Влияние личностных качеств на профессиональную успешность водителей пассажирского автотранспорта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Смирнова, С. В. Влияние личностных качеств на профессиональную успешность водителей пассажирского автотранспорта / С. В. Смирнова, М. Н. Дятлов, А. Н. Тодорев, Е. Е. Родин. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/90/6011/ (дата обращения: 16.11.2024).

Как правило, профессии неоднородны по своей психофизиологической характеристике. Задачи, составляющие профессиональную деятельность, требуют мобилизации различных психофизиологических функций, и для их успешного решения нужны различные индивидуальные особенности. Чем больше таких задач входит в профессиональную деятельность, и чем они разнообразнее, тем труднее овладение профессией [1, с. 218].

В нашей стране, как и во многих странах, наибольший объем перевозок приходится на городские автобусные маршруты.

Работа водителей в городах связана со значительными нервно-эмоциональными нагрузками, причинами которых являются повышенное внимание, быстро изменяющаяся ситуация на дороге, необходимость воспринимать и перерабатывать большое количество информации.

Организация труда водителей городского пассажирского транспорта по сравнению с водителями других транспортных средств имеет свои особенности. Их работа связана с выполнением социально значимого заказа — перевозки пассажиров. Водитель автобуса несет ответственность за находящихся в салоне пассажиров и не должен подвергать опасности своими действиями других участников дорожного движения. В отличие от большинства транспортных средств, движение автобусов происходит по заданному маршруту и строго регламентированному графику.

Водитель автобуса берет и высаживает пассажиров на остановках общественного транспорта. Остановки, особенно в «часы пик», бывают насыщены другим пассажирским транспортом (троллейбусы, маршрутные такси, автобусы других маршрутов), поэтому водитель должен быть предельно внимателен и дисциплинирован.

В случаях отсутствия кондуктора в салоне в обязанности водителя входят продажа и проверка проездных билетов.

Рабочий график водителя автобуса зависит от протяженности и интенсивности маршрута. На городских маршрутах это может быть работа в две смены или с утра до вечера по графику «два через два» [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что управление автотранспортными средствами, особенно перевозящими большое количество пассажиров, является сложным и ответственным делом. Чтобы эффективно и качественно управлять транспортным средством, водитель должен обладать необходимыми психофизиологическими, психологическими и личностными качествами.

При изучении отношения «человек — профессия» приходится принимать во внимание целый комплекс переменных, от которых в большей или меньшей степени зависит конечный результат: успех или неуспех. Эти переменные можно объединить в три группы, как это сделал Н. Д. Левитов.

Первая группа — мотивационные компоненты. В мотивах раскрывается, насколько данная профессия желательна или нежелательна человеку.

Вторую группу переменных составляют компоненты квалификации. Знания и умения, независимо от того, приобретаются ли они в учебном заведении или на практике, естественно, сказываются на отношении к профессии и на формирование пригодности к ней.

Подготовка, по крайней мере, в некоторых профессиях, не предусматривает всех тех ситуаций, которые возникают в трудовой деятельности, причем не из-за того, что что-то не учли при составлении программ обучения, а в силу специфики самой профессиональной деятельности. Вряд ли можно так обучить шофера, чтобы у него была готовая программа действий при любом дорожном происшествии.

Третью группу переменных составляют индивидуальные психофизиологические особенности личности [1, с. 9–10].

Особое место в изучении профессиональной деятельности специалистов занимает исследование психологических составляющих успешности. Изучение данных составляющих всегда привлекало внимание ученых.

Существуют исследования, рассматривающие характерологические и темпераментальные особенности в качестве ключевых факторов профессиональной успешности. Так, например, в исследованиях психологии операторской деятельности (В. А. Бодров, А. М. Емельянов, М. А. Котик, А. И. Куперман, Л. С. Нерсесян, Р. В. Ротенберг и др.) показано влияние личностных особенностей на эффективность и надежность профессиональной деятельности операторов в гражданской авиации, на железной дороге и автотранспорте.

