В академической среде все чаще встречается такая форма проверки знаний, как эссе. У нее немало преимуществ, но подобные задания нередко ставят в тупик как студентов, так и преподавателей. Из-за относительной новизны эссе для российского образования не все точно понимают, как его писать и как оценивать результат. Предлагаем разобраться в этом вопросе вместе.
Что такое академическое эссе
В целом под эссе понимается некий очерк, в котором в свободной форме описывается индивидуальная точка зрения на выбранную проблему. Это жанр прозы, который может носить литературно-критический или философский характер.
Фундамент эссе – личность автора: его позиция, мнение, мировоззрение. Поэтому ему присущ субъективный характер.
На первый взгляд, субъективность и наука несовместимы, ведь знания должны быть объективными. Так мы и подходим к определению академического эссе. Это очерк, подкрепляемый логическими аргументами и опирающийся на научные источники.
Проще говоря, автор академического эссе не просто приводит любые субъективные идеи, пришедшие ему в голову, но и находит им объективные обоснования.
Чем отличается от сочинения
Некоторые ассоциируют эссе с сочинением. Преимущественно виноваты в этом учителя иностранных языков, использующие это слово там, где должно быть “composition”. Хотя нечто общее действительно найти можно, отличия между двумя видами работ – более веские:
- Предметный характер. Эссеист описывает свои соображения относительно конкретного элемента реальности, а не обо всем и ни о чем.
- Общественная значимость. Предметом работы становится проблема, актуальная для общества, а не личный опыт студента (вроде «Как я провел лето» или «Как я нашла любовь в Интернете»).
- Рациональная обоснованность. Автор не просто излагает факты, а приводит логические аргументы в их подтверждение.
- Наличие ссылок. Авторская позиция подкрепляется ссылками на научные источники. Поэтому эссе всегда заканчивается списком литературы.
Этих отличий достаточно, чтобы дистанцироваться от классического сочинения. Но сразу возникает ощущение, что мы приблизились к понятию курсовой работы. На самом деле и от нее эссе достаточно далеко.
Чем отличается от курсовой работы
В тексте курсовой работы изучается определенный вопрос или тема в рамках той или иной дисциплины. Однако при написании эссе к решению этой задачи подходят совершенно иначе:
- Субъективность. В курсовой работе излагаются все точки зрения по изучаемой проблеме. Даже если предметом являются воззрения определенного ученого, студент обязан упомянуть его основных оппонентов. Автор эссе, наоборот, выбирает единственную точку зрения и обосновывает ее правильность.
- Доказательность. Курсовая работа просто излагает факты, из которых остается сделать выводы. В лучшем случае в конце студент напишет, что согласен с одной из описанных позиций, и изложит причины. Задача эссе – убедить читателя в истинности выбранного тезиса (либо опровергнуть истинность противоречащих ему), доказать правоту.
- Рефлексия. Выводы курсовой работы часто напрашиваются сами собой. Эссе же предполагает глубокое размышление: его выводы не лежат на поверхности. В процессе написания переосмысливается предмет работы и его свойства.
В курсовой работе перечисляются все взгляды на проблему, а в конце студент, преодолевая застенчивость, высказывает свое мнение. Те, кто не нацелен на высший балл, эту часть опускают вовсе.
Эссе пишется по обратному принципу. Сначала автор излагает свое видение проблемы: без него не будет данного академического текста. Потом он ищет его подкрепления в научной литературе.
Какие есть виды эссе и все ли они подходят для академических работ
Поскольку эссе – это все-таки литературный жанр, нельзя игнорировать его внутренние классификации. Наиболее интересна для нас – по способу изложения:
- Описание. Это фиксация эмпирического опыта с акцентом на те признаки, которые больше привлекли студента.
- Повествование. Это последовательный рассказ о произошедшем событии, где существенную роль играет личное восприятие случившегося эссеистом, даже если он непосредственным участником не был.
