Влияние информационных систем управления машиностроительным предприятием на процессные инновации в контексте стандарта ISA-95 | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Информатика и кибернетика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Технические науки: проблемы и перспективы» (Казань, июль 2020)

Дата публикации: 13.06.2020

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Сарапкин, В. Н. Влияние информационных систем управления машиностроительным предприятием на процессные инновации в контексте стандарта ISA-95 / В. Н. Сарапкин. — Текст : непосредственный // Технические науки: проблемы и перспективы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 18-23. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/377/15926/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор пытается определить роль информационных систем управления машиностроительным предприятием, используя стандарт ISA-95 и функциональную модель предприятия.

Ключевые слова: ERP, SCM, CRM, MES, инновация, инновационный менеджмент, информационная система управления, машиностроительное предприятие

Машиностроение — одна из ключевых отраслей российской промышленности. По данным за 2019 год, на машиностроение приходится 12 % объёма выпуска промышленности нашей страны. Хотя данная область важна для научно-технических разработок, всего 8,6 % процентов товаров и услуг относятся к инновациям. [1]

Поэтому, обновление технологической базы данной отрасли современными и перспективными технологиями, разработка инновационных продуктов, повышение конкурентоспособности машиностроения в целом и переход на инновационную модель экономического развития имеет высокое значение в рамках программ, направленных на модернизацию российской экономики. Важное место в этой модернизации занимают процессные инновации, которые позволяют сократить производственные затраты, повысить эффективность применяемого оборудования, улучшить качество продукции и повысить удовлетворенность клиентов.

Важным инструментом для внедрения технологических инноваций являются информационные системы управления предприятием. В общемировой практике системы данного класса перестали быть опциональным решением для повышения конкурентоспособности крупных организаций, превратившись в обязательное условие для их жизнеспособности. В России же на 2019-й год всего 19 % организаций, использующих ERP-системы, против 54 % со стороны Бельгии. В обрабатывающей промышленности этот показатель выше (27 %); однако только 1/3 предприятий используют системы CRM, ERP, SCM. [2] Это является крайне низким показателем, и частично может объяснить статистику по инновациям в машиностроительной среде.

Некоторые авторы [3, 4] стали размышлять о взаимодействии инноваций и корпоративных систем управления с начала двухтысячных, но они изучали возможность внедрения таких систем, как инновации сами по себе, определяя критические факторы успеха для минимальной жизнеспособности системы, они не учитывали новые возможности, которые эти системы могут создавать для инновационной деятельности предприятия после внедрения. Намного успешнее данная проблема была раскрыта в работе [5], в которой автор исследовал метод Agile Innovation на базе информационной системы SAP. Данное исследование касается в основном организационных инноваций и почти не затрагивает процессные.

Целью данной работы является изучение влияния информационных систем управления предприятием на разработку и внедрение процессных инноваций в машиностроительной отрасли.

Для этого следует решить следующие задачи: найти место инновационного менеджмента в функциональной модели предприятия, выделить основные классы систем, взаимодействующие с системой инновационного менеджмента и проанализировать инновационные процессы, на которые влияют ИСУ.

Для определения места информационных систем управления в процессах организации, воспользуемся стандартом ISA-95, главной целью которого является обеспечение возможности взаимодействия корпоративных (как правило, ERP) и производственных (как правило, MES) информационных систем, а также АСУ и PLM.

В данном стандарте задана функциональная модель предприятия, которая помогает отследить функции предприятия, связанные с производственным процессом и потоки данных между этими функциями [6]. В контексте данного исследования нас интересует только фрагмент этой модели, непосредственно связанный с НИОКР и инновациями (Рисунок 1).

Фрагмент функциональной модели «предприятие — система управления» связанный с инновациями.

Рис 1. Фрагмент функциональной модели «предприятие — система управления» связанный с инновациями.

Исходя из данного фрагмента, инновации связанны в первую очередь с функциями обеспечения качества и управления производством. Обе функции входят в оперативный уровень управления предприятием (Уровень 3, по стандарту ISA-95). В таблице 1 указаны системы, которые удовлетворяют потребности данных функций через потоки данных.

Таблица 1

Классы систем оперативного уровня и связанные с ними потоки данных

Класс систем

Потоки данных в фрагменте функциональной модели

MES

Требования к процессам, результаты контроля качества, запрос дефектных ведомостей в ходе производства.

САПР

Требования к изделию, технологические данные.

PDM

Методы изготовления изделий, обратная связь по техническим характеристикам изделий.

