Как студенту выбрать тему дипломной работы с пользой для себя — Молодой ученый

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Дипломная работа – это не просто логическая точка в процессе обучения в вузе. Это своеобразный рубеж, переходя через который вчерашний студент становится профессионалом. От выбора темы зависит многое:

  1. Насколько трудоемкими будут написание и последующая защита.
  2. Какого рода материал понадобится для практической части.
  3. Будут ли новыми и полезными предложения проектной части (если таковая имеется).
  4. Пригодится ли эта работа в будущем или будет выполнена, потому что так надо.
  5. Заложит ли она путь в исследовательский мир или, наоборот, навсегда закроет в нее дверь.

Поэтому не стоит тыкать пальцем в небо (точнее, в список потенциальных тем). Лучше продумать все заранее и принять взвешенное решение, ориентируясь на собственные выгоды.

Правила выбора направления

Как правило, дипломные работы пишутся по теме в рамках одной из профессиональных дисциплин. Изучают их на предпоследнем и последнем курсах. Так что с первых семестров вряд ли удастся принять решение. Но после «экватора» можно уже браться за подбор темы основательно.

Полезно раздобыть учебный план (попросить в деканате, позаимствовать у старшекурсников, скачать на сайте вуза), чтобы видеть все профессиональные дисциплины перед глазами. Предлагаем рассортировать их по квадратам такой матрицы.

Интересные и легко мне даются (1) Интересные, но сложно мне даются (2)
Легко мне даются, но неинтересные (3) Неинтересные и сложные (4)

Как в них ориентироваться:

  1. Стремимся к первому квадрату.
  2. Ко второму квадрату прибегнем, если найдется идеальный дипломный руководитель, но далекий от дисциплин первого квадрата.
  3. Третий квадрат оставим на всякий случай.
  4. Четвертый квадрат мы в рассмотрение не берем.

Вспоминая студенческие годы, я для себя распределила бы их так (у меня была специальность «Экономика и управление»). Для ровного счета возьмем по 5 дисциплин для каждого квадрата.

Интересные и легко мне даются Интересные, но сложно мне даются
  1. Финансы и кредит
  2. Менеджмент
  3. Маркетинг
  4. Хозяйственное право
  5. Финансовый менеджмент
  1. Экономическая оценка инвестиций
  2. Бухгалтерский учет
  3. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности
  4. Организация и методика аудита
  5. Социальное и экономическое прогнозирование
Легко мне даются, но неинтересные Неинтересные и сложные
  1. Экономика предприятия
  2. Налогообложение предприятия
  3. Управление качеством
  4. Логистика
  5. Производственный менеджмент
  1. Информационные технологии в экономике
  2. Статистика
  3. Планирование на предприятии
  4. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии
  5. Экономико-математические модели в экономике

Возможность использовать имеющийся материал

После того как мы разобрались с личными приоритетами, следует подумать, как можно облегчить себе задачу в теоретической части. Курсовые работы по профессиональным дисциплинам, как правило, перекликаются с темами диплома.

Также рекомендуем: Как студенту написать первую научную статью. Инструкция

Сравните список тем дипломных работ, который представит вам кафедра, со списками тем курсовых работ. Вряд ли вы найдете что-то принципиально новое – то, что не предлагал ни один преподаватель ранее. Возможность использовать готовый материал подразумевается изначально.

Имеющиеся наработки можно оценить по следующим критериям:

  1. Интерес лично для вас. Писать приходилось и по ненавистным дисциплинам, и по вполне занимательным. Вторые откладываем в отдельную стопочку.
  2. Полученная оценка. Допустим, защитить работу как следует не удалось на более низком уровне (перед одним преподавателем). Пытаться вытащить ее на более высокий уровень – государственной аттестационной комиссии – нет смысла.
  3. Качество материала. Вспомните, писали вы работу сами, компоновали из нескольких чужих или вовсе сдавали готовую. Для диплома подойдет только первый вариант. Проверка на Антиплагиат сейчас обязательна.

Вот и еще одна причина заняться выбором темы выпускной работы заранее. К примеру, на третьем курсе вы обнаружили, что ваши «курсовики» непригодны для дальнейшего использования. У вас еще будет время взяться за ум и написать качественные работы в оставшееся время.

