Синтропия и эксформация как основные закономерности инновационных бизнесобразующих технологий
Автор: Лавриченко Олег Вячеславович
Рубрика: 14. Общие вопросы технических наук
Опубликовано в
Дата публикации: 10.03.2014
Статья просмотрена: 162 раза
Библиографическое описание:
Лавриченко, О. В. Синтропия и эксформация как основные закономерности инновационных бизнесобразующих технологий / О. В. Лавриченко. — Текст : непосредственный // Технические науки: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/89/5293/ (дата обращения: 15.11.2024).
В современных условиях развития мировой экономики, основными тенденциями которой являются глобализация и ужесточение конкуренции, в решении задачи обеспечения динамически устойчивого развития промышленного предприятия первостепенная роль принадлежит его инновационной системе. Ее эндогенной основой являются инновационные бизнесобразующие технологии, поэтому через их внедрение возможно обеспечить не только обновление производственной базы, но и модернизацию промышленного предприятия в целом.
Информационные и когнитивные технологии, к которым относятся и инновационные бизнесобразующие технологии, наряду с технологиями информационных и управляющих систем, входят в перечень критических технологий современной России, определенных в Указе Президента России № 899 от 7 июля 2011 года, а также являются приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники согласно «Прогнозу научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Почему именно инновационные бизнесобразующие технологии?
В 2011 году Минэкономразвития разработало ключевые показатели развития национальной экономики по данным «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Таблица 1).
Таблица 1
Ключевые показатели развития национальной инновационной экономики России [1].
Наименование индикатора |
Период |
||
2010 |
2016 |
2020 |
|
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 000 населения) |
1,95 |
3 |
4 |
Число созданных передовых производственных технологий |
864 |
1500 |
2500 |
Интенсивность затрат на технологические инновации (удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг) |
1,39 |
2 |
2,5 |
Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг в % |
7 |
12 |
15 |
Место России в рейтинге стран мира в области развития информационного общества (в соответствии с международными рейтингами) |
59 |
30 |
18 |
Уровень соответствия международным стандартам нормативно-правовой базы в России в области инновационной деятельности в % |
30 |
80 |
100 |
Состояние эффективности инновационной активности российских предприятий, несмотря на позитивную оценку общей направленности национальной доктрины развития экономики, на сегодняшний день, к сожалению, не является основанием для оптимизма.
Это подтверждается и отсутствием взаимосвязи между затратами на технологические инновации и долей отгруженной инновационной продукции в национальном товарообороте (по данным Федеральной службы государственной статистики в 2011 году). Так, если затраты на технологические инновации составляли: в 2003 г. — 200, в 2007 г. — 230, в 2008 г. — 260, а в 2010 г. -350 млрд.руб., — то объем отгруженной инновационной продукции составил по годам соответственно: 300, 350, 430 и 350 млрд.руб. После 2008 года наблюдается постоянное снижение объема инновационной продукции, а в настоящее время затраты на инновации даже превысили его. [2]
На основании этих данных нами сделан вывод о том, что низкая эффективность развития национальной сферы нововведений определяется отсутствием эффективных инновационных технологий непосредственно на российских хозяйствующих субъектах. А современные научно — теоретические концепции инновационного развития на микроуровне не могут в полной мере ответить на ключевые вопросы: [3]
- каковы вариативность и релевантность предлагаемых параметров инновационного потенциала предприятия применительно к различным отраслям промышленности и комплексам народного хозяйства;
- каковы методы оценки перспективной структуры баланса — количественных отношений между технологическими, маркетинговыми и организационными инновациями;
- в чем проявляются динамические отношения, алгоритмы реализации процессных и продуктовых инноваций в практике хозяйственной деятельности промышленных предприятий.
Таким образом, было установлено, что в современной теории инновационного развития регулярный менеджмент инновационной активностью промышленных предприятий актуально рассматривать во взаимосвязи с разработанной концепцией инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий, а все попытки упорядочить инновационную систему промышленного предприятия без учета этой взаимосвязи приведут лишь к ее нестабильности.
