Для того чтобы таблицы стали полезным инструментом в вашей работе, нужно следить за их внешним видом и содержанием. В отличие от диаграмм и графиков , которые можно просмотреть бегло и уловить тенденции поверхностным взглядом, таблицы изучают дольше и тщательнее. Сделайте так, чтобы этот процесс был приятным для читателя. Наши советы подскажут, как этого добиться.
В первую очередь убедитесь, что таблица – наиболее подходящий формат для представления данных в вашей ситуации. Возможно, вам больше подойдут диаграммы или эффективнее будет включить информацию прямо в текст. В таблицах обычно представлены сложные или объемные данные.
Таблицы чаще всего используют, чтобы
- представить числовые данные;
- обобщить существующую литературу;
- продемонстрировать наличие или отсутствие каких-либо свойств, признаков;
- проиллюстрировать сходства и различия между связанными характеристиками и т.п.
Посмотрим, что можно сделать с содержанием и оформлением таблиц, если вы решили, что это лучший вариант представления данных для вашей научной работы.
Также рекомендуем: Как написать научную статью
Содержание таблиц: советы и рекомендации
Большинство из тех, кто будет читать вашу научную работу, в первую очередь бегло просмотрят все таблицы, диаграммы и графики. Так проще понять, о чем в целом исследование и к каким выводам вы пришли. Поэтому первый совет такой: пусть ваши таблицы будут самодостаточным элементом работы. Поставьте себя на место читателя или рецензента и просмотрите только таблицы, не читая основной текст. Вам понятно, о чем работа? Или вы скорее запутались? Держите в голове эту мысль, когда будете вносить правки: таблица – это самостоятельная часть вашей работы.
Объединяйте таблицы с похожим содержанием и разделяйте те из них, в которых слишком разнородная информация. Слишком громоздкие и нагруженные таблицы можно убрать в приложение.
Информация в таблицах и текст работы должны соответствовать друг другу. Обязательно проводите вычитку численных данных, мы знаем, это сложно и нудно — но такова ваша благородная роль исследователя!
У таблиц должны быть краткие и информативные заголовки. Если текст заголовка окажется слишком длинным, это будет отвлекать читателя. С другой стороны, заголовок должен выглядеть так, чтобы таблицу можно было изучить и без текстовой части работы. Постарайтесь ухватить суть и выразить ее в одном предложении.
Внимательно отнеситесь и к названиям строк и столбцов. Если вы представляете количественные данные, вынесете единицы измерения в заголовок столбца или строки: тогда вам не придется повторять «миллиметры» или «джоули» в каждой ячейке.
Не повторяйте информацию из таблиц в тексте. Ваша цель – не создать текстовое описание таблиц, а использовать их, чтобы проиллюстрировать свои тезисы эффективно организованными данными.
Если вы публикуете чужую таблицу, убедитесь, что у вас есть на это разрешение, и обязательно укажите источник данных в своей работе.
Внешний вид таблиц: советы и рекомендации
Самое главное — убедитесь, что таблица понятна и на нее приятно смотреть: соблюдайте достаточное расстояние между строками и столбцами и выбирайте простые, но эффектные макеты.
Аккуратно пронумеруйте свои таблицы по всему документу. Если работа объемная, вы можете пропустить несколько таблиц и не сделать на них ссылки. Как лучше всего ссылаться на таблицы в своей работе? Избегайтесь фраз в стиле «Таблица 1 демонстрирует…». Вместо этого сообщите какую-то базовую информацию, от которой читатель сможет отталкиваться, анализируя вашу таблицу. Например: «Наибольшая средняя температура в Кении приходится на март (Таблица 1)».
Правильно оформляйте сноски и библиографические ссылки — к таблицам это относится в той же мере, что и к основному тексту. Будет обидно, если вам снизят баллы за неправильный шрифт или недостающие знаки препинания. На данный момент действует национальный стандарт ГОСТ Р 7.0.5-2008. Однако его применение не является обязательным. Изучите требования к оформлению исследовательских работ, которые применяет ваш университет или научная организация, они могут отличаться от национального стандарта.
Также рекомендуем: Как оформить список литературы
Несколько слов об использовании сносок в таблицах. Если сноска относится ко всей таблице целиком, а не к отдельной ячейке, лучше поместить ее под заголовком и перед началом непосредственно таблицы. Для лучшего восприятия используйте буквенные сноски для числовой информации, и наоборот. Если таблица квадратная, представьте, что читатель сначала читает по строкам, а не по столбцам, и располагайте сноски соответственно.
Не забывайте: какой бы глубокой ни была проделанная вами работа, важно правильно оформить ее результаты. Понятность и опрятный внешний вид таблиц создадут положительное впечатление о научной работе в целом: они помогут быстрее донести ваши идеи до аудитории и повысить общее качество вашего исследования.
Также рекомендуем прочитать
Какой текстовый редактор выбрать студенту: краткий обзор
Опрос Вконтакте показал, что 76% из вас пользуются Microsoft Word и только четверть опрошенных выбирает другой текстовый редактор. Мы решили написать краткий обзор самых известных: вдруг вы упускаете полезные функции. И начнем, конечно, c Word.
Листы: печатные, авторские и другие
Очень часто авторы спрашивают нас: как правильно рассчитать объем публикации? В одном отчете требуют вписать печатные листы, в другом — авторские, в третьем — условные печатные, а в четвертом — вообще какие-нибудь невиданные учетно-издательские.
Как придумать хорошее название для научной статьи
Удачное название не спасёт плохую статью, а вот неудачное вполне может навредить хорошей.
Обсуждение