Способы реновации судовой пароэжекторной холодильной машины с деформированным корпусом испарителя
Авторы: Кокотков Илья Николаевич, Юрьев Евгений Аркадьевич, Железнов Андрей Константинович, Попов Сергей Валентинович
Рубрика: 7. Машиностроение
Опубликовано в
Дата публикации: 09.04.2014
Статья просмотрена: 168 раз
Библиографическое описание:
Кокотков, И. Н. Способы реновации судовой пароэжекторной холодильной машины с деформированным корпусом испарителя / И. Н. Кокотков, Е. А. Юрьев, А. К. Железнов, С. В. Попов. — Текст : непосредственный // Технические науки: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/89/5478/ (дата обращения: 15.11.2024).
В докладе рассматриваются вопросы в части технологии реновации пароэжекторной холодильной машины типа Э500 (далее — ПЭХМ). Предложен вариант восстановления потока пара из сопел в диффузор при деформации корпуса испарителя путем изготовления новых клиновых сопловых досок, устанавливаемых на фланцы корпуса испарителя.
Организация реновации судового оборудования, как правило, предполагает следующие этапы:
- разработка изготовителем оборудования ремонтной документации, её согласование и утверждение;
- разработка ремонтным предприятием технологической документации;
- организация ремонтного производства, изготовление стендов, средств технологического оснащения в соответствии с разработанной технической документацией.
В случае появления дефектов, не предусмотренных ремонтной документацией, конструкторское бюро ремонтного предприятия обращается к разработчику (изготовителю) изделия, согласовывая нормы износа, ремонтные размеры. В настоящем докладе показан опыт ОАО «НИПТБ «Онега» в части реновации пароэжекторной холодильной машины.
Пароэжекторная холодильная машина применяется на отечественных судах с ППУ и предназначена для обеспечения работы системы кондиционирования воздуха и других потребителей холодной воды.
Устойчивая и надёжная работа холодильной машины зависит от многих факторов, в числе которых дозированная подача пара из сопел на входные конуса диффузоров эжекторов, а также определённое количество паровоздушной смеси, поступающее на выходе из диффузоров в направлении пароотбойников. При поступлении пара, сопла должны располагаться на одной оси с входными конусами диффузоров эжекторов, а пароотбойники на одной оси с выходными конусами. Горизонтальная плоскость пароотбойника должна находиться параллельно плоскости выходного конуса диффузора (1). Расположение узлов ПЭХМ, участвующих при приёме и передаче пара, а также направление потока пара приведены на рисунке 1а.
Рабочий пар через регулятор давления пара поступает на паровую коробку, далее в сопла главного эжектора, где потенциальная энергия пара преобразуется в кинетическую. Скорость пара возрастает. Струя рабочего пара, увлекает холодный пар и воздух, идущий из испарителя, смешивается с ним и поступает во входной конус диффузора эжектора. Смесь воздуха, рабочего и холодного пара, сжимаемая в диффузоре, сбрасывается из выходного конуса диффузора в главный конденсатор, проходя через вертикально расположенный пароотбойник, состоящий из рядов прутков, которые служат для торможения потока пара, предохраняя трубки охлаждения главного конденсатора. Пароотбойник крепится подвижным соединением втулки пароотбойника с вилкой, которая жестко установлена к втулке днища корпуса испарителя.
а — поток пара в ПЭХМ до деформации корпуса испарителя; |
б — поток пара после деформации корпуса испарителя |
в — поток пара после выполненной реновации |
Рис. 1: 1 — диффузор; 2 — паровая коробка; 3 — сопло; 4 — испаритель; 5 — пароотбойник; 6 — прутки; 7 — втулка пароотбойника; 8 — трубки охлаждения главного конденсатора; 9 — вилка; 10 — втулка
В процессе эксплуатации ПЭХМ возникают нештатные ситуации, которые часто приводят к возникновению избыточного давления в корпусе испарителя холодильной машины, и как следствие, к изменению его геометрии.
При деформации в верхней части корпуса происходит отклонение плоскости сопловой доски от горизонтальной плоскости верхнего конуса диффузора на угол 15º и более, а также отклонение её оси от оси диффузора эжектора, после чего части сопел сопловой доски становятся направлены с отклонением от верхнего конуса диффузора, который предназначен для приёма рабочего пара. Отклонение сопловой доски изображено на рисунке 1б.
