Разработка кадастра особо охраняемых природных территорий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Скачкова, М. Е. Разработка кадастра особо охраняемых природных территорий / М. Е. Скачкова, Ю. И. Ефимова. — Текст : непосредственный // Технические науки: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/89/5460/ (дата обращения: 17.10.2024).

Изучены нормативно-правовые и методические основы ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Российской Федерации. Исследована структура и состав ООПТ России. Разработана модель автоматизированной информационной системы учета и мониторинга ООПТ с использованием ГИС-технологий. Апробация проведена на примере опытных объектов Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: кадастр, особо охраняемые природные территории, информационная система, заказник, заповедник.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны [4].

С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются 7 категорий указанных территорий (рис. 1):

Рис.1. Виды ООПТ

1.   Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

2.   Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

3.   Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

4.   Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

5.   Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

6.   Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

7.   Лечебно-оздоровительные местности и курорты — территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям [4].

В настоящее время на федеральном уровне ведется учет основных характеристик ООПТ (вид, количество, площадь) по заповедникам, национальным паркам, федеральным заказникам и т. д. В число федеральных ООПТ (ФООПТ) входят [2]:

-                   101 государственный природный заповедник общей площадью 33,8 млн. га;

-                   40 национальных парков общей площадью 7,74 млн. га;

-                   69 государственных природных заказников общей площадью 12,54 млн. га;

-                   28 памятников природы общей площадью 0,04 млн. га.

Распределение указанных выше ФООПТ по количеству и площади представлено на диаграммах (рис.2).

Государственный кадастр ООПТ — это системный свод документационной информации об особо охраняемых территориях федерального, регионального и местного значения [3].

Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Рис.2. Распределение ФООПТ а) по количеству; б) по площади

Государственный кадастр ООПТ состоит из двух разделов:

-              государственного кадастра ООПТ федерального значения, ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

-              государственных кадастров ООПТ регионального и местного значения, ведение которых осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кадастр ООПТ решает следующие основные задачи:

1.   накопление и систематизация данных о существующих и перспективных ООПТ, мониторинг ООПТ;

2.   анализ состояния и эффективности функционирования разных категорий ООПТ федерального, регионального и местного значения;

3.   обеспечение информацией об ООПТ органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц.

Актуальность темы исследования можно обосновать тем, что на данный момент в Санкт-Петербурге сформирована обширная система ООПТ, но единый автоматизированный учет и мониторинг ее объектов не ведется. Предлагается ввести такую систему, в которой будет размещаться комплексная информацию об ООПТ, включая атрибутивную и картографическую.

В настоящее время система ООПТ Санкт-Петербурга включает ООПТ регионального значения в количестве 12 объектов, общая площадь составляет около 13 400га. До 2025 года планируется организация 16-ти новых ООПТ в г. Санкт-Петербург.

На рис.3, 4 представлены существующие и планируемые ООПТ Санкт-Петербурга. С помощью программы МapInfo была создана картографическая и атрибутивная база данных. К созданной картографической базе была присоединена атрибутивная информация по всем ООПТ.

Дальнейший этап — наполнение атрибутивных табличных форм полной информацией о заказниках и заповедниках. Апробация разработанной модели информационной системы учета и мониторинга ООПТ Санкт-Петербурга происходило на примере ООПТ Елагин остров. В таблицу были занесены необходимые данные (дата создания, площадь, месторасположение, тип и т. д.) [3] (рис.5).

Рис.3 Существующие ООПТ Санкт-Петербурга

Рис.4. Планируемые ООПТ Санкт-Петербурга

Рис. 5. Созданная база данных Елагина острова

Таким образом, на основании изученной нормативно-правовой документации, а также особенностей ООПТ Санкт-Петербурга была разработана модель автоматизированной информационной системы для целей ведения кадастра ООПТ Санкт-Петербурга, которая включает картографическую и атрибутивную информацию, позволяет проводить автоматизированный анализ текстовых и пространственных данных.

Литература:

1.      Закон Санкт-Петербурга № 639–128 от 09.11.2011 «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения в Санкт-Петербурге» [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка. — Режим доступа: http://base.consultant.ru

2.      Кревер В. Г., Особо охраняемые природные территории России: современное состояние и перспективы развития / В. Г. Кревер, М. С. Стишов, И. А. Онуфреня — Москва: «Орбис Пиктус», 2009. — 5с.

3.      Приказ Минприроды России № 69 от 19.03.2012 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка. — Режим доступа: http://base.consultant.ru

4.      Федеральный закон № 33-ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка. — Режим доступа: http://base.consultant.ru

Основные термины (генерируются автоматически): Санкт-Петербург, общая площадь, государственный кадастр, Российская Федерация, территория, местное значение, автоматизированная информационная система, атрибутивная информация, государственная власть, особая охрана.

Похожие статьи

Правовые аспекты организации и функционирования национальных парков в Российской Федерации

В статье раскрываются особенности правового режима национальных парков в связи законодательными изменениями 2020 года. Уделяется внимание проблеме соотношения правовых режимов территорий национальных парков и расположенных на них населенных пунктов. ...

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона (на примере Иркутской области)

Рассматриваются понятие и виды рекреационных потребностей, ценности и интересы туристов и активной части населения, исследуется основа туристско-рекреационного потенциала Иркутской области в виде особо охраняемых территорий и памятников природы. Прив...