В чем суть концепции инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий?
В современной теории инновационного развития основное внимание сосредоточено на выделении экономических циклов, технологических укладов в развитии экономики. [4] Однако, на наш взгляд, основные усилия необходимо направить на развитие новых инновационных технологий, так как темп экономических перемен с каждым годом будет только нарастать. По нашему мнению, решающую роль будет играть фундаментальный экономический рост, который, в свою очередь, зависит не от регулирования экономики на макроуровне, а от развития инновационных бизнесобразующих технологий на микроуровне.
Разработанная концепция инновационных бизнесобразующих технологий базируется на двух главных постулатах: [5] а) современная экономика в большей степени основана на инновационных идеях, чем на инновационных предметах. Поэтому нужна совершенно иная институциональная инфраструктура, совершенно иная система ценообразования на инновационные идеи. Главное отличие инновационных идей от инновационных предметов состоит в том, что последние сохраняют примерно постоянную стоимость за единицу продукции, тогда как инновационные идеи имеют огромную стоимость за первую единицу продукции и очень низкую за каждую последующую. Именно поэтому и нужны институциональные изменения, чтобы обеспечить разработчику монопольное право на его идею, что позволит ему делать существенные вложения в их разработку; б) учитывая огромные прибыли от внедрения новых идей, необходимо сбалансированное (оптимальное) распределение инновационных ресурсов промышленных предприятий между объектами инноваций на основе инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий. Именно от оптимального распределения инновационных ресурсов, а также от способности менеджмента промышленных предприятий постоянно перераспределять баланс между производством и процессом инновационного поиска, открытий и генерированием инновационных идей и будет зависеть экономический рост в будущем.
Во второй половине 20 века появилось множество логически законченных, имеющих свойства адаптированности и универсальной переносимости экономических когнитивных моделей и алгоритмов, использование которых приносит достаточно точно прогнозируемые результаты. Поэтому на первый план сейчас выходят умения и навыки их правильного использования, а умение комбинировать их составные части является уже просто необходимым условием развития инновационной системы любого промышленного предприятия.
Таким образом, единицей инновационной активности и объектом приложения управляющих воздействий менеджеров предприятий являются инновационные бизнесобразующие технологии, которые представляют из себя упорядоченную совокупность регламентов и процедур, способствующих адаптации современных способов разработки и принятия управленческих решений к реальной практике инновационной деятельности. Данное определение было дано нами в кандидатской диссертации и в ранее опубликованных работах [6], однако на данном этапе исследования нас интересует другой, более высокий и сложный уровень инновационных бизнесобразующих технологий — уровень их самоорганизации.
Под инновационными самоорганизующимися бизнесобразующими технологиями мы понимаем стратегическую интегрированную самоорганизующуюся системную совокупность формализованных регламентов и процедур, объединяющую и использующую известные инновационные бизнесобразующие технологии и другие формы инновационной деятельности, комплексно решающую проблему взаимодействия информации, знания и общения между участниками инновационных процессов, автоматизирующую и регламентирующую процесс принятия технологического, организационного или маркетингового решения. Данный уровень инновационных бизнесобразующих технологий относится к когнитивным технологиям.
Инновационные бизнесобразующие технологии данного уровня — это неизмеримо более сложное социально-экономическое явление, чем простая технология или алгоритм. Они относятся к архитектурному уровню организации инновационных систем, так как систематизируют, объединяют и управляют интегрированными моделями реализации инновационных стратегий как объектами, задействованными в реализации стратегий развития промышленного предприятия.
