Планирование работы ремонтно-технологических участков с использованием современных информационных технологий
Авторы: Глухова Ирина Владимировна, Касалапова Татьяна Александровна
Рубрика: 3. Автоматика и вычислительная техника
Опубликовано в
II международная научная конференция «Технические науки в России и за рубежом» (Москва, ноябрь 2012)
Статья просмотрена: 4212 раз
Библиографическое описание:
Глухова, И. В. Планирование работы ремонтно-технологических участков с использованием современных информационных технологий / И. В. Глухова, Т. А. Касалапова. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/55/2938/ (дата обращения: 19.12.2024).
В начале XXI века развитие систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) определяется широким использованием для их построения микроэлектронной и микропроцессорной элементной базы. Новые релейные системы массового применения не разрабатываются. На всех железных дорогах сети началась интенсивная работа по замене релейной аппаратуры, проработавшей 20 и более лет и исчерпавшей свой ресурс, на современные полностью микроэлектронные или гибридные (частично релейные) системы. В отрасли возникла уникальная, ситуация за последние полвека, когда на сети одновременно используются такие принципиально отличные друг от друга с точки зрения технической эксплуатации устройства, как релейные и микроэлектронные. Непрерывный характер работы во времени требует высоких значений показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности систем ЖАТ. В релейных и микроэлектронных системах это достигается разными способами, что определяет и различные стратегии технического обслуживания устройств. Надежность релейной аппаратуры зависит не только от времени, но и от числа срабатываний и не является достаточной для полного обеспечения надежности сложных систем. Требуется еще и постоянное техническое обслуживание. Ведь в независимости от срока действия аппаратура может выйти из строя. Увеличение отказов приборов происходит вследствие перенапряжения и завышенного тока, асимметрии тягового тока, из-за просроченных приборов, заводского брака, атмосферных влияний. Для выявления и устранения неисправностей по выходу из строя приборов дистанция включает в себя ремонтно-технологический участок (РТУ). Основной объем работ, выполняемых в РТУ, составляет техническое обслуживание и ремонт съемных элементов и приборов устройств СЦБ. В состав РТУ крупных дистанций, как правило, входят участки и подразделения, обеспечивающие централизованный ремонт и замену приборов, контроль состояния кабельного хозяйства дистанции, сложные измерительные и другие работы. Поэтому современная модернизация или реконструкция стареющих устройств СЦБ, повышение их надежности, ремонтопригодности, внедрение средств автоматизированного контроля их состояния будут способствовать снижению затрат на обслуживание и ремонт этих устройств.[1]
Создание КЗ УП-РТУ ставит своей целью повышение качества и оперативности выполнения работ по замене и ремонту приборов СЦБ, обоснованности принятия решений специалистами и руководителями линейных предприятий (ШЧ) путем автоматизации процессов планирования, оптимизации и контроля исполнения работ. КЗ УП-РТУ обеспечивает автоматизацию следующих функций работников хозяйства:
создание и ведение информации о конкретных приборах и о месте их установки в составе единой базы данных коллективного пользования «ОСНАЩЕННОСТЬ УСТРОЙСТВАМИ ЖАТ»;
сопровождение перемещений приборов с выдачей технологически необходимой информации; контроль выполнения планов замены приборов;
анализ отказов приборов, произошедших по вине ремонтно-технологического участка (РТУ); планирование индивидуальных заданий работникам участков РТУ;
выдача выходных документов, определяемых технологией работы дорожного и дистанционного уровней;
поиск приборов в БД по произвольному запросу;
оптимизация планирования работ по замене приборов; оптимизация планирования работ по ремонту приборов;
представление необходимой информации для реализации функций управления других КЗ АСУ-Ш-2.
КЗ обеспечивает формирование выходных документов по утвержденной в ЦШ системе отчетности.