В большинстве профессий с повышенными требованиями к людям имеются свои собственные «нужные» личностные характеристики, которые наряду с профессиональными навыками обеспечивают успех.

Огромная роль человеческого фактора проявляется и в процессе эксплуатации автотранспортных средств.

Для того чтобы спрогнозировать действия и поступки водителя в сложной и опасной дорожной обстановке, необходимо изучить не только его психофизиологические свойства, обеспечивающие высокий уровень водительского мастерства, но и личностные качества.

От поведения человека в семье, в обществе, по отношению к людям, его взглядов, интересов и убеждений будет завесить его профессиональная надежность за рулем автотранспортного средства.

Люди, которые ведут себя в обществе агрессивно, нагло, надменно, эгоистично, проявляя явное неуважение к другим, и в качестве водителя создают много опасных дорожных ситуаций.

Личностные качества во многом определяются такими факторами, как семейное воспитание, круг общения, образование, семейное положение, возраст, стаж работы, и другими. Они, безусловно, могут быть изменены, но это довольно длительный процесс.

В исследованиях Митракова В. М. по определению психолого — акмеологических условий развития профессиональной готовности водителей автотранспорта к действиям в экстремальных ситуациях были выделены личностные качества, имеющие большое значение для профессиональной пригодности водителей и ряд социально-психологических качеств, которые создают предрасположенность к совершению ошибок в экстремальных ситуациях.

Личностные качества, имеющие большое значение для профессиональной пригодности водителей (по данным Митракова В. М.):

-          отношение к работе, интерес к ней;

-          точность, аккуратность, чувство ответственности;

-          дисциплинированность;

-          трудолюбие;

-          отношение к другим людям: коллективизм, гуманность, чуткость, вежливость;

-          отношение к себе (самооценка);

-          скромность, самокритичность, способность правильно, объективно оценивать собственное поведение [3, с. 106].

В соответствии с действующими в Российской Федерации «Правилами дорожного движения», к управлению любым автомототранспортным средством могут быть допущены граждане, достигшие определенного возраста, успешно прошедшие обучение и аттестацию, и получившие права на вождение.

Для того чтобы работать водителем автобуса необходимо иметь водительские права категории «D». К обучению на данную водительскую категорию допускаются заинтересованные лица, достигшие двадцатилетнего возраста.

Обучение вождению автомобиля по категории «D» может проводить любое учреждение, имеющее соответствующую государственную лицензию: как автомотошкола, так и автомотоклуб.

Прием квалификационного экзамена и выдачу водительского удостоверения категории «D» производит отделение ГИБДД, находящееся по месту жительства. Экзамен включает в себя две части: теоретическую — на знание «Правил дорожного движения (ПДД)» и практическую — на оценку навыков вождения. Права категории «D» выдаются по достижении 21 года [4].

В первые две недели после начала лекций, чтобы приступить к практическим занятиям, необходимо пройти медицинскую водительскую комиссию и получить справку установленного образца.

В состав водительской комиссии входят терапевт, хирург, невролог, офтальмолог, оториноларинголог (ЛОР — врач), нарколог и психиатр [5].

Выводы о несоответствии кандидата требованиям профессии водителя до обучения делаются на основании явных и резких отклонений от средних показателей состояния здоровья и функций органов зрения и слуха.

Таким образом, в настоящее время, пригодность водителя определяется медицинским отбором.

Продолжительность обучения в автошколе составляет около четырех месяцев с момента начала занятий до сдачи экзаменов в ГИБДД (ГАИ) и получения водительских прав.

Для тех, кто имеет водительские права категорий B или С, есть возможность пройти переподготовку на категорию «D» в течение 2,5 и 2 месяцев соответственно и стать водителем автобуса [6].

В настоящее время, практически любой желающий, который имеет права категории B или С, водительский стаж три года и достиг 21-летнего возраста, в течение нескольких месяцев обучения может стать водителем автобуса.