Помимо оперативного уровня, в стандарте также задан стратегический уровень (Бизнес-планирование и логистика). К системам данного типа относятся ERP , CRM и SCM . ERP позволяет собирать данные о всех транзакциях внутри предприятия, централизованно хранить эти данные и выполнять обновления в режиме реального времени. SCM системы могут предоставлять информацию для инноваций процессов, сокращая время простоя, сохраняя проанализированные данные о логистике внутри предприятия или выявляя узкие места и недостатки транспортной системы внутри и между цехами. В отличие от них CRM занимаются хранением информации о клиенте и обработкой информации для выстраивания отношений с ним. Данные функции крайне полезны для продуктовых инноваций, при этом не оказывают существенное влияние на процессные инновации, что показало исследование [7], где было проанализирована работа 107 электротехнических и машиностроительных предприятий Китайской Республики. Исходя из проанализированной информации, сопоставим ИСУ с их влиянием на процессные инновации (Таблица 2).

Таблица 2

Сопоставление класса систем с их влиянием на процессные инновации

Класс систем

Уровень в иерархии

Влияние на инновационный менеджмент процессных инноваций

ERP

Уровень 4

Финансово-хозяйственное управление инновационной деятельностью, позволяет организации быть более гибкими на стратегическом уровне и видеть перспективы для инноваций.

MES

Уровень 3

Анализ процессов в цеху, формирование требований к процессным инновациям с учётом инфраструктуры производственной зоны, оптимизация параметров технологических операций

SCM

Уровень 4

Своевременное получение информации о передвижении ресурсов, что позволяет найти слабые места и места простоя.

САПР

Уровень 3

Проектирование новых технологий, адаптация продукции под усовершенствованные процессы, проектирование на основе сформированных требований в цехах.

PDM

Уровень 3

Предоставление информации о методах изготовления изделий, хранение информации о технических операциях и жизненном цикле продукта.

Выводы. В результате исследования нам удалось определить место инновационного менеджмента в функциональной модели предприятия, выявить основные классы ИСУ, влияющие на процессные инновации, а также сформулировать основные процессы инновационного менеджмента, затрагиваемые информационным системами управления машиностроительным предприятием в контексте стандарта ISA-95.

Литература:

  1. Россия в цифрах — 2019 г.: Объём инновационных товаров, работ, услуг организаций по видам экономической деятельности // Росстат
  2. Turovets, Y., & Vishnevskiy, K. (2019). Patterns of digitalisation in machinery-building industries: evidence from Russia, Engineering Management in Production and Services, 11(4), 7–22.
  3. King, S. F. and Burgess, T. F. (2006) 'Beyond critical success factors: A dynamic model of enterprise system innovation', International Journal of Information Management 26(1): 59–69
  4. Srivardhana, T. and Pawlowski, S. D. (2007) 'ERP systems as an enabler of sustained business process innovation: A knowledge-based view', The Journal of Strategic Information Systems 16(1): 51–69.
  5. Lokuge, K. S. P. (2015). Agile Innovation: Innovating with Enterprise Systems. Queensland University of Technology.
  6. ГОСТ Р МЭК 62264–1-2014. Интеграция систем управления предприятием. Часть 1. Модели и терминология.
  7. Lin, R., Chen, R. and Kuan‐Shun Chiu, K. (2010), «Customer relationship management and innovation capability: an empirical study», Industrial Management & Data Systems, Vol. 110
Основные термины (генерируются автоматически): ERP, SCM, CRM, MES, инновационный менеджмент, инновация, информационная система управления, PDM, поток данных, функциональная модель предприятия.

Ключевые слова

инновация, CRM, инновационный менеджмент, ERP, машиностроительное предприятие, SCM, MES, информационная система управления

Похожие статьи

Тенденции информационного менеджмента

В статье автор рассматривает тенденции информационного менеджмента и внедрение информационных технологий в различных компаниях, подчеркивая их влияние на конкурентоспособность и операционную эффективность.

Цифровой менеджмент в управлении проектами

Исследование посвящено характеристике цифрового менеджмента в управлении проектами. Выделены основные преимущества цифрового менеджмента в управлении проектами. Автором отмечены цифровые инструменты и технологии, необходимые для эффективного управлен...

Реализация информационной безопасности на предприятии в условиях Индустрии 4.0

В статье рассмотрены механизмы управления информационной безопасностью на предприятии, влияние информационных технологий (ИТ) на информационную безопасность.

Интеграция автоматизированных систем управления персоналом на предприятии: исследование степени разработанности вопроса и основных проблем внедрения

В статье автор исследует внедрение автоматизированных систем управления в бизнес-процессы предприятия.

