Инфографика как метод визуального анализа данных | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Информатика и кибернетика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Технические науки в России и за рубежом» (Краснодар, июнь 2019)

Дата публикации: 23.05.2019

Статья просмотрена: 464 раза

Библиографическое описание:

Пудовкин, В. В. Инфографика как метод визуального анализа данных / В. В. Пудовкин. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июнь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/332/15108/ (дата обращения: 16.10.2024).



Количество информации, потребляемой человеком, постоянно увеличивается, а её усвояемость находится на низком уровне.

Современному человеку для работы приходится работать с большими массивами данных, которые имеют свойство быстро меняться ввиду высокой динамики и слабой предсказуемости внешней, среды.

Поэтому на сегодняшний день требуется решение по структуризации и визуальной интерпретации данных для повышения эффективности работы с информацией.

Существуют различные методы визуализации данных в различных сферах деятельности такие как, текстовое оформление, графики, изображения. Они, в свою очередь, привязаны к профессиональным обществам и имеют специфические направленности. А во время обмена данными с представителями других профессий, возникают сложности в понимании процессов, демонстрируемых при помощи привычных для специалистов одной области средств. К примеру, некоторые данные могут содержать в себе терминологию и графические элементы, которые понятны только для определенных областей.

Стандартными способами визуального представления информации является текст, графические элементы, цветовое сопровождение. Но иногда данные средства в том виде, в котором они существуют, не всегда отвечают поставленным задачам, представленным данных в той или иной среде. Таким образом, необходимо более четкое изображение данных — их формулировка, для эффективности усвоения информации, которое, как правило, представлено в виде текста. Одним из способов, отвечающим такой задаче, является инфографика.

Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию [1].

Помимо организации данных, различных по своему объёму, инфорграфике присуща способность при помощи имеющихся инструментов отразить динамику объектов во временных и пространственных интервалах, а также показать существующие тенденции протекающих процессов.

Инфографика может быть в виде таблиц, графиков, карты, алгоритма [2]. Кроме того, инфографику можно разделить по подаче информации: сравнение, где важно подчеркнуть разницу исходных и результативных данных, сценарий, где описывается процесс или действие, описывающееся во времени, коллаж, в которой необходимо показать структуру и типы данных. с помощью фрагментов отдельных изображений.

Исходя из возможностей использования различных графических элементов и цвета, важно гармонично их располагать и точно устанавливать взаимосвязь, чтобы инфографика совмещала в себе простоту и содержала в себе изначальную смысловую нагрузку, заложенную автором.

К примеру, существует задача, сформулированная Джоном Стерманом и Линдой Бут Суини. Есть емкость, в которую вливается и одновременно выливается вода [3]. Из условий задачи, следует, изначальное количество воды равно 100 л, а потоки воды имеют разную скорость и разную динамику, представленную на рисунке 1, где по оси Y отложены данные по скорости потоков (в литрах в минуту), а по оси X — время в минутах. Входящий поток воды, изображенный сплошной линией, изменяется неравномерно — линейно убывает с пикового значения в 100 л в минуту до нуля в период с начала до четвертой минуты, далее линейно возрастает с нуля до значения 100 л в минуту с 4-й по 12-ю минуту и затем цикл снова повторяется. В то время, как исходящий поток стабилен на всем отрезке времени и составляет 50 л в минуту. Вопрос: Как меняется количество воды в ванночке в течение времени?

Данная задача решалась с помощью инфографики. На рис. 1 представлен график, в котором ясно изображены две оси: ось Y, отображающая скорость потоков воды (литры в минуту) и ось Х, на которой отмечено время (в минутах).

https://lh3.googleusercontent.com/H05m2w5uATvWQsP7vf1bZ8BWdSgoBOrzNo3vbChfS2J12JdYwPNHGk40ogeCig_PX7LaNu-edtUeKUKoJ45PTiiQOX31YD0CppYaSgXgYIGDe3lUsd6s2VuWZYMd73dRaqiFowoM