Поэтому отличие нашего подхода от традиционных состоит в том, что инновационные самоорганизующиеся бизнесобразующие технологии являются эндогенной, центральной частью инновационной системы предприятия. То есть, они развиваются прямо пропорционально вкладываемым в них ресурсам, что для экономической науки является функцией затраченных усилий. Инвестиции добавляют ценности инновационным самоорганизующимся бизнесобразующим технологиям, а они — инвестициям. Это замкнутый круг, способствующий экономическому росту. Именно эту идею мы и пытаемся формализовать. Традиционно же инновационные технологии считались экзогенными, то есть случайными, возникающими сами по себе.
Фундаментальной основой инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий является информация о способах управления функциональными моделями реализации инновационных стратегий развития, навигационными вектор-связями итераций интеграционных моделей и алгоритмов моделей инновационных стратегий. [7]
Базовую, наиболее статичную основу инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий можно определить как онтологическую «библиотеку» моделей и алгоритмов инновационных стратегий развития, систему знаний о возможных вариантах развития и осуществления инновационных систем предприятий. В данном ракурсе инновационные самоорганизующиеся бизнесобразующие технологии можно назвать еще и энергоинформационными, так как их основной принцип — взаимодействие энергии и информации, их взаимная трансформация.
Например, автоматизировать инновационную деятельность предприятия, ввести безбумажную бухгалтерию на предприятии, создать спрос на новый товар — это простые инновационные бизнесобразующие технологии. Они опробованы, отработаны, способны к тиражированию. Из них, как из «кирпичиков», с использованием других «стройматериалов» строятся более сложные «конструкции» — инновационные бизнесобразующие технологии более высокого уровня — уровня самоорганизации.
Этими «стройматериалами» могут быть инновационные ресурсы предприятия, личное влияние и лидерские качества отдельных людей, их коммуникации и коннект между собой, а также многие другие социально-экономические явления. Например, структурные изменения состояния любого сегментированного рынка товаров, услуг или комплексное воздействие на сознание большого количества потребителей в целях формирования новых потребностей в инновационных товарах возможны уже только с применением инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий.
Главное отличие инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий от простых — это невозможность их механического переноса в другое время и пространство. Прямое воспроизведение возможно только переферийных, видимых частей стратегических совокупностей формализованных регламентов и процедур. Однако, даже в этом случае, придется делать их «семантический тюнинг», подстраивать набор смыслов под существующие условия, что обусловлено разной ментальностью потребителей. И даже при таких условиях их тиражирование даст результаты только при реализации краткосрочных инновационных проектов. [8]
Инновационные самоорганизующиеся бизнесобразующие технологии (ИСБОТ) можно представить как алгоритм действий по внедрению идеи, так и как технологию общения, коннекта между участниками реализации когнитивной интеграционной модели реализации инновационной стратегии развития, и как технологию обмена и структурирования коннекта между ними. Их можно описать как в виде сокращенного алгоритма, в виде элементарной понятийной схемы, так и создать в подробнейшем самосовершенствующемся мультимедийном формате. «Идеальная инновационная бизнесобразующпя технология» — это самосовершенствующийся интерактивный алгоритм в структуре интеграционной модели реализации инновационной стратегии развития. [9]
Коннект (в переводе с английского) означает: соединять, устанавливать взаимоотношения, налаживать контакты, связываться, соединяться, ассоциировать, то есть ставить в причинную связь, быть согласованными, устанавливать непосредственную связь. В данном случае этот термин лингвистически более близок к описанию процессов взаимодействия участников, реализующих интеграционные модели инновационных стратегий развития, чем термин «коммуникация».
Важнейшей ролью инновационной самоорганизующейся бизнесобразующей технологии является капитализация инновационных идей и действий, которые необходимо совершить для получения инноваций или нового знания, то есть они призваны не только отвечать на вопросы, но и формировать их, отправляя импульсы организаторам инновационных процессов на предприятии. Участники, включенные в процесс реализации инновационных стратегий развития, совместно принимают решения, а также вносят необходимые изменения в тот раздел инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий, за который они отвечают. Инновационные самоорганизующиеся бизнесобразующие технологии как средство корпоративного коннекта и технологии обмена эксформацией способны создавать новое знание постоянно, да еще и в полуавтоматическом режиме.
