Структурные особенности построения прецизионной системы управления ветрогенератором | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Айтулина, А. М. Структурные особенности построения прецизионной системы управления ветрогенератором / А. М. Айтулина, В. П. Ивель, Ю. В. Герасимова, Н. Б. Калиаскаров. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июнь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/332/15106/ (дата обращения: 16.10.2024).



Современные ветроэнергетические установки или ветротурбины — это комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, которые преобразуют кинетическую энергию ветра в механическую энергию вращающегося ветроколеса, а затем в электрическую энергию.

Ветротурбины используются для зарядки аккумуляторных батарей может упоминаться как ветер зарядное устройство. Результат более чем тысячелетнего развития ветроэнергетики и современной инженерии, современных ветровых турбин изготавливаются в широком диапазоне вертикальных и горизонтальных осей типов. Общая структура ветротурбины обычно включает следующие блоки [1]:

– ветроколесо, как правило, состоящее из трех лопастей;

– управляемый редуктор;

– ветрогенератор;

– система управления включая датчики измерения скорости ветра, давления и др.

При проектировании ветроустановок надо учитывать следующие их особенности:

– для обеспечения максимальной эффективности работы ветроколеса следует изменять частоту его вращения при изменении скорости ветра, сохраняя постоянным коэффициент быстроходности, в то же время для максимально эффективной работы ветрогенератора необходима практически постоянная частота вращения;

– механические системы управления частотой вращения ветроколеса достаточно сложны и дороги. Гораздо эффективнее и дешевле управлять частотой его вращения, изменяя электрическую нагрузку ветрогенератора;

– оптимальная частота вращения ветроколеса тем меньше, чем больше его радиус, поэтому только очень малые ветроколёса (радиусом не более 2 м) удаётся соединять с генератором напрямую. При больших размерах ветроколеса приходится использовать мультипликаторы, удорожающие ветроустановку и её обслуживание. Альтернативой им могут стать многополюсные ветрогенераторы, работающие при меньших частотах вращения;

– в конструкции ветроустановки предусматривается, как правило, возможность отключения генератора от ветроколеса и вращения его от химического или механического аккумулятора энергии, поэтому систему управления ветрогенератором не связывают с работой ветроколеса. При отсутствии такой связи даже при мягком соединении генератора с ветроколесом необходимы специальные демпфирующие устройства для исключения механических ударов, перегрузок и бросков напряжений на выходе ветрогенератора [2].

Проведенные ранее обширные исследование систем управления ветровых турбин постоянной скорости показали, что значительное увеличение эффективности может быть получено при применении соответствующего контроллера (регулятора) в рамках стратегии нелинейного управления. Программа разработки подобных систем регулирования ветровым турбинам с регулируемой скоростью вращения ветрогенератора в настоящее время является предмет интенсивных исследований. Поэтому данная тема является актуальной [3]. Задачейданного исследования является разработка прецинзионой системы управления ветрогенератором. При решении поставленных задач использованы математический аппарат теории автоматического управления, методы математического моделирования. На рисунке 1 представлена структурная схема системы управления ветроэнергетической установки.

Рис. 1. Структурная схема системы управления ветрогенератором

На рисунке 1 приняты следующие обозначения: ПДЗ — пропорционально-дифференцирующие звенья; ЭДвк — электродвигатель для поворота лопастей ветроколеса; БОМ — блок определения максимального значения мощности ветроколеса; Дωр датчик угловой скорости ротора; ИЗ — интегрирующее звено; Дωк датчик угловой скорости ветроколеса; ВК — ветроколесо (блок умножения); БД — блок дискретизации; РЕД — редуктор (блок умножения); Г — электрогенератор; p — оператор Лапласа; Ст — стабилизатор напряжения; ωзвк — заданная угловая скорость ветроколеса; ωзр — заданная угловая скорость редуктора или электрогегенратора; ωвк — угловая скорость ветроколеса; Pmax(vв) — блок определения максимального значения мощности ветроколеса; vв — скорость ветра; P — мощность ветра; ωр — угловая скорость редуктора; γвк — угол поворота ветроколеса, U — напряжение на выходе генератора.

