Задача распределения однородных непрерывных ограниченных ресурсов в иерархических системах транспортного типа с древовидной структурой
Авторы: Полянский Иван Сергеевич, Фролов Михаил Михайлович, Лукьянченкова Наталия Евгеньевна
Рубрика: 3. Автоматика и вычислительная техника
Опубликовано в
II международная научная конференция «Технические науки в России и за рубежом» (Москва, ноябрь 2012)
Статья просмотрена: 527 раз
Библиографическое описание:
Полянский, И. С. Задача распределения однородных непрерывных ограниченных ресурсов в иерархических системах транспортного типа с древовидной структурой / И. С. Полянский, М. М. Фролов, Н. Е. Лукьянченкова. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/55/2680/ (дата обращения: 22.%м.2025).
В общем
виде,
иерархическая
система транспортного типа представлена совокупностью элементов
разделяемых на три множества: 1. пункты производства; 2.
промежуточные пункты; 3. пункты потребления однородного ресурса,
функциональная взаимосвязь между которыми представлена в виде
древовидной структуры. Задача распределения однородного ограниченного
ресурса в иерархической системе транспортного типа заключается в
определении оптимального плана перевозок, обеспечивающего эффективное
функционирование системы и заключающегося в нахождении оптимальных
объемов: 1. производства
ресурса
-м
пунктом производства (
,
где
– общее число пунктов производства однородного непрерывного
ресурса в иерархической системе); 2. потребления
ресурса
-м
пунктом потребления (
,
где
– общее число пунктов потребления однородного непрерывного
ресурса в иерархической системе), с учетом ограничений на: 1.
максимально допустимый объем производства
ресурса
-м
пунктом производства; минимально и максимально допустимые объемы
потребления
и
ресурса
-м
пунктом потребления; 3. пропускную способность
при перевозки ресурса через
-е
промежуточные пункты (
,
где
– общее число пунктов перевозки однородного непрерывного
ресурса в иерархической системе).
С учетом вышесказанного, в общем виде оптимальное распределение однородного непрерывного ограниченного ресурса в иерархической системе транспортного типа с древовидной структурой является задачей параметрического синтеза иерархической системы, формальная постановка которой запишется в виде многокритериальной оптимизационной задачи:
при условии, что
в случае, когда
где
– объем ресурса, поступающего на вход
-го
промежуточного пункта.
Согласно [1 –
3], представим иерархическую систему транспортного типа в виде
ориентированного связного графа
без петель и параллельных рёбер (корневого ориентированного дерева)
[4], представленного совокупностью непустого множества
вершин и множества
ребер двухэлементных подмножеств множества
[5]:
где
,
а
,
N
и M
– общее число вершин и ребер графа
соответственно. Причем, в рассматриваемой постановке задачи,
множество
вершин графа
представлено совокупностью непересекающихся подмножеств: 1.
– пунктов производства (корней ориентированного дерева); 2.
– промежуточных пунктов (промежуточных узлов ориентированного
дерева); 3.
– пунктов потребления (листьев ориентированного дерева), т. е.
,
с условием
и
,
,
,
.
Под
совокупностью (объединением) подмножеств множества вершин –
пунктов производства
и промежуточных пунктов
будем понимать подмножество делителей
однородного непрерывного ресурса, тогда вес ребер из множества
,
являющихся истоками из вершин подмножества
,
определяется величиной соответствующих коэффициентов деления с выхода
делителей
из подмножества
.
Обозначим через
– подмножество множества ребер графа
являющихся истоками из i-й
вершины, причем
и
.
Тогда, с
учетом вышесказанного, задача оптимального распределения однородного
непрерывного ограниченного ресурса заключается в определении весов
ребер (коэффициентов деления) истоков из вершин подмножества
по критерию
с учетом ограничений
и
дополнительного ограничения накладываемого на коэффициенты деления
k-х
(,
где
– общее число вершин графа
,
принадлежащих подмножеству
,
т.е.
