Как подготовиться к выступлению на научной конференции 22278
(Как подготовить выступление на конференции так, чтобы оно получилось достаточно серьезным, но не усыпляющим слушателей)
О ваших идеях и открытиях узнает весь свет только в том случае, если вы их правильно презентуете. Для этого нужно написать план доклада, опорный текст, визуальное сопровождение, добавить что-то оригинальное, а еще побороть страх перед публичными выступлениями. Чтобы облегчить и ускорить процесс подготовки к выступлению на научной конференции, мы собрали практические советы и лайфхаки в одну статью.
Текст выступления: на чем заострить внимание
У большинства конференций есть регламент, который включает в себя тайминг. Обычно на доклад отводится 10 минут, и около 5 минут дается на вопросы аудитории. Много ли это? Давайте посчитаем: скорость неторопливого, размеренного (и наиболее благоприятного для восприятия) темпа речи составляет около 100 слов в минуту. Следовательно, ваш текст выступления должен уложиться примерно в 2 страницы печатного текста (размер шрифта – 12 кегль).
Как говорил Марк Твен: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом», поэтому составить опорный план выступления необходимо заранее. Желательно, чтобы ваш доклад был посвящен одной-двум главным идеям – так слушателям будет легче сконцентрировать внимание, и сами вы не запутаетесь при подготовке. Что точно должно быть в вашем устном докладе:
- Научная проблема, цель и задачи исследования, методы;
- Этапы и ход исследования – как была доказана поставленная в начале гипотеза, удалось ли решить проблему;
- Научная новизна работы и ценность исследования, личный вклад докладчика и, конечно, итоги.
Более того, в нашем блоге мы уже рассказывали, что должно присутствовать в вашем докладе. Ознакомиться с планом можно здесь .
Составляя текст доклада, помните, что наиболее внимательно вас будут слушать в начале выступления, поэтому начинайте доклад с самых важных мыслей. Избегайте длинных вводных конструкций и «кучерявых» предложений (в стиле Опираясь на вышеизложенные факты и сведения, можно сделать важный вывод о том, что…). Во-первых, на слух сложные речевые обороты не воспринимаются, а во-вторых, у вас не так много времени. Говорите простыми и понятными предложениями, которые легко запомнить. Кстати, не забудьте разобраться со сложными терминами заранее – вы должны знать, что они означают, а также произносить их без ошибок, иначе испортите о своем выступлении все впечатление.
В идеале ваше выступление должно занимать на 1-2 минуту меньше отведенного времени – учитывайте такие факторы, как волнение, технические неполадки, возможные ошибки. Вы будете чувствовать себя увереннее, зная заранее, что в тайминг вы укладываетесь, и вам не придется комкать итоги и результаты вашего доклада в попытках успеть рассказать все. Если при подготовке вы понимаете, что отведенного времени действительно не хватает, подготовьте раздаточный материал. В раздаточном материале можно указать ваши расчеты, примеры, дополнительные тезисы, и не заострять на них внимания в выступлении.
Подойдите ответственно к заключению вашего доклада, так как оно станет ярким акцентом всей проведенной работы. Еще раз напомните о ключевых проблемах и основных идеях работы. Подчеркните ваш личный вклад в решение научной проблемы. Интересная мысль о том, как заканчивать выступление, есть в одной из тематических статей :
«Заканчивая доклад на студенческой конференции, Вы смело можете сказать, например: "Оценив величину структурного коэффициента в формуле Дахнова-Арчи по данным измерений на трех образцах керна, я повернул вектор развития мирозданья в направлении уменьшения энтропии". Почтенное жюри немедленно проснется, чтобы разбудить остальную аудиторию и присудить Вам поощрительную премию уже за глобальность Вашего мышления. Зато если Вы не сможете сказать, зачем вообще нужна Ваша работа, Вас деликатно размажут по стенке».
