Подготовка исследовательской работы, будь то диплом, магистерская или ВКР аспиранта, – это большой труд. Не говоря уже о кандидатских и докторских диссертациях. Автор изучает большое количество материала, пишет от 60 и более страниц текста. Однако фактически все это слушать никто не будет.
Выпускнику предоставят не более 15 минут. За это время ему предстоит изложить все, над чем он работал целый год (а иногда и больше). От правильно построенной речи зависит многое. По ней комиссия:
- получит общее впечатление о работе;
- оценит основные выводы, которые сделал автор;
- увидит, насколько выпускник умеет выделять главное, расставлять акценты.
Демонстрирует речь к защите и так называемые soft skills: навыки целеполагания и достижения этих целей, презентации и аргументации, управления стрессом и межличностного общения.
Поэтому подготовка выступления иногда даже важнее, чем сама исследовательская работа. Рассмотрим подробнее, на что нужно обратить внимание выпускнику при подготовке.
Оптимальный объем текста
Прежде чем приступать к написанию речи, нужно поставить себе четкие рамки. Обычно научный руководитель или заведующий кафедрой сообщает: «У вас будет 10-15 минут на выступление». Сколько вложить в них текста, никто не упоминает.
Даже если у вас огромная работа на несколько сотен страниц, не следует сильно растягивать выступление.
Как утверждает миллиардер Том Хопкинс, презентация для продажи не может длиться дольше 17 минут. После этого внимание аудитории начинает рассеиваться. А поскольку вы в некотором смысле продаете свою работу (в качестве платы вы получите хорошую оценку и желаемую специальность), разумно последовать его совету.
Планируя объем, автору следует учесть:
- Темп собственной речи. Одни за 10 минут с трудом прочитают 5 страниц, а другие – уместят все 10. Поэтому предварительно стоит оценить собственную скорость.
- Ориентацию на людей, а не на себя. Это относится к тем, кто от природы говорит торопливо. Слишком быстро произносить речь перед комиссией недопустимо. Неважно, кто входит в состав – обычные преподаватели или академики-лауреаты. Они, прежде всего, люди. Им нужно понять, о чем вы говорите, чтобы оценить вашу компетентность и задать вопросы.
- Особенности восприятия аудитории. Чем старше состав комиссии, чем медленнее рекомендуется говорить. То же самое справедливо, если в составе есть иностранцы.
- Количество и скорость переключения слайдов. Без визуальной презентации процедуры защиты не обходятся уже давно. Соответственно, основной текст периодически будет прерываться на фразу «Следующий слайд, пожалуйста» . Далее последует небольшая задержка – количество секунд зависит от мощности университетского компьютера.
- Естественные паузы. Возможно, вам захочется сделать глоток воды в середине выступления или просто перевести дыхание. Эти временн ы е отрезки тоже следует заложить.
С секундомером придется поупражняться неоднократно. Но лучше это сделать заранее, чем сначала писать текст, а потом укорачивать его под временные рамки.
Также рекомендуем: Как студенту сделать хороший доклад на конференции
Как подготовить текст
Объем запланирован. Можно приступать к его наполнению текстом. Лучше всего начинать с обязательных компонентов речи для защиты, чтобы не жертвовать ими в конце. В целом структура выглядит так:
- Приветствие. Даже если вы здоровались, войдя в аудиторию, сделайте это снова возле микрофона.
- Представление себя. Иногда секретарь заседания сам громко объявляет имя выступающего, но иногда и предлагает ему представиться самому. Это нужно уточнить на своей кафедре.
- Обращение. «Уважаемый Председатель, уважаемые члены комиссии (или диссертационного совета), уважаемые гости» . Последних упоминают, если на защите присутствует кто-либо еще: представители предприятий города, преподаватели, не входящие в состав комиссии, или ваши однокурсники.
- Тема. Стандартно она озвучивается в формате «Позвольте представить вашему вниманию мою выпускную квалификационную работу / мое диссертационное исследование на тему…» .
- Актуальность выбранной темы. Достаточно сформулировать ее в двух-трех предложениях с выделением конкретных опор (событий, тенденций, федеральных программ и т.п.).
- Цели, задачи, объект исследования. Их можно проговорить в точности, как они указаны в работе.
- Методологическая база. У дипломников этот пункт – короткий, зато придает ценность работе. Для диссертантов он обязателен, а потому и более объемный.
- Научная новизна. Бакалавру достаточно и одного предложения. Претендентам на ученые степени предстоит написать больше, ведь это едва ли не ключевой фактор их успеха.
- Структура работы. Здесь нужно назвать общий объем текста, количество глав, единиц иллюстративного материала и использованных источников.
- Краткое содержание и выводы. Об этой части мы поговорим подробно чуть ниже.
- Указание на то, что цель работы достигнута. Ее нужно озвучить повторно и в паре-тройке предложений резюмировать, как именно она достигнута.