При деформации, в нижней части корпуса испарителя происходит отклонение оси пароотбойника от оси диффузора, а также отклонение горизонтальной плоскости пароотбойника от плоскости выходного конуса диффузора. В отдельных случаях отклонение пароотбойника приводит к касанию его о выходной конус диффузора или недостаточному зазору между ними, что создаёт повышенный шум, металлический стук. От неравномерного поступления потока струи пара на внутренние и наружные прутки пароотбойника возникает повышенная эрозия (разрушение) внутренних прутков; наиболее удалённых — до 80 %, наружных — до 10 %. Пароотбойники с отклонением на сторону перестают выполнять свои прямые функции по торможению пара на большой скорости, чтобы, в случае эрозии внутренних прутков, предохранить главный конденсатор. Машина начинает работать нестабильно (2). Изменения положения пароотбойника и направления потока пара в случае деформации корпуса испарителя приведены на рисунке 1б.
Дефект существенно влияет на ряд технических характеристик, которые необходимы для поддержания длительной, надёжной и безопасной работы машины. Неравномерное поступление рабочего пара в эжектор и главный конденсатор, в результате смещения сопловых досок и пароотбойников, приводит к следующим последствиям:
- падает хладопроизводительность машины;
- увеличивается по времени длительность поднятия вакуума;
- повышается температура рабочей воды на потребители;
- повышается солесодержание конденсата;
- машина в автоматическом режиме работает нестабильно;
- увеличивается шумность;
- увеличивается вибрация;
- появляются гидравлические удары при пуске машины.
Ремонтной документацией предусмотрена технология восстановления направления потока пара из сопел в диффузор при деформации корпуса испарителя в верхней его части. Ремонт заключается в изготовлении новых клиновых сопловых досок на фланцы корпуса испарителя с учётом его деформации. Клиновые сопловые доски позволяют восстановить соосность сопел по отношению к диффузору, а также соответствие плоскости сопловой доски по отношению к плоскости верхнего конуса диффузора эжектора. В результате замены сопловых досок весь объём рабочего пара ускоряется и поступает в нужном направлении в эжектор, тем самым, выполняя свою естественную функцию. Ремонт подразумевает следующие работы:
- демонтаж навесного оборудования, арматуры и подводящих трубопроводов к испарителю;
- проведение пневматических испытаний корпуса испарителя;
- заварка трещин, выявленных в результате испытаний;
- проведение повторных пневматических испытаний корпуса;
- изготовление новых клиновых сопловых досок в верхней части корпуса с учётом его деформации.
Авторами доклада предлагается вариант восстановления:
- направления потока пара при выходе его из диффузора эжектора в нижней части корпуса испарителя путём выравнивания оси пароотбойника с осью выходного конуса диффузора;
- соотношения плоскости пароотбойника с горизонтальной плоскостью конуса диффузора путем измения размера вилок крепления пароотбойника для равномерного поступления паровоздушной смеси из диффузора на пароотбойник.
Восстановление потока пара в нижней части корпуса позволит исключить оставшиеся нежелательные факторы, связанные с деформацией; создать условия для продолжительной, надёжной, безопасной работы холодильной машины. На рисунке 1в приведён общий вид восстановления направления потока пара после проведённого ремонта в верхней и нижней частях корпуса испарителя. Установка пароотбойников к днищу корпуса показана на рисунке 2.
Для ремонта пароотбойников, с целью восстановления потока пара в нижней части корпуса испарителя, необходимо провести следующие работы:
- произвести демонтаж и установку испарителя на главный конденсатор с помощью четырёх вертикальных стоек на высоту от 400 до 500 мм, жёстко закрепить их в отверстия фланцев испарителя и главного конденсатора;
Рис. 2: 1 — испаритель, 2 — конденсатор, 3 — стойка, 4 — вилка, 5 — пароотбойник, 6 — пластина, 7 — выходной конус диффузора, 8 — втулка днища корпуса, 9 — втулка пароотбойника, 10 — приспособление (домкрат).