Как сделать выступление запоминающимся
Лучше всего в памяти откладывается информация, которая была получена вместе с эмоциями, сильными чувствами. Подумайте о формате вашего доклада, постарайтесь сделать его доступным и простым для восприятия, а также добавьте в него «часть себя» - личный опыт (но не забывайте, где и перед кем вы будете выступать). Особой популярностью пользуются выступления в формате сторителлинга, когда спикер раскрывает тему на примерах из жизни. Яркий пример сторителлинга – выступления с конференций TED . Если пример привести не получается, объясните в нескольких предложениях, как ваше исследование может пригодиться слушателям в обычной жизни или расскажите интересный/забавный факт, связанный с исследованием. Личная польза, необычная или смешная информация – то, что всегда привлекает внимание.
Например, ваш доклад посвящен сходствам и различиям американского, британского и австралийского английского. Попробуйте пошутить, что после вашего доклада каждый участник конференции сможет безошибочно определять место рождения носителя языка по нескольким критериям, которые вы описываете в своем исследовании – так вы завоюете внимание своих зрителей.
Идеальная презентация для выступления
Следующий важный момент подготовки – презентация . Как известно, 70% людей лучше воспринимают информацию, представленную визуально. Можно выделить несколько правил подготовки качественной презентации:
- Не перегружайте слайды информацией. Берите пример со Стива Джобса : «Один слайд – одна мысль». Но даже эту мысль стоит выразить минимальным количеством слов (вдохновляйтесь Твиттером). Ваш слайд должен кратко резюмировать то, о чем вы говорили, но никак не повторять выступление слово в слово;
- Используйте разные виды наглядного представления информации: оформляйте перечисления в списки, анализ в таблицы, статистику в диаграммы и схемы. Освежить навыки создания диаграмм в Excel поможет эта страница ;
- Подойдите к выбору цветов грамотно. Рекомендуется определить максимум 3-4 нейтральных цвета, которые сочетаются между собой. Проверить сочетаемость разных цветов можно на любом онлайн-ресурсе, например, на этом сайте . Для фона лучше выбрать пастельный светлый оттенок (бежевый, светло-голубой, светло-зеленый и т.п.), для текста взять контрастный цвет. Не забывайте о правиле, что лучше читается темный текст на светлом фоне, а не наоборот;
- Используйте фотографии и изображения для большей наглядности. Чтобы иллюстрации не выглядели как всем надоевшие картинки из Google, ищите материалы в бесплатных фотобанках: Pixabay , FreeStockImages , StockSnap и другие ;
- Заключительный совет по оформлению презентации: необязательно выбирать PowerPointв качестве единственного инструмента создания визуального сопровождения. Обратите внимание на бесплатный онлайн-сервис Canva . Здесь вы найдете множество стильных и необычных шаблонов презентаций, которые были подготовлены профессиональными дизайнерами. Еще одна альтернатива PowerPoint – веб-сервис Prezi , с помощью которого можно создать презентации с необычными переходами.
Если хотите по-настоящему «заморочиться» над презентацией, рекомендуем ознакомиться со статьей «Как сделать классную презентацию, если вы не дизайнер» от TexTerra.
Не забудьте про внешний вид
Итак, в текст «фишки» добавлены, презентация собрана, какие технические моменты остались для обдумывания? Ваш внешний вид и поведение во время доклада!
Одеться нужно неброско и аккуратно – ничто не должно отвлекать слушателей от вашего выступления (в том числе шарф с розами или рваные джинсы – последнее смотрится как минимум неуместно). Если вы выступаете на сцене с ярким освещением, лучше снять очки, с ювелирными украшениями тоже не стоит усердствовать. Обратите внимание на обувь – она должна быть чистой и ухоженной.
Во время выступления держитесь уверенно и твердо, не показывайте волнения. Это значит: не держать руки в карманах, не принимать закрытых поз (скрещенные на груди руки), не грызть ногти, не стучать ногой по полу или пальцами по кафедре, не теребить одежду, руки или записи и т.д.