- Завершение. Обычно это стандартная фраза: «Мой доклад окончен. Благодарю за внимание!» . Это своеобразная логическая точка, которая не оставляет сомнения: речь действительно подошла к концу, а не прервана на полуслове.
Вычеркиваем краткое содержание и выводы. Все остальное – обязательные стандартные пункты. На самом деле они у вас уже подготовлены. Найти их можно во введении диплома или диссертации. Поэтому написать их в первую очередь будет несложно. И только после этого можно переходить к содержанию работы.
Как пересказать 100 страниц на двух листах
Именно столько в лучшем случае останется после написания всех обязательных компонентов. Но комиссии не нужны детали. Для нее главное – к чему вы в итоге пришли. Принципы изложения результатов исследования зависят от его характера.
Ситуация 1. Сугубо теоретическое исследование
Если ваша работа носит теоретический характер, тогда можно воспользоваться заготовками в виде выводов к главам. Тогда повествование будет строиться так.
«В первой главе были рассмотрены … <2-3 предложения> . Проанализировав источники, мы пришли к следующим выводам» . И далее по пунктам перечисляете сделанные выводы.
Точно так же описываете вторую и (если есть) третью главы.
Завершить рассказ предстоит общими выводами по всей работе. Перейти к ним можно через следующие связки:
- «Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить…».
- «Суммируя вышесказанное, сформулируем ключевые выводы».
- «Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы по результатам проведенного исследования».
Иными словами, сначала излагаете промежуточные выводы, потом – окончательные.
Ситуация 2. Аналитико-проектное исследование
Для исследований, имеющих аналитическую и практическую части, удобнее будет другая структура изложения результатов. На теоретической части, как правило, авторы не останавливаются. Допустимо ограничиться фразой: «Первая глава посвящена изучению теоретических основ… <темы>» – и сразу переходить ко второй.
«Во второй главе был исследован <объект> на примере деятельности <организация>. Для этого нами были рассчитаны / выявлены / определены / выведены ….
Результаты проведенного нами анализа позволили нам сделать следующие выводы…»
Теперь следует логично перейти к третьей – проектной – главе. Для этого лучше всего кратко сформулировать проблему, которая была обнаружена в результате анализа, и предложить свое решение. Это решение раскроется в выводах по третьей главе.
Подвести общие итоги можно по аналогичному принципу, что и в теоретическом исследовании.
Ситуация 3. Диссертация
Будущие ученые решают задачу составления текста для защиты гораздо раньше. В диссертациях и авторефератах настолько тщательно прорабатывается введение, что на его основе можно сделать выступление высокого качества.
В них всегда есть пункт «Положения, выносимые на защиту». Имея 5-7 таких положений, можно даже не останавливаться на содержании глав. Диссертант излагает их, после чего останавливается на:
- научной новизне результатов исследования (что заменяет конечные выводы);
- теоретической и практической значимости;
- дальнейших направлениях исследования выбранной проблемы.
Завершается речь упоминанием того, где обсуждались и публиковались результаты исследования.
Как выступать: читать по бумажке, подглядывать или рассказывать наизусть
Нет такого регламента, который запрещал бы прочитать текст выступления от начала до конца. Но тут следует учесть следующие моменты:
- Члены комиссии могут подумать, что вы плохо знакомы с содержанием своей работы. А это даст повод усомниться в том, что писали вы ее самостоятельно.
- Публичная защита предполагает контакт с аудиторией. Если же не отрывать глаза от бумажки, нужного взаимодействия не будет. Слушатели обязательно отвоюют недополученное внимание лишними дополнительными вопросами.
- Чтение сбивает с нужного настроя. Когда начнутся вопросы, вам захочется искать ответы на той же бумажке. А их там нет, и это вызовет замешательство.
Если защищающийся работал над исследованием лично, он точно знает, о чем там речь. А значит, нет риска забыть что-либо важное.
Рассказ наизусть, на мой взгляд, – это тоже крайность. На защите диплома я единственная предалась этой крайности, но никто моего порыва не оценил.
Так что умеренное подглядывание – это золотая середина. Нужно лишь найти наиболее удобный формат:
- Написать полный текст и периодически сверяться с ним.
- Быстро читать по два предложения, поднимать глаза и воспроизводить их, глядя на аудиторию. Потом можно снова опустить глаза в листочек и захватить следующие предложения. Это будет похоже на естественные движения глаз.
- Набросать тезисный план и большую часть держать в голове. Листок будет лишь опорой, не позволяющей упустить ни одной идеи.
При выборе формата выступления главное – обеспечить себе психологический комфорт.
Также рекомендуем: Как студенту сделать отличную презентацию
Нужна ли презентация
Несомненно. О ценности визуализации сегодня говорят во всех сферах. И для публичной защиты это особенно актуально. У презентации есть множество достоинств:
- Представление информации, которую трудно воспринять на слух. Это гарантирует, что вас поймут.
- Выделение основных мыслей. Это действует эффективнее, чем троекратное устное повторение.