О создании информационной системы для управления имущественным комплексом предприятия на примере обеспечения реконструкции и обустройства месторождений

В статье рассматриваются предпосылки создания информационной системы для управления имущественным комплексом предприятия. Даются определения информационной системы и имущественного комплекса. Рассматривается примеры применения информационной системы ...

Влияние социально-идеологических изменений на национальное культурное наследие

В работе рассматривается опыт переоценки ценности историко-архитектурного наследия под влиянием социально-идеологических изменений в период начала и конца XX века на территории Санкт-Петербурга. На примере объекта в Санкт-Петербурге установлена социа...

Анализ современного состояния нормативной базы фасадных систем зданий в России и за рубежом

При осуществлении строительной деятельности необходимо руководствоваться общепринятыми нормативными правилами, каждый этап строительного производства должен быть подкреплен нормативной базой. В данной статье рассмотрена российская система нормативных...

Проблематика создания туристско ориентированных географических информационных систем в Крыму

Совокупность социально-экономических, культурно-исторических и природных ресурсов в пределах Крымского полуострова, придают ему огромную привлекательность для отдыха и оздоровления. Что в совокупности позволяет создать уникальные конкурентоспособные ...

Техногенные ландшафты Узбекистана и вопросы их рекультивации

Излагается географическое распространение техногенных ландшафтов на территории Узбекистана и анализируется формирование их под влиянием производственной деятельности человека. Рекомендуются разработки мелиоративных мероприятий для проведения рекульти...

Развитие государственных структур, обеспечивающих оборот земель сельскохозяйственного назначения, и особенности кадастрового учета: российский и зарубежный опыт

В статье рассматриваются особенности развития различных российских государственных структур, обеспечивающих оборот земель сельскохозяйственного назначения, с учетом последних изменений в российском законодательстве, а также с учётом опыта ведение зем...

Система управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Опыт Томской области

Обозначены проблемы истощения мировых запасов природных богатств, определено, что данный факт отрицательно сказывается на благополучии нынешних поколений и создает риски и проблемы для будущих поколений. Представлена Томская область, как важный ресур...

Правовая характеристика особо охраняемых природных территорий. Проблемы обеспечения их охраны

Авторы статьи проводят обзорный анализ правового статуса особо охраняемых природных территорий с целью выявления коллизий и пробелов законодательства Российской Федерации в данной области. В настоящее время, существует необходимость пересмотра правов...

Похожие статьи

Правовые аспекты организации и функционирования национальных парков в Российской Федерации

В статье раскрываются особенности правового режима национальных парков в связи законодательными изменениями 2020 года. Уделяется внимание проблеме соотношения правовых режимов территорий национальных парков и расположенных на них населенных пунктов. ...

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона (на примере Иркутской области)

Рассматриваются понятие и виды рекреационных потребностей, ценности и интересы туристов и активной части населения, исследуется основа туристско-рекреационного потенциала Иркутской области в виде особо охраняемых территорий и памятников природы. Прив...

О создании информационной системы для управления имущественным комплексом предприятия на примере обеспечения реконструкции и обустройства месторождений

В статье рассматриваются предпосылки создания информационной системы для управления имущественным комплексом предприятия. Даются определения информационной системы и имущественного комплекса. Рассматривается примеры применения информационной системы ...

Влияние социально-идеологических изменений на национальное культурное наследие

В работе рассматривается опыт переоценки ценности историко-архитектурного наследия под влиянием социально-идеологических изменений в период начала и конца XX века на территории Санкт-Петербурга. На примере объекта в Санкт-Петербурге установлена социа...

Анализ современного состояния нормативной базы фасадных систем зданий в России и за рубежом

При осуществлении строительной деятельности необходимо руководствоваться общепринятыми нормативными правилами, каждый этап строительного производства должен быть подкреплен нормативной базой. В данной статье рассмотрена российская система нормативных...

Проблематика создания туристско ориентированных географических информационных систем в Крыму

Совокупность социально-экономических, культурно-исторических и природных ресурсов в пределах Крымского полуострова, придают ему огромную привлекательность для отдыха и оздоровления. Что в совокупности позволяет создать уникальные конкурентоспособные ...

Техногенные ландшафты Узбекистана и вопросы их рекультивации

Излагается географическое распространение техногенных ландшафтов на территории Узбекистана и анализируется формирование их под влиянием производственной деятельности человека. Рекомендуются разработки мелиоративных мероприятий для проведения рекульти...

Развитие государственных структур, обеспечивающих оборот земель сельскохозяйственного назначения, и особенности кадастрового учета: российский и зарубежный опыт

В статье рассматриваются особенности развития различных российских государственных структур, обеспечивающих оборот земель сельскохозяйственного назначения, с учетом последних изменений в российском законодательстве, а также с учётом опыта ведение зем...

Система управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Опыт Томской области

Обозначены проблемы истощения мировых запасов природных богатств, определено, что данный факт отрицательно сказывается на благополучии нынешних поколений и создает риски и проблемы для будущих поколений. Представлена Томская область, как важный ресур...

Правовая характеристика особо охраняемых природных территорий. Проблемы обеспечения их охраны

Авторы статьи проводят обзорный анализ правового статуса особо охраняемых природных территорий с целью выявления коллизий и пробелов законодательства Российской Федерации в данной области. В настоящее время, существует необходимость пересмотра правов...