Выходите к месту выступления спокойным твердым шагом. Перед тем, как начать говорить, обведите аудиторию взглядом, стараясь установить зрительный контакт со слушателями, улыбнитесь, сделайте вдох. Обязательно сделайте небольшую паузу перед тем, как начать говорить! Кстати паузы можно использовать в течение всего выступления, когда вы хотите подчеркнуть переход к следующей части, или в момент, когда аудитория отвлеклась и начала обсуждать что-либо. Подробнее о использовании пауз в выступлении можно почитать здесь .
Также во время доклада не забывайте улыбаться, общайтесь с аудиторией – никто не любит зануд. Держите спину и голову прямо, будьте открыты к слушателям. Ваши руки должны быть вашими помощниками в объяснении материала. Руки должны быть раскрыты, ладони «смотрят» на зрителей. Универсальных поз для выступлений нет, у каждого оратора свой уникальный стиль, поэтому тренируйте жестикуляцию перед зеркалом, смотрите видеовыступления известных ораторов и тренеров и перенимайте движения.
Читать текст с листочка на публичном выступлении давно считается моветоном. Доклад нужно рассказывать, бодро и с выражением. Для этого у вас должен быть план. План составьте на основе вашего текста, написанного заранее. Здесь можно воспользоваться методом mind map – структурирование большого объема информации визуально, что облегчает запоминание и восприятие текста (подробнее о mind maps и работе с ними можно узнать здесь и здесь ). Еще один вариант – основные тезисы выступления написать на карточках и разложить их последовательно, чтобы быстро и удобно пользоваться ими на докладе.
Используйте разные виды памяти при заучивании текста: прописывайте от руки основные моменты, читайте текст несколько раз, запишите себя на диктофон и слушайте по дороге на учебу/во время домашних дел, выстраивайте ассоциативный ряд. Главное – запомнить последовательность деталей вашего выступления.
Если выступление очень важное, запишите себя на камеру. Возможно, смотреть видеозапись будет неловко, но зато это поможет выявить недостатки вашей презентации: слова-паразиты, сгорбленная, неловкая поза, излишнее затягивание слов. Можно попросить близких или друзей выслушать и честно прокомментировать ваше выступление.
Еще один важный момент, о котором многие забывают – проверьте оборудование перед самим выступлением. Лучше приехать заранее, чтобы проверить микрофон, формат презентации (кстати, ее лучше сохранить и на флешке, и в облаке), пройтись по «сцене». Все это придаст уверенности в себе.
Страх публики: экспресс-методы борьбы
Все готово, до выступления остается меньше получаса, но от мысли о выходе к аудитории подкашиваются колени? Вы не одни – по статистике страх публичных выступлений идет сразу после страха смерти. Вот несколько советов, как подготовиться к выступлению:
- За несколько часов до действа позанимайтесь спортом, хотя бы прогуляйтесь – эндорфины помогут справиться со стрессом;
- Разрешите себе поволноваться. Помните, что волнуется каждый выступающий, даже самый опытный;
- Если переживаете, что публика заметит мелкие недочеты в вашем выступлении или прицепится к какому-нибудь слову, вспомните себя на их месте: так ли вы сами дотошно следите за каждым выступлением? Желаете ли вы спикеру «провалиться»? Заставьте себя поверить, что аудитория настроена к вам доброжелательно;
- Чтобы выступать было легче, и ваш перфоманс выглядел естественно, найдите знакомое лицо среди слушателей и рассказывайте о вашем открытии ему или ей. Также можно выбрать несколько доброжелательных, улыбающихся лиц в зале и представить, что вы рассказываете свой доклад им. Вы будете чувствовать поддержку, а также сможете создать эффект визуального контакта с аудиторией;
- Если вдруг произошел технический сбой, вы забыли предложение или споткнулись при рассказе, не останавливайтесь и не извиняйтесь. Если оплошность объективно небольшая, слушатели скорее всего даже не заметят ее. Если произошло что-то крупнее (зависла презентация, выключился микрофон и т.д.), постарайтесь обернуть ситуацию в шутку и продолжить выступление;
- С волнением не получается справиться? Представьте наихудший вариант развития событий, придумайте выход из этой ситуации – и расслабьтесь. Но все-таки психологи советуют программировать себя на успех – мысли материальны;
- Еще один совет по восстановлению равновесия: дышите. Дышите глубоко, задерживая на несколько секунд дыхание. При выдохе считайте в уме от 1 до 5. Фокусируйтесь не менее 5 минут, это позволит снять напряжение.