- произвести разметку пароотбойников по порядковым номерам с занесением в табличную форму по четыре графы на каждый номер (нос, корма, левый и правый борт);
- выполнить измерения величины отклонения каждого пароотбойника от параллельной плоскости своего выходного конуса диффузора в четырёх точках с четырёх сторон, зафиксировав результаты измерений в табличной форме, согласно своему порядковому номеру;
- определить количество пароотбойников, имеющих отклонение в пределах допуска, и количество пароотбойников, имеющих максимальную величину отклонения, их расположение;
- демонтировать пароотбойники с максимальным отклонением, для чего необходимо:
1) cрезать вилки пароотбойника, приваренные к втулкам днища корпуса, на расстоянии от 15 до 20 мм от корпуса;
2) определить необходимую длину новых вилок с учётом величины отклонения и расстояния от днища корпуса до подвижного крепления втулки пароотбойника;
3) изготовить новые вилки с учётом измерений;
4) произвести сборку вилок с втулками пароотбойника без обжатия гаек;
5) установить приспособление (домкрат) для поджатия пароотбойника к выходному конусу диффузора;
- приспособлением, перемещая пароотбойник вверх, завести вилки во втулки днища корпуса, затем прижать пароотбойники до касания о плоскость конуса по всему контуру, предварительно установив стальную пластину толщиной 3 мм между выходным конусом диффузора и пароотбойником. Выполнить прихватки сваркой вилок к втулкам корпуса. Убрать пластину, проконтролировав щупом зазор между пароотбойником и конусом, величина зазор должен быть от 3 до 4 мм. Приварить вилки к втулкам корпуса испарителя. Обжать гайки подвижного крепления, затем их стопорить.
Заключение
1. Предложенный способ реновации ПЭХМ позволяет восстанавливать её технические характеристики, и даже улучшить конструкцию трубной полости конденсатора.
2. Внедрение предложенного способа позволяет исключить металлоёмкие и трудоёмкие работы по восстановлению геометрии формы корпуса испарителя.
Литература:
1. Восстановление эффективности судовых энергетических установок / А. М. Подсушный. — Л.: Судостроение, 1975. — 216 с.
2. Холодильные машины: учеб. для вузов / И. А. Сакун. — Л.: Машиностроение, 1985. — 510 с.
Похожие статьи
Разработка автоматизированной системы управления процессом вулканизации резинотехнических изделий
В данной статье рассматривается проект модернизации гидравлических вулканизационных прессов типа PHG-60–212/4, выполненный с целью повышения производительности и качества получаемых изделий при минимальных затратах на разработку и внедрение модернизи...
Методика экспериментальных исследований вибрационного состояния газоперекачивающего агрегата ГПА-Ц-16С
В статье обосновывается необходимость проведения экспериментальных исследований вибрационного состояния газоперекачивающих агрегатов (ГПА) ГПА-Ц-16С, которые эксплуатируются в компрессорном цехе КС-3 Долинского ЛПУМГ УМГ «Прикарпаттрансгаз». Описывае...
Эксплуатационные исследования гидропривода, оснащенного системой терморегулирования рабочей жидкости
В статье описываются результаты реализованного эксперимента по эксплуатации гидропривода транспортно-технологической машины, оснащенной системой терморегулирования рабочей жидкости при различных температурах окружающей среды. Представлены гистограммы...
Сборно-разборные трубопроводы из современных композитных материалов
В статье проведен анализ возможности использования композитных материалов (КМ) для изготовления труб магистральных сборно-разборных трубопроводов (СРТ), рассмотрены основные характеристики существующих КМ на основе высокопрочных армирующих нитей из с...
Система терморегулирования гидропривода
Для повышения работоспособности гидроагрегатов мобильных машин предлага-ется использовать систему регулирования температуры рабочей жидкости оригинальной конструкции. Приводятся основные преимущества разработанной системы, её конструктивные элементы,...
Принципы энергоемкости при проектировании подъемных механизмов лифтовых сооружений
В работе рассматриваются актуальные вопросы энергосбережения и энергоэффективности силовых подъемных механизмов с частотно-регулируемым электрическим приводом. Описаны проблемы экономии электроэнергии лифтовыми механизмами в многоэтажных зданиях и пр...