Рис. 1. Соотношение входящих и исходящих потоков воды

Помимо этого, на графике четко представлена графическая визуализация входящего потока и исходящего потока воды. Уже исходя из условий задачи, можно понять, что в качестве непрерывной линии изображен входящий поток, который имеет неравномерную скорость и динамику, в то время как исходящий поток представлен пунктирной, параллельной оси Х линией, отображающей стабильность потока. Исходя из вопроса в данной задаче, а именно “Как меняется количество воды в ванночке в течение времени?”, сложно визуально увидеть количественное изменение воды в емкости. По результатам эксперимента, в котором и предлагалось изобразить изменения воды во время движения входящего и исходящего потоков, только 36 % студентов, которым было предложено решить данную задачу, смогли приблизительно найти наиболее корректное решение для изображения графика.

Данную задачу графически можно решить с помощью введения дополнительного графического элемента, а именно — цвета [4]. Цветовое сопровождение на графике имеет цель решить главную проблему в понимании задач такого типа, а именно — процесса аккумуляции (когда баланс входящих и исходящих потоков влияет на количество определенного вещества: будь то входящие и потраченные калории, и накопление жиров или ванночка как в описываемом примере). За всей представляемой на графике информацией теряется понимание общей динамики исследуемого вещества, что может негативно сказаться при принятии решения, основываясь на имеющихся данных. На рис. 2 каждому введенному цвету соответствует некий колеблющийся объём вещества.

https://lh6.googleusercontent.com/8qwZeOFIUda3EK5SLig1dURl7d4k348u45osOcmCGGJ2k8lgqziAiuoGM2EDkWojnTOMZHA3tPWlQ3sEw5Dft27DfXfJb0bV_Mlw20OVwilkKPoULvlJ7zmnXk76Da771cetAxC3

Рис. 2. График с цветовым сопровождением, показывающим уровень воды

Условно: зеленый — 75–100 литров, желтый — 50–75 литров и красный 0–50 литров. Теперь отслеживая динамику входящего и исходящего потока легче отслеживать и уровень воды в емкости, что существенно облегчает помимо понимания еще и время на чтение графически представленной информации.

Ещё одним вариантом изображения уровня воды на графике с помощью цвета можно решить градиентом. На рис. 3 был выбран голубой цвет для градиента, так как этот цвет ассоциативно связан с водой.

https://lh3.googleusercontent.com/LPjmSXtX97hqBPPn3LphbYhnQcm1DcWUBLq3V717IevPdDF5E4dS675GBjJJXaCnUC2B-8FA9zA-aSI5jEJ2kYgGMm82gjDMDm1azHoD0zV4IqinMeYejGO_Es_MUjrzvIWhJLVz

Рис. 3. График с цветовым градиентом

Каждый сегмент обозначает определённый уровень воды, где более тёмным цветом показаны уровни 75–100 л, а светлым — 0–25л. Таким образом, помимо направляющих линий входящего и исходящего потоков, цвет также помогает решить задачу изображения количества воды в емкости.

Множество ресурсов содержат в себе большие объемы информации, которые представлены и в виде текста, и в сопровождаемой, либо самостоятельной инфографике. Таким образом, для эффективности усвоения информации необходимо более четкое изображение данных. Грамотная подача и оформление текста или других графических элементов в виде схем и графиков даёт возможность быстрого прочтения и понимания представленной информации.

Литература:

  1. Newsom, D., Haynes, J. Public Relations Writing: Form & Style. — Cengage Learning, 2010. — 448 p.
  2. Создание инфографики // Web Focus. URL: https://webfocus.by/design/sozdanie-infografiki (дата обращения: 20.04.2019).
  3. Каталевский Д. Ю. Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении: учебное пособие. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательский дом «Дело», 2015. — 496 с.
  4. Советы о выборе палитры для инфографики // Look At Me. URL: http://www.lookatme.ru/mag/live/experience-news/218241-palettes (дата обращения: 20.04.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): исходящий поток, график, данные, минута, уровень воды, цветовое сопровождение, вид текста, течение времени, условие задачи, четкое изображение данных.