Помните, что больше всего мы боимся неизвестности. Постарайтесь прорепетировать свое выступление перед друзьями или семьей, представляя себя на реальной конференции. Согласитесь, делать что-либо во второй раз намного проще.
Как грамотно отвечать на вопросы
Заключительная и не менее важная часть вашего выступления – ответы на вопросы. Здесь тоже есть несколько правил.
При подготовке к выступлению продумайте список возможных вопросов – для этого посмотрите, какие моменты в вашем выступлении являются нераскрытыми. Дайте ответ на каждый свой вопрос.
Не перебивайте задающего вопрос. Если вопрос оказался «водянистым» или непонятным, уточните у задавшего. Также можно повторить суть вопроса для всей аудитории, ведь вполне вероятно, что есть люди, которые его просто не услышали.
Поблагодарите задавшего вопрос – это будет вежливо, а еще даст вам несколько секунд для того чтобы собраться с мыслями и перевести дух. Отвечая, подкрепляйте свои аргументы примерами из работ других ученых или из личного опыта. Если же звучит вопрос, ответ на который был в вашем выступлении, не стоит язвить в стиле «Мы уже говорили об этом». Значит, аудитории эта часть выступления оказалась непонятна – можно вернуться к этому моменту в презентации и кратко объяснить еще раз.
Эта рекомендация относится в целом к публичным выступлениям: неловкий момент, когда настало время вопросов, а в зале – гробовое молчание. В таком случае специалисты советуют пошутить, дабы разрядить обстановку и расслабить аудиторию, или расшевелить аудиторию, задав вопрос самому себе: «Перед выступлением мне задали вопрос…», «Часто мне задают вопросы о…» и т.д. И самый секретный совет: договориться заранее с другом, который будет присутствовать на конференции, о вопросе. Прекрасная (правда не совсем честная) возможность блеснуть знаниями J
Что делать, когда не можешь ответить на вопрос? Во-первых, сохранять спокойствие – «знать все на свете нереально…». Во-вторых, поблагодарить за интересный вопрос и спросить задающего, что думает он сам по этому поводу. Можно честно признаться, что вы не знаете ответа, и предложить аудитории ответить на него вместе. Главное не паниковать и не показывать своей растерянности.
Вместо заключения напомним, что самое важное в любом деле – получать от него удовольствие. Если вы наслаждаетесь процессом, то все пройдет как по маслу и без лишнего стресса. Поэтому соберитесь с духом и вперед, делиться с миром своими блестящими идеями!
Также рекомендуем прочитать
Мифы об уровнях высшего образования
В следующем году исполняется 20 лет с тех пор, как Россия присоединилась к Болонскому процессу. Тем не менее наши соотечественники еще полностью не приняли новую систему образования. Одна из причин – обыкновенное непонимание. И оно подтверждается многочисленными мифами, окружающими уровни образования. В этой статье мы займемся их развенчанием.
Какой текстовый редактор выбрать студенту: краткий обзор
Опрос Вконтакте показал, что 76% из вас пользуются Microsoft Word и только четверть опрошенных выбирает другой текстовый редактор. Мы решили написать краткий обзор самых известных: вдруг вы упускаете полезные функции. И начнем, конечно, c Word.
Основные виды учебных заведений в России
Раньше на вопрос «Куда поступаешь?» было два ответа (если не углубляться в конкретные наименования). После восьми лет обучения шли в ПТУ, после десяти – в институт. Сейчас на каждом уровне образования есть несколько вариантов учебных заведений. Попробуем разобраться, чем они отличаются друг от друга.
Обсуждение