- Сравнение. Студент сравнивает два объекта по признакам, наиболее существенным на его личный взгляд. Выводы приобретают ярко выраженный субъективный характер.
- Аргументация. Эссеист занимает определенную позицию и приводит аргументы в доказательство ее правильности.
- Аналитика. Автор ищет причинно-следственные связи между явлениями и дает им индивидуальное обоснование.
Как видим, аргументация в большей степени соответствует данной выше характеристике академического эссе. Тем не менее сравнение и аналитика тоже могут использоваться для таких работ, ведь они обладают признаками научной деятельности. А вот описание и повествование для академической эссеистики не годятся: они больше соответствуют понятию литературных сочинений.
Структура академического эссе
Самое интересное, что структуры как таковой нет. Работа может обойтись без содержания, в отличие от курсовой или даже реферата. Тем не менее определенная логическая последовательность изложения текста прослеживается:
- Введение. Это пара абзацев, в которых передается базовый тезис. Из него понятно содержание всей работы и позиция автора.
- Рассуждение. Это основная часть, состоящая из отдельных идей, составляющих тезис. Каждую из этих идей подкрепляют объективными данными. Приветствуется также приведение конкретных примеров.
- Заключение. Здесь студент вновь возвращается к обозначенному тезису, но не просто озвучивает его, а подчеркивает его доказанность.
Завершается текст списком литературы. Без него обойтись нельзя, в противном случае текст из академического эссе превратится в фантазийные рассуждения. Источников можно взять немного, но они должны быть достаточно авторитетными для убеждения читателей.
Практические рекомендации по написанию
Мы выяснили, что такое академическое эссе, чем оно отличается от сочинения и курсовой работы, определились с подходящими способами изложения. Тем не менее в первый раз многие окажутся в тупике на старте – и это нормально. Непривычная форма контроля сначала обескураживает, зато потом активизирует мыслительный процесс.
Что же делать для выхода из этого тупика:
- Проведите мозговой штурм с самим собой. Выпишите на листок все свои соображения по заданной проблеме. Не бойтесь противоречить общепризнанным позициям (разве что не стоит оскорблять чувства верующих, дискредитировать власть и вооруженные силы или откровенно кого-то оскорблять – эти деяния уголовно наказуемы).
- Кратко ознакомьтесь с литературой по теме. Хрестоматийных источников пока достаточно, ведь задача – понять, кто придерживается той же точки зрения, что и Вы.
- Подберите список источников. Здесь уже понадобятся монографии и научные статьи Ваших единомышленников.
- Сформулируйте тезис. Это высказывание должно быть емким, понятным и явно отражать ваш взгляд на предмет.
- Разбейте тезис на части. Имеется в виду не синтаксически (хотя и такое возможно), а семантически. Выделите несколько простых идей, которые легко аргументировать.
- Структурируйте источники. Для каждой идеи выбирайте подходящие аргументы.
- Найдите примеры. Теория здесь уже не поможет: это могут быть широко известные события, материалы судебной практики, результаты опросов.
Остается лишь связать все это в логически связанный, объединенный общей мыслью текст. Как именно это делать – зависит от Вас: это Ваши личные рассуждения, и только Вам решать, как их вести.
Также рекомендуем прочитать
Сокращения ученых степеней
В соответствии с рекомендациями Министерства науки РФ и Российской академии наук.
Налоговые вычеты за учебу: основные сведения
Российское законодательство разрешает возвращать часть уплаченного налога на доходы физических лиц в ряде ситуаций. Одной из них является получение образования на коммерческой основе. Кто и как может вернуть деньги – рассмотрим в этой статье.
Научно-исследовательская деятельность в магистратуре – требования современности
В магистратуре, в отличие от бакалавриата, большая часть нагрузки идет на самостоятельную, исследовательскую, практико-ориентированную работу и личностное развитие. За два года магистранту необходимо пройти определенный курс теоретического и практического обучения, причем практическая деятельность занимает примерно половину общего времени.
Обсуждение