- Расставление акцентов. Вы привлечете внимание дремлющей аудитории к нужным идеям. Это повышает шансы того, что вопросы вам зададут именно по ним.
- Отвлечение внимания от выступающего. Пока члены комиссии смотрят на экран, можно немного успокоиться. Это особенно ценно для тех, кого пугают публичные выступления.
- Дополнительные подсказки. Если защищающийся решит б о льшую часть рассказывать по памяти, перед глазами у него окажется продуманный план речи.
Как показывает практика, людям нравятся схемы. Их наличие в работе (даже теоретической) повышает ее ценность. Графические элементы нужно обязательно вынести на презентацию, чтобы их увидели все члены комиссии. Даже те, кто работу не видел и краем глаза.
Нужна ли репетиция в аудитории, где будет проходить защита
Все зависит от ваших возможностей. Если защищаться планируете в другом городе, приезжать только ради пяти минут смысла нет. Но если университет находится на соседней улице, возможностью пренебрегать не стоит. Обратите внимание на:
- Техническое оснащение. Убедитесь, откроет ли местный компьютер вашу презентацию, не будет ли зависать. Оцените, как быстро переключаются слайды.
- Экран. Запустите свою презентацию и сядьте на место, где разместится комиссия. Убедитесь, что цвета и шрифты воспринимаются достаточно четко – так же, как смотрелись на домашнем мониторе.
- Трибуну. Отрепетируйте, как вы разложите на ней бумаги, куда поставите воду, поместите указку или пульт переключения слайдов.
А главное – привыкните к помещению, если попали в него впервые или заходили нечасто. Нейробиологи подтвердили, что мозговая деятельность эффективнее, если человек находится в знакомой обстановке.
Как подготовиться к выступлению психологически
Следуя вышеперечисленным рекомендациям, вы полностью подготовитесь к защите с точки зрения разума. Но есть еще эмоции, которые нельзя игнорировать. Защита диплома или диссертации – это всегда стресс, ведь такое событие ознаменует новую веху в жизни.
Психологи рекомендуют подготовить себя морально:
- Не изматывать себя в последний день переживаниями. Можно отвлечься на хобби, которое успокаивает нервы. Но ни в коем случае нельзя мучить себя сто первым перечитыванием работы полностью.
- Разбудить в себе внутренний источник мотивации. Нужно не пугать себя тем, что в случае провала вам не дадут диплом. Лучше представлять, как счастливо вы заживете, когда успешно защититесь.
- Порепетировать. Роль строгой комиссии могут сыграть не только родственники и друзья, но и домашние любимцы. Сегодня рассказали рыбкам, которым все равно, завтра – родителям, которые в любом случае на вашей стороне, а послезавтра и перед профессурой предстать будет не страшно.
- Понаблюдать за собой со стороны. Самый просто вариант – это выступление перед зеркалом. Но сейчас можно прибегнуть и к высоким технологиям – записать видео и рассмотреть свои ошибки, исправляя их раз за разом.
Важно запомнить: дипломников никто не заваливает. Даже если вы, по словам преподавателей, – самый проблемный студент. Если вас каким-то образом удержали в вузе до самой защиты, значит, без документа об образовании уже не отпустят.
Подпортить оценку (например, с «пятерки» до «четверки») могут. Но эта цифра ни на что в будущем не повлияет. Так что переживаний она не заслуживает.
Диссертантам сложнее, но и в этом случае можно найти, чем себя успокоить. Диссертационный совет беспокоится о своей репутации и откровенно провальную работу к защите не допустит. Да и на предзащите его члены оценят, есть ли у вас шанс успешно выступить.
Чек-лист для защищающегося
- Убедитесь, что вы укладываетесь в отведенное время со своим выступлением.
- Проверьте, включает ли структура текста все обязательные компоненты.
- Подготовьте удобную для себя шпаргалку – весь текст или отдельные тезисы.
- Скоординируйте свой рассказ с презентацией.
- Отрепетируйте выступление.
- Расслабьтесь.
Также рекомендуем прочитать
Место федеральных университетов в российском образовании
Вторая половина учебного года набирает обороты. Для одиннадцатиклассников пришла пора задуматься, куда всего через несколько месяцев подавать документы для получения высшего образования. О выборе профессии говорят повсеместно, но о том, где ее получать, упоминают вскользь. Обычно используют такие критерии, как:
Виды стипендий в российских вузах
От социального положения и личного вклада студента зависит, сколько денег будет выплачивать ему вуз. Мы разберемся, какие виды поддержки обучающихся бывают и кто может на них претендовать.
Общие сведения о публикациях в Scopus и Web of Science
В научной среде все хотя бы раз слышали о публикациях в Scopus и Web of Science. Но, как показывает практика, точно сказать, что это такое, могут только те, в чьих списках трудов они присутствуют. Стараниями остальных эти публикации обрастают всевозможными мифами. Попробуем разобраться, что здесь правда, а что – вымысел.
Обсуждение