Устройство управления ветрогенератором включает два контура: контур управления угловой скоростью ротора ветрогенератора и вспомогательный контур стабилизации скорости ветроколеса. Основной контур включает звенья: ПДЗ1 — звено, предназначенное для форсирования процесса управления, ИЗ — блок необходимый для придания переходному процессу апериодических свойств, Дωр –цифровой датчик измерения угловой скорости ротора ветрогенератора, БД — блок, моделирующий дискретный сигнал для управления редуктором, РЕД — редуктор, представляющий собой исполнительный механизм управляющий ротором и Г — звено, моделирующее работу электрогенератора. Вспомогательный контур необходим для регулированием угла поворота лопастей ветроколеса в зависимости от текущей скорости ветра. Контур включает звенья: ПДЗ2 — звено, предназначенное для форсирования процесса управления по вспомогательному контуру, ЭДвк — звено, моделирующее работу электродвигателя для поворота лопастей ветроколеса, Pmax(vв) — блок, моделирующий внешнее воздействие как преобразователь скорости ветра в его мощность, ВК — блок умножения, на который поступают сигналы от блоков ЭДвк и Pmax(vв) и который является моделью ветроколеса. Скорость вращения ветроколеса зависит от двух параметров: угла поворота ветроколеса и скорости ветра и должна поддерживаться на заданном уровне. Передаточная функция электрогенератора служит для получения как угловой скорости ротора ωр, так и выходного напряжения электрогенератора U. Блок Ст выполняет роль стабилизатора выходного напряжения.

Разработка прецизионной системы управления ветроэнергетической установка требует комплексного подхода с учетом множества факторов, важнейшие из которых — вид генератора, режим работы ветрогенератора, система регулирования угла поворота лопастей.

Литература:

  1. Шингисов Б. Т. Обоснование кинематических и конструктивных параметров электропривода генератора ветроустановки // Алматы 2015 г.
  2. http://www.mensh.ru/articles/osobennosti-vetrogeneratorov
  3. Босов Е. А. Построение системы управления и диагностики генераторами ветровой электростанции // Автореферат на магистерскую диссертацию 2006 г.
Основные термины (генерируются автоматически): система управления, Блок, ветрогенератор, вспомогательный контур, звено, структурная схема системы управления, угловая скорость ротора ветрогенератора, форсирование процесса управления.

Похожие статьи

Анализ конструктивных решений по созданию транспортной энергоустановки на базе свободнопоршневого двигателя внутреннего сгорания

Анализ и расчет рациональности разработки универсального твердотопливного котла

Методы повышения тепловой и экологической эффективности энергоустановок с газовыми турбинами

Математические модели и методы обработки информации в системах испытания электрооборудования на надежность

Моделирование функционирования систем регенерации воздуха для расчета их надежности

Системный анализ и синтез интеллектуальных алгоритмов управления АСУДД

Этапы повышения надежности конструкции импульсных реле железнодорожной автоматики

Термодинамическое исследование работы холодильной установки c эффективными теплообменными аппаратами

Анализ методов интенсификации теплообмена в энергетических котлах

Методика сравнительного анализа алгоритмов функций технологического программного обеспечения микропроцессорных систем централизации

Похожие статьи

Анализ конструктивных решений по созданию транспортной энергоустановки на базе свободнопоршневого двигателя внутреннего сгорания

Анализ и расчет рациональности разработки универсального твердотопливного котла

Методы повышения тепловой и экологической эффективности энергоустановок с газовыми турбинами

Математические модели и методы обработки информации в системах испытания электрооборудования на надежность

Моделирование функционирования систем регенерации воздуха для расчета их надежности

Системный анализ и синтез интеллектуальных алгоритмов управления АСУДД

Этапы повышения надежности конструкции импульсных реле железнодорожной автоматики

Термодинамическое исследование работы холодильной установки c эффективными теплообменными аппаратами

Анализ методов интенсификации теплообмена в энергетических котлах

Методика сравнительного анализа алгоритмов функций технологического программного обеспечения микропроцессорных систем централизации