Стандарты серии ISO 9000 | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зверинцева, К. М. Стандарты серии ISO 9000 / К. М. Зверинцева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы технических наук : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 12-17. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/367/15715/ (дата обращения: 16.10.2024).



Решением комитета Организации Объединённых Наций (ООН) по координации стандартов в 1946 году была сформирована Международная организация по стандартизации — ISO, начавшая свою деятельность в феврале 1947 года по решению 33 стран об утверждении создания Международной организации по стандартизации.

ISO — является международной федерацией национальных органов по стандартизации более 140 стран, которые включают по стандартизации по одному органу из каждой страны. Для участия в работе ISO национальные органы по стандартизации используют своих внештатных экспертов и штатных специалистов, а именно: научно-исследовательские организации, представители промышленности консалтинговых организаций, общественность и органы власти. (структура ISO представлена на рисунке 1.). Основная цель ISO заключается в «содействии стандартизации в мировом масштабе», для реализации этой цели существуют более 220 технических комитетов, задействованных в различных технических областях.

Главной задачей ISO является формирование и развитие принципов стандартизации и проектирование стандартов на их основе, которые смогли бы посодействовать интеграционным процессам в различных направлениях и областях деятельности. На сегодняшний день, повышается необходимость в использовании общепринятых стандартов, для возможности обеспечения совместимости функционирования различных систем, этим обусловлено существования и развития стандартов ISO. Без стандартов ISO невозможно представить взаимодействие технологий, методов управления, средств и рынков.

Рис. 1. Структура ISO

Система, направленная на разработку стандартов ISO достаточно простая. В создании новых стандартов принимают активное участие организации, активно применяющие в своей деятельности стандарты, такие как производители продукции и услуг, которые нуждаются в объединении их с другой продукцией и услугами. Такие организации являются основными создателями начальных требований к стандарту, которые затем передают все наработки своим представителям по странам в ISO. Международная организация по стандартизации занимается решением вопросов о необходимости исследования и развития новых стандартов. После принятия положительного решения по необходимости разработки новых стандартов, определяется технический комитет, который будет заниматься разработкой проекта стандарта. Разработанный проект стандарта рассылается по комитетам (членам ISO), где подвергается проверке и оценке. После положительной оценки голосования проект принимается и становится стандартом ISO.

Стандарты, которые разрабатывает ISO объединяют в семейства. Таким образом ISO 9000 является семейством стандартов, связанные с качеством, направленные на помощь в разработке, внедрении и обеспечении эффективного функционирования существующих Систем менеджмента качества (СМК) для всех организаций, независимо от размеров, видов и форм собственности.

В 1987 году был разработан основной пакет стандартов ISO 9000, за основу был взят стандарт Британской организации по стандартизации, который берет свое начало от американских стандартов на готовую продукцию MIL-Q-9A58, принятые в 1959 году министерством обороны Соединенных Штатов Америки. Со временем стандарты качества обновлялись.

На данный момент семейство стандартов ISO 9000 состоит из стандартов, приведенных на рис. 2. основополагающими являются:

– ISO 9000:2005 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь».

– ISO 9001:2008 «Система менеджмента качества. Требования».

– ISO 9004:200 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества».

– ISO 19011:2002 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и / или систем экологического менеджмента».

ISO 9000 является основополагающим стандартом для понимания и применения других трех стандартов, в котором раскрываются основные положения и термины.

Рис. 2. Стандарты ISO

ISO 9000 устанавливает основные принципы менеджмента качества которым необходимо руководствоваться для улучшения деятельности организации. Вот несколько основных принципов:

– Ориентация на потребителя. Это означает: необходимость предвидеть, что ожидает получить потребитель (абонент), организовать предоставление услуг на уровне реальных возможностей, вовремя реагировать на ошибки и каждый день идти вперед.

– Вовлечение работников. Судьба организации в той или иной мере зависит от каждого работника, один высший руководитель не сможет произвести все изменения системы качества. Для этого необходимы сотрудники, поддерживающие и осуществляющие перемены.

– Системный подход к менеджменту выражается в том, что организация представляет собой определенную систему взаимосвязанных процессов управления. Для того чтобы обеспечить развитие управления организацией, необходимо рассматривать требования всех сторон, заинтересованных в ее деятельности. Преимущество системного подхода — в так называемом синергетическом эффекте, суть которого в том, что эффективность всей системы значительно выше суммы эффектов отдельных ее составляющих.

– Постоянное улучшение. Стандарт декларирует постоянное улучшение, которое может быть основано как на результатах функционирования СМК, так и на постановке новых целей, предвидении возможных ошибок. Постоянное улучшение — это обязательное условие выживания предприятия в современных условиях.

– Взаимовыгодное отношение с поставщиками. Основные требования, предъявляемые к поставщикам: качество, своевременность, возможность быстро реагировать на новые потребности заказчика.

Таким образом, данные принципы являются своего рода аксиомами, выступают в роли основополагающих требований, которые характеризуют систему менеджмента качества в целом.

Литература:

  1. ГОСТ Р ИСО 9000: 2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  2. Асаул А. Н., Барановская Н. И., Казанский Ю. Н., Клюева В. В., Косолапов Л. А., Панибратов Ю. П., Роботов А. С., Секо Е. В. Экономика строительства. Часть II: Учебник для вузов. — М.: ACB; СПб.: СПбГАСУ, 2004г.
  3. Васильев, В. А. Управление качеством и сертификация / В. А. Васильев, Ш. Н. Каландаришвили, В. А. Новиков, С. А. Одиноков. — М: Интермет Инжиниринг, 2002. — 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ISO, система менеджмента качества, стандарт, международная организация, семейство стандартов, система, системный подход, стандартизация, требование.