Основными закономерностями инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий, как системной совокупности регламентов и процедур, являются синтропия и эксформация.
Термин «синтропия» был впервые предложен в 1940 году итальянским математиком с русским корнями Луиджи Фантаппие, который пытался в своей теории объединить биологический и физический мир. Синтропия означает движение к упорядочению, к самоорганизации системы. По отношению к когнитивным технологиям, в которые включен человек, для того, чтобы системная совокупность действовала более эффективно и продуктивно она противодействует окружающему хаосу путем организации и упорядочения последнего, что и объясняет поведение (действие) самоорганизующихся когнитивных технологий. Синтропические процессы ведут к гибкости инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий (ИСБОТ).
Термин «синтропия», на наш взгляд, лингвистически более близок и более логично подходит для описания когнитивных технологий, каковыми являются инновационные самоорганизующиеся бизнесобразующие технологии, в то время как для описания живой системы используют термин «негэнтропия» (отрицательная энтропия), а для физической системы — термин «экстропия».
Следующей закономерностью инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий является эксформация, означающая «намеренно удаляемую информацию», то есть гипертекст инновационной самоорганизующейся бизнесобразующей технологии (ИСБОТ) для непосвященного лица не имеет никакого смысла, так как удаляемый контекст уникален лишь для ее участников. Количество информации в условном знаке гипертекста инновационной самоорганизующейся бизнесобразующей технологии (ИСБОТ) бывает малым, однако из-за принципа эксформации она передается ясно. Данный термин впервые был введен датским физиком Тором Норретрандерсом в его книге «Иллюзия пользователя» (1998) для описания систем криптографии.
Вывод: таким образом, в инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологиях отражены все интеграционные модели и алгоритмы действий по созданию инновационного продукта, его брендингу и выводу на рынок. То есть, это системообразующий многоуровневый гипертекст, заключенный в форму четкой и понятной интерактивной инструкции, что требует от нас исследовать данную экономическую категорию не только в ином направлении экономической мысли, но и диктует необходимость разработки самостоятельной области экономических знаний — экономики активного коннекта (эконоконнекта).
Литература:
1. Российский статистический ежегодник. 2011. Статистический сборник.-М.:Росстат,2011. С.38–39.
2. Яковенко В. С. К вопросу об актуальности исследований процессов инновационного развития предприятий // Молодой ученый.-2011.-№ 5.-Т.1.-С.237–239.
3. Лавриченко О. В. Инновационная стратегия как основа формирования конкурентноспособного предприятия // Научные труды Московского гуманитарного университета.-М.:Изд-во МосГУ,209.-Вып.103.-С.90–95.
4. См. Кондратьев Н. Д. Большие циклы коньюктуры и теория предвидения.-М.:Экономика,2002.-С.76–77; Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия.-М.:ЭКСМО,2007.-С.28–54.
5. Лавриченко О. В. Системный подход к определению экономической эффективности инновационных проектов // Креативная экономика.-2013.-№ 11(83).-С.91–94.
6. Лавриченко О. В. Разработка инновационной стратегии устойчивого развития промышленного предприятия:дисс. … канд.экон.наук.-М.,2013.
7. Лавриченко О. В. Разработка инновационной стратегии устойчивого развития промышленного предприятия:автореферат дисс. … канд.экон.наук.-М.:Изд-во МЭСИ,2013.
8. Лавриченко О. В. Достижение устойчивого развития промышленного предприятия в процессе реализации инновационной стратегии // Креативная экономика.-2013.-№ 7(79).-С.59–63.
9. Лавриченко О. В. Инновационная стратегия как механизм устойчивого развития предприятия // Национальная безопасность.-2011.-№ 5.-С.88–93.