Отмена категорий земель
Автор: Блинчиков Никита Вячеславович
Рубрика: 14. Общие вопросы технических наук
Опубликовано в
Дата публикации: 26.12.2019
Статья просмотрена: 716 раз
Библиографическое описание:
Блинчиков, Н. В. Отмена категорий земель / Н. В. Блинчиков. — Текст : непосредственный // Технические науки: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/356/15553/ (дата обращения: 16.11.2024).
Вопрос отмены категорий земель в Российской Федерации обсуждается с переменным успехом на протяжении уже многих лет. Но насколько эта отмена необходима населению и какие плюсы государству она может дать, постараемся разобрать в этой статье.
На данный момент вся территория Российской Федерации поделена на 7 категорий земель, которые указаны в Земельном кодексе Российской Федерации. График распределения земель по категориям представлен на рисунке 1.
Рис. 1. График распределения земель по категориям
Как видно из графика, большую площадь занимают земли сельскохозяйственного назначения, которые представляют для нашего Государства наибольшую ценность.
После категорий земельные участки подразделяются по территориальным зонам. Территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты [1].
Однако, исходя из этого определения, для установления территориальных зон нужны правила землепользования и застройки, которые разрабатываются для городских территорий. Из этого вытекает первая проблема: по современному законодательству, территориальные зоны установлены только для населенных пунктов.
Следующей ступенью деления земель является вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка. ВРИ устанавливается в соответствии с целевым использованием земельного участка. Обновленный классификатор ВРИ вышел в 2019 году и включает в себя более 130 видов разрешенного использования. Однако до 2014 года ВРИ присваивались земельным участкам уполномоченными органами и не имели общей классификации, то есть два земельных участка в разных регионах с одинаковым использованием могли иметь разные наименования видов разрешенного использования. И сейчас эта проблема пока еще сохраняется, так как новые ВРИ применяются только в случае произведения каких-то действий с земельным участком.
То есть, по сути, если отменить категории земель, то получится, что начнется процесс перехода от общего к частному (Рисунок 2).
Рис. 2. Схема деления земель в России
Взамен семи категорий земель авторы последнего законопроекта «О переходе от категорий земель к территориальным зонам» предлагают 18 территориальных зон, которые наиболее полно отражают использование земель. Сравнение категорий земель и территориальных зон представлено в таблице 1.
Таблица 1
Сравнение категорий земель итерриториальных зон
Категории земель |
Территориальные зоны |
Земли сельскохозяйственного назначения |
зоны сельскохозяйственного назначения |
Земли населенных пунктов |
жилые зоны |
Земли промышленности, энергетики, транспорта… |
общественно-деловые зоны |
Земли особо охраняемых территорий и объектов |
производственные зоны |
Земли водного фонда |
зоны рекреационного назначения |
Земли лесного фонда |
зоны ведения садоводства для собственных нужд граждан |
Земли запаса |
зоны сельскохозяйственного назначения для собственных нужд граждан |
природоохранные зоны |
|
зоны историко-культурного назначения |
|
зоны природных лечебных ресурсов |
|
зоны энергетики |
|
зоны транспорта |
|
зоны обеспечения космической деятельности |
|
зоны обеспечения обороны страны и безопасности государства |
|
зоны специального назначения |
|
многоцелевые зоны |
|
зоны лесного фонда |
|
зоны запаса |
Как видно из таблицы 1, многие территориальные зоны по названию схожи с названием категорий земель. Практически все, «отличающиеся» территориальные зоны от категорий, это земли, связанные с населенными пунктами. И это не удивительно, ведь как было сказано ранее, территориальные зоны устанавливаются на территориях населенных пунктов.
Если продолжить идею перехода от общего к частному и представить это в виде числовой схемы деления земель в РФ на «единицы», то результат можно увидеть на рисунке 3.
Рис. 3. Схема деления земель на «единицы»
Также большое опасение при переходе от категорий земель к территориальным зонам вызывает вероятность нарушения сохранности земель сельскохозяйственного назначения. Так как все законы сейчас направлены на охрану именно категории земли сельскохозяйственного назначения, а учитывая специфику нашего государства, новые откорректированные законы могут появиться не сразу. Сельскохозяйственные земли это не единичные пример того, что принятие одного закона потянет за собой необходимость в изменение многих нормативно-правовых актов.
Но с другой стороны, переход к территориальным зонам, возможно, наоборот усилит контроль за землями сельскохозяйственного назначения. Ведь сегодня деление земель на категории утратило свой смысл, так как решающую роль для строительства объекта на тех или иных землях играют виды разрешенного использования. В качестве примера авторы законопроекта указывают: на землях лесного фонда можно вести сельское хозяйство, размещать порты, добывать полезные ископаемые, а на землях сельскохозяйственного назначения осуществлять дачное, а по сути — жилищное строительство.
Получается, что категории земель должным образом не защищают земли сельхозназначения от застройки. Возможно, при должной проработке всех аспектов законопроекта, территориальные зоны смогут оградить по истине ценные земли застройки.
Подвести итог можно сводной таблицей (Таблица 2) из преимуществ и недостатков, в том числе рассмотренных выше.
Таблица 2
Преимущества инедостатки
Преимущества |
Недостатки |
Охрана сельхозземель |
Охрана сельхозземель |
Переход от общего к частному |
Изменения большого числа законопроектов |
Упрощение классификации земель |
Дорогостоящий проект |
Возможность государства заработать на пересмотре кадастровой стоимости |
Время затратный |
Подготовка к переходу только на ВРИ |
Данный закон в случае его принятия потребует большой работы по подготовке к его вступлению в силу, однако, это может понести и свои плоды для государства в целом.
Литература:
- Федеральный закон «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190 // Российская газета. 2004 г. Ст. 3667 с изм. и допол. в ред. от 03.08.2018