Выбор дипломного руководителя

Успешность защиты зависит не только от стараний самого студента, но и от качества помощи наставника. Отличнику он даст ценные советы, хорошиста направит в нужное русло, а троечника дотянет до финиша.

При анализе преподавателей стоит обратить внимание на такие характеристики:

  1. Личные взаимоотношения. Вам с этим человеком работать сообща. Вы надеетесь на помощь от него, а ему предстоит вложить в вашу работу время, интеллектуальную энергию, а, возможно, и душу. Поэтому отметаем и тех, кто недолюбливает вас, и тех, кого не переносите на дух вы.
  2. Владение интересующими вас дисциплинами. Если самый лучший, на ваш взгляд, преподаватель читает общеобразовательные дисциплины, вашему диплому это никак не поможет.
  3. Опыт работы с вами. Обратите внимание на тех, с кем вы уже готовили какие-то материалы. Так вы будете иметь представление о том, какой вклад готов внести руководитель в вашу работу, что его больше интересует – содержание или оформление. Да и вообще лучше пройти небольшой «тест-драйв», чтобы понять, сработаетесь ли вы в принципе.
  4. Занятость. Узнайте заранее, готов ли симпатичный вам педагог заниматься дипломниками в принципе. Возможно, у него есть работа по совместительству, маленький ребенок или защита докторской на подходе.
  5. Количество дипломников. Одни преподаватели рады любому количеству подопечных, другие ставят лимит на их число.
  6. Популярность. Если не только вы стремитесь попасть к конкретному доценту или профессору, есть риск просто не успеть «застолбить место». Поэтому договоритесь с ним как можно раньше.

Не забудьте и о своих личных пунктиках. И студенты, и педагоги – это, прежде всего, люди. И у них могут быть свои особенности, способствующие или мешающие совместному труду.

Когда я выбирала дипломного руководителя, у меня на примете было 4 кандидатуры. Они мне нравились и как люди, и как преподаватели, а по дисциплинам попадали во все квадраты, кроме четвертого.

С двумя из них у меня был удачный опыт подготовки научно-практических статей. Это сузило круг. В итоге я выбрала ту, чей предмет попал в первый квадрат. Парадокс: работала она в университете только один день в неделю, но дипломников из года в год набирала больше всех. Вот такой талантливый ученый.

Связь с практикой

Эта часть рекомендаций адресована тем студентам, кто проходит практику честно и добросовестно. Особенно стоит обратить внимание на то, что вы собрали на производственно-профессиональной и преддипломной практиках.

На преддипломную практику многие отправляются уже с утвержденной на кафедре темой выпускной работы. Поэтому основная надежда – на производственную. Единицам удается почерпнуть что-то полезное на ознакомительной, но попробовать стоит.

Как связать результаты практик с будущей темой диплома:

  1. Проанализируйте всю документацию, которую вам удалось получить.
  2. Перечитайте инструкции, которые давали вам наставники.
  3. Подумайте, какие материалы отчетов можно использовать в качестве расчетной части дипломной работы (или хотя бы ее параграфа).
  4. Вспомните, чем конкретно вы занимались. Возможно, что-то не вошло в отчет, но сможет придать вес практической части дипломной работы.

Собственно, на выбор темы существенно влияют итоги ваших исканий по третьему и четвертому вопросу.

Если к полноценному рабочему процессу вас не допускали, не отчаивайтесь. Удалось добыть хотя бы какие-то документы – основа уже есть. Но в таком случае вас ждут усиленные размышления о том, что из имеющихся бумаг можно вытянуть.

Во избежание пустых раздумий рекомендуем поискать примерное содержание расчетных глав дипломов на заинтересовавшие темы. Посмотрите как сами тексты, так и списки использованных источников. Так вы сориентируетесь в документах, на которые опирались ваши предшественники, и поймете, в каком направлении двигаться вам.

Связь с будущей профессией или местом работы

Эта часть адресована тем, кто за годы учебы не разочаровался в выбранной специальности. Вы поняли, что это действительно то, чем вам хочется заниматься в жизни? Нужно использовать такой шанс. Ваш диплом будет написан не для галочки, а для использования в будущей работе.

Начните с организации, где проходили практику. Наберитесь смелости и заведите разговор с кем-нибудь из руководства (хотя бы с начальником отдела). Поинтересуйтесь такими вопросами:

  • чего ожидают от молодых специалистов в целом;
  • какие пробелы видны сегодня и необходимы к устранению в ближайшем будущем;
  • какие нововведения в работе планируются;
  • какие направления деятельности нуждаются в усовершенствовании;
  • интересуют ли руководство исследования молодых специалистов;
  • если да, то какие проблемы – в приоритете.

