, как сложная и многоотраслевая система в условиях централизованного управления, в составе которой было порядка 30 видом различной деятельности.
К основным составляющим российского ЖКХ можно отнести содержание и эксплуатацию жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло и электроснабжение, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, содержание и благоустройство территорий и. т.д.В ЖКХ РФ сосредоточено примерно 25 % основных фондов государства, лишь коммунальной энергетикой потребляется больше 20 % электроэнергии и 45 % тепловой энергии. И поэтому реформирование ЖКХ представляется весьма трудным, социально важными болезненным процессом, так как затрагивает все слои людей в стране. Наряду с этим, количество и масштаб существующих проблем в ЖКХ является значимым индикатором нынешнего состояния общества.
К сожалению, как и вся экономика страны, сфера ЖКХ значительно деградировала за последнее время. Для поддержания ее рабочего состояние, на сегодняшний момент, требуется все больше и больше средств. И если учесть тот факт, что в жилищно-коммунальном комплексе страны работает более 52000 предприятий находятся на грани банкротства, не составляет благоприятного исхода сложившейся ситуации.
Высокий уровень обеспеченности России энергоресурсами должен заметно упростить долю коммунальных платежей для отечественных потребителей. Если сравнивать цены на электроэнергию для российский семей, то можно сделать вывод, что на сегодняшний день, этот показатель является самым низким из представленных.
Таблица 1
Внутренние цены на электроэнергию для населения, по данным за 2017 год
Место |
Страна |
Стоимость электроэнергии руб./кВт.ч. |
1 |
Швеция |
7,94 |
2 |
Италия |
7,97 |
3 |
Нидерланды |
6,88 |
4 |
Португалия |
6,76 |
5 |
Франция |
5,23 |
6 |
Германия |
9,89 |
7 |
Испания |
7,51 |
8 |
Чехия |
5,85 |
9 |
Польша |
5,61 |
10 |
Болгария |
3,37 |
11 |
Великобритания |
5,88 |
12 |
Латвия |
4,25 |
13 |
Хорватия |
4,68 |
14 |
Турция |
5,57 |
15 |
Молдова |
3,71 |
16 |
Румыния |
4,27 |
17 |
Белоруссия |
1,01 |
18 |
Россия |
2,17 |
Создание удобных критерий проживания и качества предоставляемых коммунальных услуг основополагающей, как для человека, так и для общества в целом. Следовательно, возникает прямая потребность в реформировании системы ЖКХ, ее переход на абсолютно иную ступень взаимоотношений.
Анализ иностранного опыта к управлению ЖКХ, показывает, что коммунальные услуги тесно связаны с жильем и рассматриваются, как жизненно-важные. Следовательно, обеспечение населения коммунальными услугами всегда будет сопровождаться активным участием органов государства. У стран США, Англии, Франции и Германии возникли четыре общих подхода к регулированию и управлению ЖКХ муниципальных образований и сходятся они в следующем: регулирующие органы определяют правила работы частных предприятий-конкурентов, защищают права потребителей, гарантируют выполнение стандартов качества на жизненно важные услуги.
В России же, дотируемая отрасль и перекрестное субсидирование, является важным критерием, который тормозит применение накопленного за рубежом опыта. В следствии, модель ЖКХ должна содержать основу для удаления данных недостатков из сферы управлению отраслью.
В настоящее время, рыночные отношению базируются на возможной передаче жилого фонда от одной организации к другой. При данной передаче стоит уделить важное внимание передачи информационной поддержке, необходимой для выполнения определенных функций.
На рисунке 1 приведены средние данные жилищно-коммунальных платежей домашних хозяйств России, Чехии и США. Такая выборка стран представляется наиболее удачной, и позволяет осуществить анализ сложившейся ситуации с жилищно-коммунальными платежами, как в государстве классического капитализма, так и постсоветских странах, находящихся на разных уровнях развития.
В странах Восточной Европы с переходной экономикой наиболее высокие доли расходов на ЖКУ у домашних хозяйств Эстонии (10,2 %), Венгрии (10,8 %), Польши (9,9 %). В Австрии эта доля составляет порядка 9,2 %, в Финляндии и Швеции — 3,4–3,7 %.
Рис. 1. Доля жилищно-коммунальных платежей в структуре потребительских расходов домашнего хозяйства за 2018 год. (Россия — голубой цвет, США — оранжевый, Чехия — серый)
Рисунок 1 наглядно иллюстрирует размер доли расходов по оплате коммунальных услуг в России и за рубежом. Так в России эта доля (6,9 %) на сегодняшний день находится на уровне США, но значительно уступает Чехии (10,9 %), не обеспеченной собственными минеральными ресурсами. Однако жилищные расходы среднестатистической чешской (12,3 %) и американской семьи (19,0 %) на порядок превышают аналогичный показатель среднестатистического российского домашнего хозяйства (1,4 %). Так же несоответствие соотношений доли расходов на оплату жилья к доле расходов на коммунальные услуги в России (0,2) и США (2,75). По данному показателю США в 10 раз обгоняет Россию. Эти соотношения показывают национальные приоритеты в жилищных и коммунальных вопросах.
В соответствии с логикой американцев, на первом месте стоит качественное благоустроенное жилье как фундаментальный актив семьи и залог социальной стабильности, а коммунальные услуги являются всего лишь необходимым к нему приложением. В крайнем случае, жилье без коммунальных услуг пригодно к эксплуатации, а коммунальные услуги без их приложения теряют смысл.
Таким образом, на сегодняшний день развитие жилищно-коммунального хозяйства России значительно отстает от зарубежного развития. Долговечность электросетей на сегодняшний день в 2–3 раза ниже, чем за рубежом. В то же время инвестиционная привлекательность отрасли значительно ниже по отношению к зарубежным странам. Повышение цен на электроэнергию в России без решения задачи повышения энерго-эффективности приведет к резкому снижению конкурентоспособности российской промышленности. При этом с учетом высокой степени износа основных фондов в российской промышленности, рост цен на энергию приведет скорее не к снижению энергоемкости производств, а к их закрытию.
Решение проблемы низкой энерго-эффективности требует от государства в первую очередь мер поддерживающего характера, которые бы, в частности, позволили предприятиям направлять дополнительные средства на модернизацию оборудования.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». — СПС «Консультант плюс»
2. Зарукина Е. В. Оценка уровня развития ЖКХ в России [по сравнению с развитыми зарубежными странами] // Муниципальная власть. 2003. — № 6.
3. Щербанин, Ю. Проблемы развития жилищно-коммунальной инфраструктуры России [Электронный ресурс] / Ю. Щербанин // Жилищно-коммунальная инфраструктура. — Режим доступа: http://viktorvoksanaev.narod.ru/02012012.pdf
4. Годовой отчет 2012 [Электронный ресурс]: Жилищная стратегия РФ на период до 2030 года. — Режим доступа: http://ar2012.rzd.ru/development-strategy/transport-development-strategy/
5. Жилищно-коммунальная инфраструктура России [Электронный ресурс] // Российский бизнес форум. — Режим доступа: http://ros.biz/events/railways/
6. Жилищно-коммунальная инфраструктура России [Электронный ресурс] // Транс регион. — Режим доступа: http://trreg.ru/zheleznodorozhnaya-infrastruktura-v-rossii