КЗ УП-РТУ должен быть установлен непосредственно на рабочих местах специалистов ШЧ и Ш и должен обеспечивать возможность их работы в режиме прямого подключения к SQL-Server. ПО КЗ УП-РТУ устанавливается на рабочих местах следующих пользователей: начальник РТУ, старший электромеханик РТУ при возможности у ШНС и начальников ЛПУ. Дополнительно, ПО КЗ УП-РТУ можно установить на рабочих местах руководства Ш, НОД, ШЧ для анализа информации об оснащенности дистанций и станций приборами СЦБ, а также работах по замене и ремонту приборов СЦБ. ПО КЗ УП-РТУ может быть установлено на заводах изготовителях аппаратуры СЦБ для анализа случаев отказов их приборов. [3]
Известно, что эксплуатация технических средств, полностью или почти полностью выработавших свой ресурс (нормативный срок эксплуатации), требует значительно больших эксплуатационных расходов, чем эксплуатация более «молодых» устройств.
Любая аппаратура рано или поздно выходит из строя. Так например: за 8 месяцев 2012 год на приволжской дороге количество случаев нарушений нормальной работы устройств СЦБ из-за неисправности аппаратуры различных типов составило 119 случай, что составляет 27 % от общего количества отказов по Ш (439). Количество отказов допущенных по вине работников дистанции за 8 месяцев 2012/11г. связанных с аппаратурой СЦБ уменьшилось на 5 % и составило 119/125. Количество отказов по вине линейных механиков уменьшилось на 12% и составило 61/69. Подержание надежности систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), существенно влияющей на безопасность и бесперебойность движения поездов, является, как известно, основной задачей дистанции сигнализации и связи. Редкое обслуживание систем ЖАТ приводит к увеличению отказов. Известно, например, что более 50% отказов устройств СЦБ в 1999-2009 гг. на железных дорогах России были вызваны так называемым человеческим фактором, т.е. вмешательством в работу устройств, в том числе правильно функционирующих, для выполнения регламентных работ обслуживающим эти устройства персоналом.
Ремонт и проверку аппаратуры работники РТУ выполняют в специально оборудованных помещениях. В участок СЦБ входят бригады: проверки и ремонта в стационарных условиях съемного оборудования СЦБ (приборы, блоки, трансмиттеры, электродвигатели, трансформаторы); измерения и ремонта кабеля, бесконтактной аппаратуры и защитных средств; технической документации и надежности; централизованной замены приборов СЦБ, а также выполнение части работ по техническому обслуживанию. При низкой укомплектованности линейного штата в РТУ могут создаваться централизованные бригады, выполняющие необходимый объем работ в соответствии с действующими инструкциями. [2]
С помощью создания КЗ УП-РТУ начальник РТУ может заполнять данные по специализации сотрудников и нормативный справочник аварийно–восстановительного запаса станций и закреплению мест расположения приборов за бригадами РТУ.
Инженер техотдела ШЧ или администратор комплексной автоматизированной системы управления хозяйством сигнализации, централизации и блокировки второго поколения (АСУ-Ш-2) ШЧ вводить данные по объектам дистанции (переезды, горки, парки, расположение аварийно-востановительного запаса станций, складов РТУ) с помощью модуля ведения данных по объектам инфраструктуры.
В результате реализации работы КЗ УП-РТУ начальник РТУ может своевременно уточнять данные о причинах отказов приборов в карточке отказа, сформированной в комплексе задач «Учет и анализ отказов, повреждений и неисправностей устройств ЖАТС», при необходимости согласовывая эти уточнения с ШЧДС. Также может контролировать установленные сроки проведения ремонтов и плановых замен, осуществлять общий контроль над наличием просроченных приборов на дистанции, комплектностью приборов для проведения плановых замен и состоянием аварийно-восстановительного запаса. Электромеханик РТУ производит первичное наполнение базы данных сведениями о приборах дистанции. Фиксирует факты проведения замен по возращенным с линии и заполненным карточкам замены, а при потере данных о приборах или их неполноте, готовит шаблоны форм для описи или сверки приборов и их расположения на дистанции, внося полученные данные в программу. При наличии документации в электронном виде необходимо согласовать с разработчиками КЗ УП-РТУ варианты переноса этой информации в программу. Линейный старший электромеханик (ШНС) при наличии компьютера: просматривает сформированные в РТУ карточки замены, заполняет, полученные вместе с приборами из РТУ карточки, данными по вновь установленным приборам, передает карточки в РТУ для внесения данных о движении приборов или, по согласованию с РТУ, вносит данные в базу АСУ-Ш-2 с помощью программы. Производит сверку приборов на своих объектах по данным полученным из программы (по согласованию с РТУ) производит корректировку этих данных в программе. При осуществлении внеплановых замен (по согласованию с РТУ) вносит эти данные в программу. При введении новых объектов (по согласованию с РТУ) вносит данные по приборам в программу, контролирует состояние аварийно-восстановительного запаса по своему участку.