Описание теоретической модели бытовой холодильной машины с приточным вентилируемым охлаждением
В данной статье раскрывается о теоретической модели БХМ с приточным охлаждением, при помощи включения в холодильный контур дополнительных элементов для возможности подачи воздуха из окружающей среды, с последующим выводом его на конденсатор, для созд...
Анализ работы циклонов для пылеулавливания
В статье рассмотрен классический вид конструкции циклонного пылеуловителя. Проанализированы особенности работы циклонного аппарата и особенности движения пылевой смеси в циклоне. Предложены пути модернизации конструкции циклона.
Оптимизация конструкции измерительного устройства, реализующего неразрушающий контроль полимерных материалов
В работе представлены результаты математического моделирования теплопереноса в полуограниченном теле с целью определения конструктивных и режимных характеристик измерительного устройства (измерительного зонда — ИЗ), предназначенного для реализации ме...
Совершенствование систем технического диагностирования малооборотных судовых дизелей
В статье исследован вопрос влияния аберрации определения верхней мертвой точки малооборотного судового двигателя на нагарообразование выхлопного тракта. Предложенные усовершенствования методики диагностирования индикаторного процесса в малооборотном ...
Похожие статьи
Разработка автоматизированной системы управления процессом вулканизации резинотехнических изделий
В данной статье рассматривается проект модернизации гидравлических вулканизационных прессов типа PHG-60–212/4, выполненный с целью повышения производительности и качества получаемых изделий при минимальных затратах на разработку и внедрение модернизи...
Методика экспериментальных исследований вибрационного состояния газоперекачивающего агрегата ГПА-Ц-16С
В статье обосновывается необходимость проведения экспериментальных исследований вибрационного состояния газоперекачивающих агрегатов (ГПА) ГПА-Ц-16С, которые эксплуатируются в компрессорном цехе КС-3 Долинского ЛПУМГ УМГ «Прикарпаттрансгаз». Описывае...
Эксплуатационные исследования гидропривода, оснащенного системой терморегулирования рабочей жидкости
В статье описываются результаты реализованного эксперимента по эксплуатации гидропривода транспортно-технологической машины, оснащенной системой терморегулирования рабочей жидкости при различных температурах окружающей среды. Представлены гистограммы...
Сборно-разборные трубопроводы из современных композитных материалов
В статье проведен анализ возможности использования композитных материалов (КМ) для изготовления труб магистральных сборно-разборных трубопроводов (СРТ), рассмотрены основные характеристики существующих КМ на основе высокопрочных армирующих нитей из с...
Система терморегулирования гидропривода
Для повышения работоспособности гидроагрегатов мобильных машин предлага-ется использовать систему регулирования температуры рабочей жидкости оригинальной конструкции. Приводятся основные преимущества разработанной системы, её конструктивные элементы,...
Принципы энергоемкости при проектировании подъемных механизмов лифтовых сооружений
В работе рассматриваются актуальные вопросы энергосбережения и энергоэффективности силовых подъемных механизмов с частотно-регулируемым электрическим приводом. Описаны проблемы экономии электроэнергии лифтовыми механизмами в многоэтажных зданиях и пр...
Описание теоретической модели бытовой холодильной машины с приточным вентилируемым охлаждением
В данной статье раскрывается о теоретической модели БХМ с приточным охлаждением, при помощи включения в холодильный контур дополнительных элементов для возможности подачи воздуха из окружающей среды, с последующим выводом его на конденсатор, для созд...
Анализ работы циклонов для пылеулавливания
В статье рассмотрен классический вид конструкции циклонного пылеуловителя. Проанализированы особенности работы циклонного аппарата и особенности движения пылевой смеси в циклоне. Предложены пути модернизации конструкции циклона.
Оптимизация конструкции измерительного устройства, реализующего неразрушающий контроль полимерных материалов
В работе представлены результаты математического моделирования теплопереноса в полуограниченном теле с целью определения конструктивных и режимных характеристик измерительного устройства (измерительного зонда — ИЗ), предназначенного для реализации ме...
Совершенствование систем технического диагностирования малооборотных судовых дизелей
В статье исследован вопрос влияния аберрации определения верхней мертвой точки малооборотного судового двигателя на нагарообразование выхлопного тракта. Предложенные усовершенствования методики диагностирования индикаторного процесса в малооборотном ...