По мнению ряда отечественных психофизиологов, работающих в областях авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта (Н. А. Игнатов, В. В. Козлов и др.) обучаться и качественно выполнять операторскую работу могут люди, психофизиологические особенности которых соответствуют требованиям профессии.

Люди различны по своим психологическим особенностям, а, следовательно, по психофизиологическим возможностям при управлении автомобилем. Дисциплинированный, старательный водитель в сложной дорожной ситуации может допустить ошибку в управлении автомобилем, если его психофизиологические возможности ограничены.

Возникает необходимость изучать психофизиологические особенности водителя не после дорожно-транспортного происшествия, а до его совершения или еще лучше до получения водительских прав [7, с. 45].

Большое, а иногда решающее значение в водительской деятельности имеет ответственное отношение к своим профессиональным обязанностям. Каковы бы ни были психофизиологические данные, если у водителя не достаточно развиты морально — нравственные качества, он периодически будет подвергать опасности жизнь пассажиров из-за агрессивной езды, неоправданному риску и пренебрежительному отношению к водительскому труду.

Не стоит также забывать, что на качество и производительность любого труда влияет удовлетворенность человека своей профессией.

Таким образом, можно сделать вывод, что при профессиональном отборе водителей пассажирского транспорта, необходимо учитывать целый комплекс психофизиологических, психологических и личностных качеств конкурсантов. И применение только медицинского отбора нельзя считать средством для выявления профессиональной пригодности будущих водителей автобусов.

Литература:

1.         Гуревич, К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М.: Наука, 1970.

2.         Дятлов, М. Н. Престиж профессии и профессиональный отбор водителей автобусов в России и Германии / М. Н. Дятлов, О. А. Мишустин, С. Н. Мишустина, С. Б. Хантимирова // Молодой ученый. — 2014. — № 10.

3.         Митраков, В. М. Психолого — акмеологические условия развития профессиональной готовности водителей автотранспорта к действиям в экстремальных ситуациях. Дисс. канд. психол. наук. Шуя, 2004.

4.         Автошкола «Аспект-Москва» (http://aspekt-moskva.ru/obycheniya/kategoriya-d).

5.         Автошкола «Университетская» (http://univeravto.ru/abiture/medkomissiya).

6.         Автошкола «Чайка» (http://school-chaika.ru/price/tseny-i-usloviya-obucheniya-v-avtoshkole).

7.         Игнатов, Н. А. Человек за рулем. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Транспорт», 1976. 184 с. с ил.

Основные термины (генерируются автоматически): водитель автобуса, дорожное движение, качество, группа переменных, категория, медицинский отбор, пассажирский транспорт, профессиональная деятельность, профессиональная пригодность водителей, управление автомобилем.

Похожие статьи

Подготовка водителя с учетом его индивидуально-психологических характеристик

Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности руководителя

Формирование профессиональной компетентности у студентов медицинских колледжей

Влияние самооценки студентов на успешность обучения в вузе

Влияние корпоративной социальной ответственности на PR-деятельность организаций

Развитие профессионально значимых нравственных качеств у будущего учителя

Влияние траектории образовательного маршрута на психологические особенности студентов

Особенности личностных качеств городских и сельских подростков

Применение индивидуального подхода при подготовке водителей автомобиля

Влияние уровня тревожности на результативность огневой подготовки у сотрудников правоохранительных органов

Похожие статьи

Подготовка водителя с учетом его индивидуально-психологических характеристик

Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности руководителя

Формирование профессиональной компетентности у студентов медицинских колледжей

Влияние самооценки студентов на успешность обучения в вузе

Влияние корпоративной социальной ответственности на PR-деятельность организаций

Развитие профессионально значимых нравственных качеств у будущего учителя

Влияние траектории образовательного маршрута на психологические особенности студентов

Особенности личностных качеств городских и сельских подростков

Применение индивидуального подхода при подготовке водителей автомобиля

Влияние уровня тревожности на результативность огневой подготовки у сотрудников правоохранительных органов