При проведении сравнительного анализа и при отсутствии компьютера отмечается: линейный ШНС получает от старшего электромеханика РТУ карточки замены с приборами для замены по своему участку, заполняет карточки данными по проведенным заменам. При внеплановых перемещениях приборов по дистанции (отказы приборов, демонтаж и д.р.) ШНС сообщает эти данные в РТУ письменно (вносит в любую имеющуюся у него карточку замены) или по телефону. Производит сверку наличия приборов на своих объектах дистанции по справкам, предоставленным РТУ, письменно или по телефону сообщает результаты сверки. Контролирует состояние аварийно-восстановительный запас (АВЗ) по своему участку по справкам, предоставляемым из РТУ.
Старший электромеханик бригады комплексной замены при помощи компьютера получает карточки замены по своему участку, сверяет комплектность выданных приборов с карточкой. Заполняет карточки данными по проведенным заменам. Вводит (при согласовании с РТУ) информацию по заменам в программу. Производит сверку наличия приборов на объектах дистанции, заносит результаты сверки в программу (при согласовании с РТУ), а при отсутствии компьютера получает из РТУ карточки замены по своему участку, сверяет комплектность выданных приборов с карточкой, заполняет карточку данными по проведенным заменам, передает заполненные карточку и замененные приборы в РТУ, производит сверку наличия приборов на объектах дистанции по справкам, предоставленным из РТУ, передает в РТУ результаты сверки.
Разработка КЗ выполняется в технологии клиент-сервер с использованием в качестве базового для сети дорог - MS SQL-Server 2000. Основным вариантом функционирования в КЗ принят вариант с серверами на уровне Ш. Обмен информацией между серверами Ш и ШЧ (при их присутствии) должен производиться автоматически, с помощью специально разработанного в рамках АСУ-Ш-2 ПО.
Внутри ШЧ линейные ШНС и начальники ЛПУ, при наличии у него ПЭВМ и непосредственного доступа к SQL-серверу ШЧ или Ш, может самостоятельно работать в КЗ.[3]
Рис. 1. Схема информационного взаимодействия пользователей КЗ УП-РТУ в СПД дороги
В заключение можно сказать, что реализация программы КЗ УП-РТУ способствует быстрой, спланированной работе ремонтно технологического участка. КЗ УП-РТУ позволяет повысить качество и оперативность выполнения работ по замене и ремонту устройств. Современное программное обеспечение позволяет своевременно уточняет данные о причинах отказов приборов в карточке отказа, контролирует установленные сроки проведения ремонтов, плановых замен, а при осуществлении внеплановых замен (по согласованию с РТУ) вносит эти данные в программу. Осуществляет общий контроль над наличием просроченных приборов на дистанции, комплектностью приборов для проведения плановых замен и состоянием аварийно-восстановительнного запаса (АВЗ). Все это позволило значительно сократить время обслуживания аппаратуры СЦБ.
Литература:
Экономика, организация и планирование хозяйства сигнализации и связи: Учебник для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта / И.В.Карпов, С.Г.Климович, Л.И.Хляпова // М:Желдориздат,2002.-436с.
Техническая эксплуатация устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики: Учеб. пособие для вузов ж.-д.трансп./Вл.В.сапожников, Л.И.Борисенко, А.А.Прокофьев, А.И.Каменев; Под ред.Вл.В.Сапожникова.-М.:маршрут,2003.-336с.
Комплекс задач дорожного уровня «Учет приборов и планирование работы ремонтно-технологических участков РТУ (КЗ УП-РТУ) руководство пользователя 01115840.29003.002.И3.10 Санкт-Петербург 2009г.