Менеджмент рисков информационной безопасности как непрерывный процесс

В данной статье рассматривается риск-менеджмент как непрерывный процесс. Описываются инфраструктура и процесс менеджмента рисков с точки зрения цикла PDCA. Выявляются преимущества внедрения риск-ориентированного подхода в области информационной безоп...

Формирование методологии управления IT-проектами на основании гибкой структуры процесса управления проектами

Исследование посвящено нахождению методологии управления IT-проектами. Выделены основные этапы управления. Автором отмечены технологии и инструменты, необходимые для эффективного управления проектами.

К вопросу о требованиях к моделированию сети деловых процессов на базе IDEF0 в системах менеджмента качества на современном промышленном предприятии

Статья рассматривает применение моделирования по методике IDEF в системе менеджмента качества для описания и классификации процессов по данному направлению деятельности современного промышленного предприятия.

Безопасность интегрированных корпоративных структур на основе риск-ориентированного подхода к управлению цепями поставок

В статье проанализирован риск-ориентированный подход к управлению интегрированными корпоративными структурами и цепями поставок. Сделан вывод о решающем значении информационного обеспечения и эффективных коммуникаций в управлении рисками в цепях пост...

Особенности и актуальность использования ERP-систем в современном бизнесе

Активное развитие и интеграция различных информационных технологий приводит к колоссальным качественным изменениям в профессиональных областях деятельности человека. Одним из актуальных направлений развития данного вопроса является цифровизация и пов...

Проблемы интеграции системы риск-менеджмента в предпринимательских структурах

В статье анализируются особенности интегрированного подхода к управлению рисками в предпринимательских структурах. Перечислены основные элементы и преимущества интегрированной системы управления рисками. Обосновывается важность перехода к интегрирова...

Похожие статьи

Тенденции информационного менеджмента

В статье автор рассматривает тенденции информационного менеджмента и внедрение информационных технологий в различных компаниях, подчеркивая их влияние на конкурентоспособность и операционную эффективность.

Цифровой менеджмент в управлении проектами

Исследование посвящено характеристике цифрового менеджмента в управлении проектами. Выделены основные преимущества цифрового менеджмента в управлении проектами. Автором отмечены цифровые инструменты и технологии, необходимые для эффективного управлен...

Реализация информационной безопасности на предприятии в условиях Индустрии 4.0

В статье рассмотрены механизмы управления информационной безопасностью на предприятии, влияние информационных технологий (ИТ) на информационную безопасность.

Интеграция автоматизированных систем управления персоналом на предприятии: исследование степени разработанности вопроса и основных проблем внедрения

В статье автор исследует внедрение автоматизированных систем управления в бизнес-процессы предприятия.

Менеджмент рисков информационной безопасности как непрерывный процесс

В данной статье рассматривается риск-менеджмент как непрерывный процесс. Описываются инфраструктура и процесс менеджмента рисков с точки зрения цикла PDCA. Выявляются преимущества внедрения риск-ориентированного подхода в области информационной безоп...

Формирование методологии управления IT-проектами на основании гибкой структуры процесса управления проектами

Исследование посвящено нахождению методологии управления IT-проектами. Выделены основные этапы управления. Автором отмечены технологии и инструменты, необходимые для эффективного управления проектами.

К вопросу о требованиях к моделированию сети деловых процессов на базе IDEF0 в системах менеджмента качества на современном промышленном предприятии

Статья рассматривает применение моделирования по методике IDEF в системе менеджмента качества для описания и классификации процессов по данному направлению деятельности современного промышленного предприятия.

Безопасность интегрированных корпоративных структур на основе риск-ориентированного подхода к управлению цепями поставок

В статье проанализирован риск-ориентированный подход к управлению интегрированными корпоративными структурами и цепями поставок. Сделан вывод о решающем значении информационного обеспечения и эффективных коммуникаций в управлении рисками в цепях пост...

Особенности и актуальность использования ERP-систем в современном бизнесе

Активное развитие и интеграция различных информационных технологий приводит к колоссальным качественным изменениям в профессиональных областях деятельности человека. Одним из актуальных направлений развития данного вопроса является цифровизация и пов...

Проблемы интеграции системы риск-менеджмента в предпринимательских структурах

В статье анализируются особенности интегрированного подхода к управлению рисками в предпринимательских структурах. Перечислены основные элементы и преимущества интегрированной системы управления рисками. Обосновывается важность перехода к интегрирова...