)
делителей (веса рёбер) определяемые выражением
где
Геометрия решения задачи представлена на рисунке 1.
Для определения векторной
функции выражения (8)
,
в рассматриваемой постановке задачи, i3-й
элемент (
)
которой характеризует величину распределяемого в i3-й
пункт потребления однородного непрерывного ресурса
,
введем следующие обозначения. Ориентированный граф
будем задавать матрицами инциденций для прямого и обратного потоков
и
соответственно, элементы которых определяются выражениями [5]
Рис. 1. Геометрия решения задачи распределения однородного непрерывного ограниченного ресурса в иерархической системе транспортного типа с древовидной структурой.
Для
ориентированного графа
определим матрицу
,
являющуюся матрицей достижимости (т. е. если vp
вершина достижима из vi,
то (i,
p)-й
элемент матрицы достижимости равен 1, в противном случае – 0,
)
для пути кратности r
(r
задает число ребер, проходя через которые из
vi
вершины есть путь в vp
вершину). Матрица
определяется равенством
Поскольку
является ориентированным связным графом без петель и параллельных
рёбер, то, согласно [5], величина r
ограничена значением R,
определяющим максимально-возможное число
ребер, проходя через которые существует путь из i-й
вершины в p-ю.
Величина R
определяется максимально допустимым числом переходов, для которых
норма матрицы
не равна нулю, т.е.
,
а
.
Введем
векторную функцию
,
i-й
элемент (
)
которой определяет вес i-й
вершины, т. е., в рассматриваемой постановке задачи, характеризует
объем ресурса передаваемого в i-ю
вершину графа
,
определяемую согласно выражения
где
– векторная функция, i-й
элемент (
)
которой определяет величину ресурса производимого i-й
вершиной графа
;
– R-я
векторная функция рассчитывается согласно рекуррентной формуле
В выражении (16) начальное
значение функции
и матричная функция
,
определяются равенствами
Тогда элементы векторной
функции
,
принадлежащие подмножеству
пунктов потребления ресурса множества
V
вершин графа
,
определяют i3-е
элементы искомой векторной функции
минимизируемого выражения (8):
где
– вектор размерностью
,
-е
элементы которого определяют номера вершин графа
составляющих подмножество
пунктов потребления ресурса.
Формализованную задачу распределения однородного ограниченного непрерывного ресурса в иерархической системе транспортного типа с древовидной структурой предлагается осуществлять по критерию оптимальности, путем численного решения оптимизационной задачи (8) с учетом ограничений (9), (10) и топологии (12), (13) методами второго порядка (Ньютона, Ньютона–Рафсона, Марквардта и др.) обладающими, согласно [6] и исследованию, проведенному в [7], наилучшей скоростью сходимости.
Литература:
Прилуцкий М. Х. Распределение однородного ресурса в иерархических системах древовидной структуры. Труды международной конференции «Идентификация систем и задачи управления SICPRO 2000». Москва 26-28 сентября 2000. Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН. М.: Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2000, с. 2038-2049.
Прилуцкий М. Х., Картомин А. Г. Потоковые алгоритмы распределения ресурсов в иерархических системах. Электронный журнал «Исследовано в России», 39, стр. 444-452, 2003.
Афраймович Л. Г., Прилуцкий М. Х., Многоиндексные задачи распределения ресурсов в иерархических системах.//Автоматика и телемеханика, 2006, №6, с.194-205.
Бертсекас Д., Галлагер Р. Сети передачи данных. – М.: Мир, 1989. – 544 с.
Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.: ил.
Полак Э. Численные методы оптимизации. Единый подход. : Пер. с английского Ф. И. Ерешко / Под ред. И.А. Вателя. – М., "Мир", 1974. – 376 с.
Химмельблау Д. Прикладное нелинейное программирование. – М.: изд. «МИР», 1975. – 536 с.