По ответам на эти вопросы вы сформируете довольно определенную картину. Станут понятны потребности организации и ваши перспективы в ней. Если вы готовы решать имеющиеся проблемы, вас будут рады видеть в штате.

Поэтому решите хотя бы одну проблему в своем дипломном проекте:

  • проанализируйте ситуацию;
  • предложите пути улучшения или даже спасения;
  • просчитайте выгоду в краткосрочной и долгосрочной перспективе (если это возможно);
  • советуйтесь с руководителем, который пошел с вами на контакт, в процессе написания работы.

Не забудьте потом презентовать результаты исследования в организации. Тогда дипломный проект станет не просто выпускной писаниной, а первой ступенькой к карьерному росту.

От курсовой до диссертации

Наконец, советы для тех, кто намерен посвятить себя исследовательской деятельности. Известны случаи, когда на успешной защите диплома звучали комплименты, вроде «Вот начало будущей диссертации». И это не просто красивые слова.

Также рекомендуем: Зачем поступать в аспирантуру

В науке приветствуется преемственность:

  • качественная курсовая ложится в основу дипломного проекта (об этом мы уже говорили выше);
  • диплом, в свою очередь, становится основой для магистерской диссертации ;
  • магистерская обогащается новизной и расширяется до кандидатской;
  • по материалам кандидатской формируется новое направление – здравствуй, докторская!

Конечно, так бывает не всегда и не у всех. Но попробовать стоит, особенно если вы сможете найти такую тему, которой будете готовы посвятить не пару ночей, а годы своей сознательной жизни.

Учитывать стоит такие различия:

Вид работы Курсовые работы / проекты Дипломная работа / проект Диссертация
Новизна Не нужна В самостоятельном подходе к практической части Необходимое условие
Нарабатываемые навыки
  • умение работать с фундаментальными источниками;
  • привычка писать самостоятельно, без плагиата;
  • правильное оформление цитирования.
  • оригинальное мышление;
  • умение эффективно использовать теоретический материал в своих разработках.
  • самостоятельность суждений;
  • способность доказывать правоту одних авторов и спорить с другими;
  • умение находить новое и развивать его.
Вывод о теме Фактически писать можно о чем угодно Пишем о том, с чем можем работать 1. Пишем о том, о чем еще не писали другие.

2. Пишем о том, о чем уже сказано много, но с принципиально новой точки зрения.

Диплом – это своеобразный промежуточный этап. И если вы планируете использовать его материал в дальнейшем, ориентируйтесь на новизну сразу. Советуйтесь с дипломным руководителем – он ведь практикующий ученый. Вам повезет, если он относится к какой-либо научной школе и будет готов вести вас дальше в конкретном проблемном поле.

Признаки идеальной темы диплома

Подводя итоги, представляем подробный чек-лист. Он поможет всесторонне оценить выбранную проблематику и принять окончательное решение – подавать заявление на утверждение или подумать еще. Вот наши критерии:

  1. Интерес лично для вас.
  2. Понятность в плане теории и практики.
  3. Наличие теоретических заготовок в виде курсовых работ.
  4. Наличие практических наработок в виде отчетов по практике.
  5. Соответствие профилю желаемого дипломного руководителя.
  6. Возможность использовать в профессиональной деятельности.
  7. Востребованность специалистами-практиками.
  8. Научная новизна (хотя бы в зачатке), позволяющая проводить дальнейшие – более глубокие – исследования.

Если вы обнаружили совпадения по 7-8 пунктам , считайте, что вы нашли и свое место в жизни. Вы точно знаете, чем хотите заниматься, и готовы работать в этом направлении. Смело принимайтесь за труд.

Соблюдено 5-6 условий? Можете не сомневаться, что диплом вы защитите. Но стоит взвесить еще раз, готовы ли вы трудиться над тем, что вряд ли пригодится в жизни.

Ну а если совпало менее 4 пунктов , вероятно, с темой вы промахнулись. От ее разработки не только не будет пользы. Вы можете нажить себе проблем как в процессе написания, так и на защите. Так что лучше попробуйте другие варианты.

Обсуждение

Задать вопрос